Конспект урока графики для детей 7-9 лет: Линия, штрих, пятно, точка – основа рисунка

Автор: Рожкова Ирина Владимировна, МБОУ ДОД «Новозыбковская детская художественная школа», г. Новозыбков, Брянская область, Преподаватель основ изобразительной грамоты и рисования, прикладной композиции, лепки.

 

Урок по изобразительной грамоте и рисованию с презентацией. Раздел «Графика». Тема: «Линия, штрих, пятно, точка – основа рисунка». Данное занятие знакомит детей с выразительными средствами рисунка, их особенностями и дает возможность  каждому ученику создать свои неповторимый, выразительный графический образ. Занятие рассчитано для детей 7-9 лет. 

Цели урока:

- познакомить с основными выразительными средствами рисунка,

- формировать умение анализировать графические работы, создавать яркий, неповторимый художественный образ,

- систематизировать знания по теме «Портрет»,

- воспитывать трудолюбие, ответственность за выполняемую работу, чувство прекрасного.

Зрительный материал: презентация.

Художественные материалы: простой карандаш, ластик, фломастеры, бумага формат А-3 и А-4.

 

Ход занятия.

1. Оргмомент.

Рисунок

Сергей Михалков        

Я карандаш с бумагой взял,

Нарисовал дорогу,

На ней быка нарисовал,

А рядом с ним корову.

Направо дождь, налево сад,

В саду пятнадцать точек,

Как будто яблоки висят

И дождик их не мочит.

Я сделал розовым быка,

Оранжевой - дорогу,

Потом над ними облака

Подрисовал немного.

И эти тучи я потом

Проткнут стрелой. Так надо,

Чтоб на рисунке вышел гром

И молния над садом.

Я черным точки зачеркнул,

И означало это,

Как будто ветер вдруг подул

И яблок больше нету.

Еще я дождик удлинил -

Он сразу в сад ворвался,

Но не хватило мне чернил,

А карандаш сломался.

И я поставил стул на стол,

Залез как можно выше

И там рисунок приколол,

Хотя он плохо вышел.

- Ребята, у нас сегодня с вами занятие – рисунок (учитель объявляет тему, цели и задачи урока)

II. Знакомство с выразительными средствами рисунка.

- Ребята, давайте вспомним, чем рисунок отличается от живописного изображения? (рисунок выполняется графическими материалами, а живопись – красками).

- А что еще, как вы думаете, кроме графических материалов  помогает художнику создавать рисунок. (линии, штрихи, пятна, точки).

- Итак, давайте попробуем дать полное определение, что же такое рисунок? (слайд 5)

- А теперь рассмотрим каждое выразительное средство отдельно. Что бы вы поставили на первое место? Почему?

Линия. (слайды 7-10)

- упражнения «Виды линий» (с помощью только одного вида линий изобразите:

прямые -  дождик, ломаные – молнию, огонь или лестницу, волнистые – цветок, волны, снежинку, округлые – цепочку, камушки разной величины, спиралевидные – новогодний серпантин, образ пуделя).

- рассматривание изображений и определение видов линий (слайды  8-10)

Штрих. (слайды 11-14)

Упражнение штрихом, различные направления.

Рассматривание работ, выполненных штрихом. (слайды 12 -14)

Пятно.  (слайды 15-18)

Рассматривание работ, определение образов.

- Ребята, как вы думаете, в какое время суток мы можем видеть окружающие нас предметы как пятно? А почему так получается?

Точка. (слайды 19- 21)

Упражнение точкой: изобразить разные по размеру точки, изобразить, что будет происходить с точкой, если она будет от нас удаляться (приближаться),изобразить падающую комету.

Рассматривание работ (слайды 19-21).

- Ребята, давайте рассмотрим работы, которые нам покажут, как может изменяться образ композиции при использовании разных средств выразительности. ( слайд 22).

 – Какая композиция вам понравилась больше всего?

- А скажите мне, пожалуйста, можно этот пейзаж изобразить используя все выразительные средства?

III. Закрепление.

Работа с графическими композициями, с целью определения выразительных средств рисунка. (слайды 24-28)

IV. Творческая работа.

С помощью линий, штрихов, пятен, точек, создать портрет человека любой профессии. (слайд 29)

Что надо вспомнить, чтобы выполнить задание?

Если видишь, что с картины

Смотрит кто-нибудь из нас, -

Или принц в плаще старинном,

Или в робе верхолаз,

Летчик или балерина,

Или Колька, твой сосед, -

Обязательно картина называется … .

1. Что такое портрет? (жанр ИЗО, изображающий человека или группу людей). (слайд 30)

2. Какие выделяют портреты по формату? (слайд 31)

По формату портреты разделяются:

головные (оплечные)

погрудные

поясные

по бедра

поколенные

во весь рост

3. Как вы думаете, какие виды портрета по формату подойдут нам сегодня лучше всего? Почему вы так думаете? (головной, поясной, погрудный, потому что нам надо изобразить только портрет человека без окружающего его фона) (слайд 32-33)

4. Определите с помощью, каких выразительных средств были созданы портреты? (слайды 35-39)

Год за годом промелькнут

И от школьного порога

В жизнь откроется дорога.

Машинисты и ткачи,

Трактористы и врачи,

Лесорубы и шахтёры,

Повара и кузнецы,

Водолазы и певцы.

Все профессии важны,

Все профессии нужны.

Для каждого нужное дело найдётся

Кто с детства в серьёз

За работу берётся.

Прекрасных профессий на свете не счесть

И каждой профессии слава и честь.

- О чем стихотворение?

- А какие профессии вам нравятся?

- Кем работают ваши родители?

- Скажите, а как можно изобразить портрет электрика, повара, пожарного?

V. Самостоятельная работа. (учащиеся изображают портрет)

VI. Итог (просмотр работ и анализ)

 

Скачать  Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!

Добавить комментарий
Mail.ru counter