Конспект урока: «Пытаемся понять, почему люди фантазируют» Т.Пономарёва «Автобус». 3 класс

Цели  урока:

- учить  школьников  видеть  в  тексте  присутствие  не  только  героев  рассказа, но  и  героя  рассказчика;

-обсудить  с  детьми  особенности  жанров  сказки,  рассказа,  небылицы  и  выяснить,  что  они  различаются  по  своей  цели  и  построению;

- при  помощи  системы  вопросов  побудить  детей  неоднократно  перечитывать  и  просматривать  текст  для  подтверждения  своего  ответа;

- подвести  детей  к  выводу, что  под  взглядом  человека,  обладающего  фантазией  и  развитым  воображением,  обычные  предметы  становятся  чудесными.

Ход  урока

1.Оргмомент.

2.Этап  мобилизации.

 Сегодня  очередное  занятие  клуба  « Ключ  и  заря». Мы  продолжим  начатую  нами  тему  на  прошлых  уроках.    Кто  помнит,  как  она  называется?

3.Постановка  цели  урока.

4.Проверка  д. з. ( хр.  с.36 – 38)

Выразительное  чтение  стихотворения  Э. Мошковской  «Мотылёк».

5.Определение  новой  темы  по  оглавлению  с.5

Чтение  интриги  на  стр.113.

6. На  слайде  показать  портрет  писателя  и  книгу  «Укротитель  макарон».

Рассказ  учителя: Татьяна  Дмитриевна  Пономарёва  родилась 9 ноября 1977г. В Москве  у  Покровских  ворот. Училась  в  маленькой  сельской  школе  в  подмосковном  посёлке  Клязьма, потом  в  любимой  720-й московской  школе, потом  в  медицинском  училище.   Закончила Литературный  институт  им. Горького.

Работала  медицинской  сестрой, воспитателем  в  детском саду, библиотекарем, редактором… «Думаю – все  эти  мои  работы  были  по  призванию,  обо  всех  вспоминаю с  благодарностью».

В  детстве  хотела  стать  балериной, любила  читать  сказки.

На вопрос:

- Почему  Вам  нравиться  быть  писателем?

Она  отвечает:

- Не  знаю.  Наверное,  потому, что  уже  поздно  становиться  балериной.

А  ещё  потому, что  мне  всё  время  дарят  ручки  и  разные  блокнотики.

7. Рассматривание  книги «Укротитель  макарон».

Поймать  сбежавшего  из  зоопарка  льва,  укротить  сбесившиеся  макароны, успокоить  грустное  приведение  и  приютить  бездомный  автобус – не  так  уж  и  просто. Но  отважная  и  добрая  бабушка легко  справляется  с  этими  трудными делами.

8.Чтение  текста Т.Пономарёвой  «Автобус». (с.114 – 115)

9.Выполнение  заданий  с.115 - 118.

Сколько  героев (действующих  лиц) в  этой  истории? (Ответы  детей)

Миша  говорит, что  двое, а  Маша – что  их  не  меньше  трёх.

А  как  думаешь  ты ?

Поведение  автобуса  напоминает  тебе  чьё- то  ещё  поведение? Чьё  именно? Объявление  в  газете  подтверждает  твою  догадку? (Дети  ищут  подтверждение  своих  ответов  в  тексте.)

Симпатичный  ли  человек  бабушка? Она  похожа  на  твою  бабушку?

10.Определение  Жанра  произведения . ( стр.115-117)

-Это  сказка  или  рассказ? – спросила  Машина  подружка  Таня  Перова?

-Конечно,  это  сказка! – рассмеялся  Миша.- Разве  автобус  может  потеряться? Может  вести  себя,  как  собака?

-Это  рассказ! – убеждённо  возразила  Маша, но  доказать  не  смогла.

-Это  небылица,- сказал  Костя  Погодин. Все  выжидательно  посмотрели  на  Михаила  Потаповича.

- Выдумка может быть и в небылице, и в рассказе, и в сказке, - сказал Главный Библиотекарь. - Я предлагаю сначала обсудить Костино мнение. Чтобы решить, прав ли Костя, нужно задуматься над тем, что у небылицы, у сказки и у рассказа - разные цели.

Познакомься с содержанием плаката Летучей Мыши.

Цель небылицы - поразить воображение слушателей необыкновенной
выдумкой, тем, чего не бывает.

Цель сказки - приоткрыть слушателям тайны природных сил и научить общаться с одушевлённым миром природы и с волшебным миром.

 Цель рассказа - «рассказать» случай из жизни (пусть даже выдуманный!), но так, чтобы раскрыть характеры конкретных людей.

 Теперь ты сможешь ответить на вопрос: прав ли Костя? Этот текст - действительно небылица?

- Обсудим мнение Маши и Миши, - предложил Михаил Потапович. - Ещё раз прочитайте, каковы цели сказки и рассказа. Итак, «Автобус» - это сказка или рассказ?

Как ты ответишь на этот вопрос?

Мнения ребят разделились. Михаил Потапович сказал, что так и должно быть: по смыслу это сказка-рассказ!

- Но вот по ПОСТРОЕНИЮ это точно...

 Как ты думаешь, что ещё хотел сказать Михаил Потапович? Ты соглашаешься с ним?

В рассказе события развиваются так же, как в обычной жизни, то есть подчиняются СЛУЧАЮ. А в сказке развитие событий подчиняется строгим сказочным ЗАКОНАМ.

- Хотите проверить своё предположение? - спросила ребят Анишит Йокоповна.

- Замените в тексте слово «автобус» словом «пёс» и прочитайте ещё раз. Сразу всё увидите.

 - Тогда придётся ещё кое-что заменить, - озабоченно сказал Костя. - Пёс не может быть со спущенной шиной и треснутым стеклом!

- Хорошо, - согласилась Волшебница. - Пусть он будет со спутавшейся шерстью и с маленькой царапиной на боку. Мне важно, чтобы вы увидели, как именно развиваются события в этом тексте.

Ты тоже замени слово «автобус» словом «пёс» и проверь, действительно ли по построению это рассказ, хотя события в нём — необыкновенные?
Можно ли сказать, что автор этого произведения воспринимает неодушевлённые предметы как живые? Как называется такой приём?

 Итог: Главная  героиня (бабушка),  и  автор (Татьяна  Пономарёва) – это  люди, обладающие  фантазией  и  развитым  воображением,  и  что  под  их  взглядом  обычные  предметы  становятся  чудесными,  способными  на  превращения.

11.Поход  в  «музейный  дом»  с.122-124. Работа  по  фотографии  «Нарвские  ворота»  и  по  репродукции картины  Павла  Филонова  «Нарвские  ворота».

1) Рассказ  ученика  про  Нарвские  ворота.

Эти ворота находятся в Петербурге. Они были построены в 1834 году в память об Отечественной войне 1812 года, когда Россия воевала с Наполеоном. Сами ворота кирпичные, покрытые медными листами. А наверху - колесница. Конями управляет богиня Славы. Кони сделаны из меди!

2) Выполнение  Заданий  на  с.122 – 124.

Рассмотри Нарвские ворота на картине художника Павла Филонова. Видишь коней? Фигуру наездника? А арку под конной группой? догадываешься, какое время года изобразил художник? Почему ты так думаешь? А какой день: погожий и солнечный или хмурый и пасмурный? Докажи своё мнение.
А теперь сравни ворота на картине и на фотографии. Где ворота слились с городом в единое целое? А где они стоят обособленно, отдельно от города?

Где видно, что ворота - это вход в большой город с многоэтажными домами?

Сравни изображение коней на картине и на фотографии.

- На картине коней меньше и они очень смешные, - сказал Миша, - а на фотографии кони очень важные и торжественные.

- На картине кони как будто ожили, - заметила Маша.

А у тебя какое впечатление?

- Знаете, как называется изображение, составленное из разноцветных кусочков какого-нибудь материала? - спросила Анишит Йокоповна. - Такое изображение называется МОЗАИКОЙ.

А ты когда-нибудь видел(а) мозаику? Может быть, ты сам(а) составлял(а) мозаичное изображение?

- Художник пишет свою картину так, чтобы создать впечатление мозаики, - сказала Анишит Йокоповна. - Кто догадался, зачем он это делает?

А тебе удалось догадаться?

Миша сказал:

- Из-за этой мозаики кажется, что на улице очень солнечно и снег блестит.
Маша уверена, что разноцветные пятнышки делают картину нарядной и праздничной.

Костя Погодин решил уточнить:

- Мозаика из пятен создаёт впечатление большого города, который сверкает окнами многоэтажных домов.

А что скажешь ты?

3) Итог:  Для  того,  чтобы  глядя  на  Нарвские  ворота,  изобразить  их  так,  как  это  сделал  Павел  Филатов,  нужно  обладать  воображением  и  фантазией.

12.Подведение  итогов  и  контроль  результатов.

 

Скачать Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите! 

Добавить комментарий
Mail.ru counter