Конспект урока «Сказка о царе Салтане» литературное чтение 3 класс

Автор: Вакуленко Анна Александровна, учитель начальных классов. МБОУ СОШ №30, Московская область г. Подольск.

 

Задачи:
Познавательные: познакомить учащихся со сказкой А.С. Пушкина "Сказка о царе Салтане:", углубить знания о жизни и творчестве поэта.

Развивающие: совершенствовать навыки чтения, работать над развитием выразительной речи, развивать творческие способности, воображение, обогащать словарный запас.

Воспитательные: воспитывать любовь к русской классической литературе.

УУД:

1) Личностные: действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор. Положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, стремиться к преодолению трудностей. Осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества, признание для себя общепринятых морально-этических норм, способность к самооценке своих действий, поступков.

2) Регулятивные : планировать (в сотрудничестве или самостоятельно) необходимые действия, операции, действовать по плану.

3) Познавательные: формирование умений анализировать полученный материал, с целью выделения существенных признаков и сравнения, синтез в форме сличения.

4) Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Оборудование: а) для учителя: учебник по литературному чтению О.В. Кубасов 3 класс, наглядность ИКТ. б) для ученика: учебник.

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечания

I.Организация учащихся

Здравствуйте дорогие ребята я очень рада вас всех видеть, присаживайтесь пожалуйста. Меня зовут Анна Александровна и сегодня урок литературного чтения у вас проведу я.

 

 

II. Первичный синтез

1) Подготовка к первичному восприятию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2)Биография писателя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3)Литературная викторина

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4)Словарная работа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III.Анализ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Тест

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Составление характеристики героя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

IV.Подведение итогов.

Ребята, вы любите путешествовать? А читать сказки?

Сегодня на уроке мы совершим необычное путешествие, мы отправимся в гости к А.С. Пушкину и познакомимся со сказкой, которая называется "Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди".

Перед началом нашей совместной работы, я хотела бы взять у вас интервью и узнать, что вы знаете об А.С. Пушкине и, что я ещё могу рассказать и показать вам.

Интервью.

В каком городе родился А.С. Пушкин?

К какому роду принадлежала семья Пушкиных?

На каком языке, в то время, было принято разговаривать в дворянском обществе?

 Кто в семье занимался воспитанием и образованием детей?

Ребята, а кто воспитывал Александра Пушкина?Верно, а как ее звали?

Куда А.С. Пушкина отдали учиться в 12 лет?

Молодцы, ребята, вы много знаете о детстве и семье А.С. Пушкина. А сейчас, я вам предлагаю посмотреть иллюстрации, посвящённые этому замечательному поэту и писателю.

Родители А.С. Пушкина

Саше два годика. Дом в Москве на Немецкой улице, в котором родился Пушкин.

Бабушка Мария Алексеевна и няня Арина Родионовна.

Когда Саше исполнилось 6 лет, он впервые приехал к бабушке в имение Захарово, что под Москвой. Красота полей, лугов и леса поразили воображение мальчика.

Именно бабушка Мария Алексеевна учила внука писать по-русски. Крестьяне семьи Пушкиных: дядька Никита, няня Арина Родионовна рассказывали Саше сказки,которые остались на всю жизнь в его памяти.

Александр - лицеист.

Здание Царскосельского лицея.

Лицей - новое учебное заведение. По уставу в лицей принимались мальчики из знатных русских семей в возрасте 10 -12 лет. Первые лицеисты, среди которых был и наш герой, на всю жизнь сохранили своё лицейское братство. Уже в годы учения и товарищам - лицеистам, и преподавателям было ясно, что призвание Пушкина - литература.

А.С. Пушкин и его жена Наталья Николаевна.

Дети А.С. Пушкина.

Село Михайловское.

А.С. Пушкин был родом из дворянской семьи, но во многих своих произведениях он выступал против царя и богатых знатных людей, воспевал красоту и силу простого русского народа. Это не нравилось царю, и по его приказу Пушкина отправляли в ссылку подальше от столицы. Село Михайловское, имение отца Пушкина - одно из мест ссылки поэта.

Сказочный мир Пушкина.

Многообразен и красочен сказочный мир Пушкина. Яркое описание народной жизни, незабываемые образы волшебных героев живут в сердце каждого читателя. Вспомним и мы названия сказок по картинке.И попробуйте вспомнить несколько строчек из сказки.

"Сказка о рыбаке и рыбке" 

Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.
Старик ловил неводом рыбу,
А старуха пряла свою пряжу.

"Сказка о золотом петушке" 

Вот мудрец перед Дадоном
Стал и вынул из мешка
Золотого петушка.
"Посади ты эту птицу,-
Молвил он царю,- на спицу;
Петушок мой золотой 
Будет верный сторож твой".

"Сказка о попе и о работнике его Балде" 

Жил - был поп, 
Толоконный лоб.
Пошёл поп по базару 
Посмотреть кой - какого товару,
Навстречу ему Балда
Идёт, сам не зная куда.

"Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях" 

К красну солнцу, наконец,
Обратился молодец:
"Свет наш солнышко! Ты ходишь
Круглый год по небу, сводишь
Зиму с тёплою весной,
Всех нас видишь под собой.
Аль откажешь мне в ответе?
Не видал ль, где на свете
Ты царевны молодой?"

Молодцы, ребята, все сказки отгадали правильно, выразительно прочли отрывки из сказочных произведений.

 

В тексте сказки много слов, которые мы сейчас не употребляем в нашей речи.

Как они называются?

Значения некоторых слов нам понятны, давайте посмотрим на экран и прочитаем их значения

Слова из первого отрывка сказки.

Молвить -говорить

Крещёный мир -в то время все люди верили в бога и принимали обряд крещения

К исходу сентября- к концу сентября

Светлица – парадная светлая комната в хоромах

Что значит выражение :

Красная девица -красивая

Чтение первого отрывка.

О чём мечтали девицы?

Посмотрите на иллюстрацию к сказке.

На этой иллюстрации мы можем рассмотреть женский народный костюм

(русские сарафаны, рубашки, украшенные вышивкой, кокошники).

Кто стоял около окошка и услышал разговор сестриц?

Здесь мы видим богатую расшитую золотом и мехом одежду царя, над которой потрудилась не одна мастерица. Посмотрите, как красиво резьбой украшена изба - это работа искусного мастера.

 

Ребята что же сказал царь девице? Найдите ответ в тексте

А кем стали другие девицы, когда попали во дворец?

Когда царь обвенчался с царицей?

А как повели себя ткачиха с поварихой? Найдите ответ в тексте. Почему они себя так вели?

Молодцы, теперь давайте узнаем значения слов, которые встретятся нам во второй части.

Слова из второго отрывка сказки.

Аршин- старая русская мера длины, равная 71 см

Гонец -тот кто послан куда-либо со срочным поручением или известием

Чтение второго отрывка.

Куда вскоре после свадьбы отправился царь Салтан?

Рассмотрите военное снаряжение царя.

-Что защитит его во время боя?

Кого родила царица?

Тест

1.Сколько девиц было в светлице?

а) три б)одна в) пять

2.Что обещала последняя девица?

а) приготовить пир

б)родить богатыря

в) наткать полотна

3.Как повели себя ткачиха, повариха?

а) плакали б) улыбались в)помогли царице

4.С кем сравнивает автор царицу?

а)с медведицей б)с ткачихой в) с орлицей

5.Кого родила царица?

а) сына богатыря б) лягушку в) дочь

6.Какой приказ дал царь гонцу?

а) ждать своего возвращения

б) привезти ему ребенка

в) привезти царицу

Слова из третьего отрывка.

Грамота-бумага в которой написан указ

Сума -сумка

Чтение третьего отрывка.

Почему случилось так, что царицу с маленьким сыном бросили в бочке в океан?

 Почему так поступили её сестрицы?

Бояре любили молодую царицу и маленького царевича. Почему же они всё-таки бросили их в океан?

Слова из четвёртого отрывка сказки.

Вопить -плакать, просить

Вышел вон- вышел наружу.

Чтение четвёртого отрывка.

Ребята что происходило в бочке пока она плыла по океану?

Найдите в тексте и прочитайте, какие слова говорило дитя?

Посмотрев на следующую иллюстрацию, можно представить, какие испытания преодолели царица и её сын.

Всё, что мы с вами сейчас прочитали, могло происходить в реальной жизни, но есть один эпизод, который может встречаться только в сказке.

Вот мы с вами прочитали несколько частей , ребята скажите кто главные герои сказки? А каких еще героев из этой сказки вы знаете?

А кто вам не понравился в сказке? И почему?

Элементы каких видов сказок встречаются в прочитанных отрывках?

 

Молодцы!

 

Посмотрите пожалуйста на доску. Даны качества. Как вы думаете какие качества подходят Царю?

 Какие качества характера есть у царя? Выберите и попробуйте доказать своё мнение текстом:

  •          Добрый
  •          Злой
  •          Любопытный
  •          Мудрый
  •          Глупый
  •          Вспыльчивый
  •          Рассудительный
  •          Доверчивый
  •          Хитрый
  •          Безответственный

А как можно охарактеризовать повариху, ткачиху и сватью бабу Бабариху, какие качества можно назвать у них?

Молодцы!

 

Ребята, над каким произведением мы сегодня с вами начали работу?

Кто автор этого произведения?

А кто Пушкину привил любовь к сказкам?

Работу над этой сказкой вы продолжите на следующем уроке.

Спасибо вам большое за урок.

До свидания!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В Москве

 

Дворяне

 

 

На французском

 

Няни

 

 

 

Няня, Арина Родионовна

В лицей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

А.С. Пушкин родился в Москве.

Семья Пушкиных принадлежала к старинному дворянскому роду.)

В этой семье интересовались литературой и театром

В дворянском обществе было принято разговаривать на французском языке.

 

Воспитанием и образованием занимались иностранцы - гувернёры.)

Няня.Арина Радионовна

В Царскосельский лицей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Устаревшие

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Одна мечтала приготовить пир, другая наткать полотна, а третья родить богатыря

 

 

 

 

 

Царь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Одна ткачихой, другая поварихой

 

В тот же вечер.

 

Они завидовали Царице.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На войну

 

 

 

Кольчуга, щит, меч.

 

Сына

 

«А царица над ребенком как орлица над орленком»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Потому что , ткачиха с поварихой напоили гонца и подложили ему другую грамоту .

Они хотели извести Царицу. Они завидовали ей.

Бояре не могли не послушаться указа государя.

 

 

 

 

 

 

 

Ребенок рос не по дням а по часам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ребенок не мог вырасти за одни сутки.

 

 

Царь,Царица, Гвидон.

 

Ткачиха,Повариха, сватья баба Бабариха

Царь, царица, ткачиха, повариха, бояре - герои бытовых сказок, младенец за сутки стал взрослым юношей - это характерно для волшебных сказок.

 

 

 

 

Учащиеся выбирают качество характера и доказывают свое мнение.

«Сказка о царе Салтане»

А.С.Пушкин

Няня Арина Радионовна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся называют качества характера.

 

 

 

 

 

 

 

На экране презентация

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайды, фотографии семьи Пушкина.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд «Сказочный мир Пушкина»

 

 

 

 

 

 

 

На экране иллюстрации из сказок

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слова на экране

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Иллюстрации к сказке на слайде

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Качества на слайде

 

 

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!

<
mariska

6.07.2016, 19:22

Анна Александровна, прекрасный материал, красочная презентация. Спасибо вам за ваш труд.
Добавить комментарий
Mail.ru counter