Конспект урока литературного чтения 3 класс: Стихотворения "Разлука", "В театре" Барто А.Л.

Автор: Елена Михайловна Умрилова, учитель начальных классов, МБОУ «Шегарская СОШ № 2», Томская обл., с. Мельниково

 

Тип урока: получение новых знаний

Программа: «Школа России»

Авторы учебника: Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. М.: Просвещение, 2006.

Цель: развитие коммуникативных качеств личности.

Задачи: познакомить учащихся со стихотворением Барто А.Л. «Разлука», вспомнить о жизни и творчестве поэтессы; развивать внимание, память, мышление, воображение, фантазию; развивать умение высказывать своё мнение, доказывать, слушать и слышать собеседника.

Оборудование для учителя: компьютер, проектор, экран, авторский медиапродукт: презентация к уроку, выполненная  в программе Microsoft Office Power Point, книги с произведениями Барто  А.Л. для организации выставки.

Оборудование для учащихся: учебник «Родная речь» 3 класс, 2 часть; рабочая  тетрадь для составления кластера и синквейна, написании мини-рассуждения «Хорошо ли быть в разлуке?», «Как вести себя в театре?»,  книги со стихами Барто А.Л..

Техническое обеспечение урока:

1. медиапроектор:

Виды работ, используемые на уроке:

1. Рассказ учителя.

2. Высказывания детей.

3. Чтение стихов.

4. Самостоятельная индивидуальная творческая работа.

 

Ход урока

1. Настрой на работу (слайд №1)

Каждый день всегда, везде

На занятиях, в игре

Смело, чётко говорим

И тихонечко сидим.

2. Объявление темы урока (слайд №2)

3. Постановка задач урока (слайд №3)

4. Речевая разминка (слайд № 4)

Уронили зайку на пол.

Оторвали зайке лапу.

Всё равно его не брошу,

Потому что он хороший.

- Всё ли правильно в стихотворении?

- Исправьте ошибки. Прочитайте правильно.

- Найдите глаголы. Прочитайте стихотворение, выделяя их голосом.

- Найдите имена существительные. Прочитайте, выделяя их голосом.

- Прочитайте в темпе скороговорки.

5. Вызов

5.1. Беседа

- Как вы думаете, кто автор этого стихотворения? (слайд №5)

- Послушайте рассказ о жизни и творчестве этой замечательной поэтессы.

Сообщение 1 ученика

Сообщение 2 ученика:

5.2. Чтение приготовленных стихотворений

- Какие стихи Барто А.Л. вам ещё известны?

(дети рассказывают стихи, показывают рисунки)

5.3. Выставка книг

- Барто А.Л. писала очень много о детях и для детей. Её произведения собраны в сборники и отдельные книги (демонстрация выставки книг)

5.4. Работа в тетрадях и на доске

- Что значит для вас слово разлука? (составление кластера с записью на доске и в тетрадях)

- Грустное или весёлое это слово?

5.5. Игра со словом (слайд № 6)

- А мы поиграем с ним, и нам станет весело. В этом слове спряталось много других слов и они очень хотят, чтобы вы их побыстрее отыскали. Кто составит самое длинное слово?

(раз, лук, злак, рак, зал, кулак)

- Прочитайте слово справа налево.

- Что может означать новое слово?

5.6. Прогнозирование по названию.

- Откройте учебники на стр. 114 и рассмотрите иллюстрации к стихотворению. Как вы думаете, о чём пойдёт речь в нём?

6. Осмысление

6.1.Чтение заранее подготовленного ученика.

6.2. Обмен мнениями.

- Совпали ли наши предположения с содержанием стихотворения?

- О чём задумались во время прослушивания?  (высказывания детей)

6.3. Физминутка

6.4. Анализ текста

- Как вы думаете, почему мальчик ВСЁ делал для мамы?

- Как, по-вашему, автор относится к мальчику?

- А как вы относитесь к нему?

6.5. Анализ ситуации «расставание»:

- Случались ли с вами подобные ситуации? Расскажите о них

6.6. Минута оздоровления. Зарядка для глаз

- Встаньте. Повернитесь друг к другу. Покажите мимикой состояние мальчика, когда он остался без мамы. А теперь - с мамой.

- А теперь сделаем зарядку для глаз и приготовим их к чтению.

6.7. Выразительное чтение стихотворения

- Прочитайте стихотворение друг другу.

- А теперь по одному столбику по цепочке.

6.8. Творческая работа

- Попробуйте закончить стихотворение по-своему (высказывания детей по желанию).

6.9. Ознакомление  со стихотворением «В театре»

- А теперь послушайте  стихотворение под названием «В театре».

Это стихотворение о двух девочках, которые пришли в театр (чтение учителем)

6.10. Обмен мнениями

- Какие чувства вызвало у вас это стихотворение?

- Что показалось вам смешным, а что грустным?

6.11. Творческая работа:

- Прочитайте ещё раз выразительно это стихотворение, чтобы все поняли, что грустно, а что смешно. (Выразительное чтение вслух несколькими детьми)

7. Рефлексия

1. Мы на славу поучились,

Снова мысли появились.

Предлагаю не лениться

И в тетради потрудиться.

- По-своему желанию вы можете:

- добавить новые слова в кластер

- дописать 4 строки к слову «ТЕАТР»

- написать небольшой рассказ-рассуждение на тему «Хорошо ли быть в разлуке?», «Как вести себя в театре?»

2. Заслушивание работ (по желанию)

8. Итог

- Что сегодня на уроке вам понравилось больше всего?

- Что оказалось самым трудным?

- Мы действительно очень хорошо потрудились. Давайте похвалим себя за работу и дружно похлопаем.

9. Домашнее задание (слайд №7)

- Дома подготовить выразительное чтение стихотворений.

- Напишите письмо мальчику.

- Как вы думаете, о чём можно было бы написать? (предположения детей)

10. Спасибо за отличную работу (слайд №8)

 

Анализ результатов работы на уроке по литературному чтению в 3 классе по теме: Барто  А.Л. «Разлука», «В театре»

Данный урок литературного чтения  проведён с использованием технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо».

Данная технология включает в себя три этапа урока:

1. Вызов

2. Осмысление

3. Рефлексия

Технологии, применяемые на уроке:

1.Технология критического мышления

2. Здоровьесберегающая технология

3. Личностно-ориентированная технология

4. Игровая технология

5.Информационно-коммуникационная технология

6.Театрализация

 

Работу на уроке начали с настроя, проведённого в стихотворной форме. Этот приём помогает мобилизовать несобранных детей и самому учителю настроиться на плодотворную работу.

Речевая разминка учит не только быстрому и правильному проговариванию слов, но и способствует развитию внимания, применению уже имеющихся знаний детей.

На стадии вызова был применён приём «мозговая атака». Он  позволил организовать работу всех детей. Каждый ребёнок мог высказать свое понимание слова, не боясь ошибиться. Все предположения, верные и неверные, фиксировались на доске и в тетрадях. Произошло «пробуждение» имеющихся знаний, появился интерес к получению новой информации. Игра со словом позволила сменить вид деятельности и снять напряжение.

Приём «прогнозирование содержания по иллюстрации» активизировал фантазию детей.

 

Стадия осмысления предполагает получение новой информации. Ребята познакомились со стихотворением, почувствовали переживания героя, поделились своими. На данном этапе применила приёмы: побуждающего диалога, анализа ситуации. При проведении творческого задания - закончить стихотворение по-своему  - увидели, что дети не стремятся к расставанию. Они хотят, чтобы к малышу  поскорее вернулась мама.

На этом же этапе были проведены физминутка и гимнастика для глаз.

 

Этап рефлексии подразумевает осмысление, рождение нового знания. Детям были предложены различные варианты заданий:

1.  поиск новых слов для кластера

2.  составление синквейна (стихотворение, в котором можно изложить идеи, чувства, представления в нескольких словах)

3.  написание мини-рассказа на тему «Хорошо ли быть в разлуке?»

При выполнении этих заданий дети более глубоко осмыслили своё понимание и отношение к понятию «разлука». Дети смогли высказать свои мысли вслух и получить различные варианты ответов на один и тот же вопрос, пополнить свой словарный запас.

Считаю, что цель и задачи, поставленные перед уроком, были достигнуты. Дети работали активно, целенаправленно. Всё запланированное на уроке  было выполнено.

 

Скачать полную версию Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!

Добавить комментарий
Mail.ru counter