Конспект урока: Путешествие в сказочный мир (по творчеству Г. Х. Андерсена)

Цель: расширять кругозор детей;

- развивать память и внимание уч-ся;

- воспитывать познавательный интерес к чтению и творчеству Х.К. Андерсена.

Оборудование: мультимедиа проектор, интерактивная доска.

Слайд 1. «Сказочное Путешествие»

Слайд 2. Здравствуйте, мои маленькие друзья! Вы меня, конечно, узнали? Да! Это я – Оле-Лукойе. Я прихожу к Вам каждую ночь, чтобы рассказать свои сказки. А знаете, кто меня придумал? Правильно! Самый великий сказочник на свете – Ханс  Кристиан Андерсен! И сегодня я хочу рассказать Вам о нем.

Слайд 3. Ханс Кристиан Андерсен

Слайд 4. Ханс Кристиан Андерсен родился   2 апреля 1805 года в городе Оденсе. Отец его был сапожником, а мать прачкой. Мальчик рос в нищете: спал в маленькой каморке, заставленной верстаками и инструментами для башмачного ремесла. Но  стараниями заботливых родителей, казалось, совсем не замечал бедности. Отец, для которого мальчик был всем в жизни, в свободное от работы время читал сыну книжки, мастерил игрушки. Мать же следила за тем. Чтобы он был всегда сыт, причесан и опрятно одет. В этом ей помогала подруга, которая перешивала для мальчика старую одежду.

Слайд 5. Была у Ханса Кристиана и заботливая бабушка. Она каждый день забегала к Андерсенам, чтобы поглядеть на внука, чем-нибудь побаловать его. Бабушка рассказывала мальчику сказки, которые погружали ребенка в мир волшебства. Одаренный богатой фантазией, мальчик часами мог играть один. Ему не нужны были шумные детские компании. Любая палочка, веточка или камешек оживали в его воображении и нашептывали свои удивительные истории. С детства Андерсен умел вырезать из бумаги всякие фигуры. И когда лист бумаги превращался у него в старую ведьму на помеле, изящную балерину, аиста, стоящего на одной ноге в гнезде, сразу же рождались и сказки об этих фигурках.

Слайд 6. В то время в Оденсе был уже благоустроенный театр. Однажды отец сводил сына на представление. Вскоре для Ханса театр сделался самым излюбленным местом. Но часто посещать спектакли он не мог. Поэтому он познакомился с расклейщиком афиш. Тот ежедневно дарил Хансу Кристиану по афише. Так у Андерсена появилась новая забава: сидя в каморке, он прочитывал название спектакля и к нему сочинял пьесу. Затем шил для своих кукол костюмы и разыгрывал комедии. Это были первые, еще неосознанные попытки творчества. С годами забава переросла в сильное увлечение литературой, искусством. Мальчик мечтал о сцене.

Слайд 7. Когда Хансу исполнилось 14 лет, умер его отец. И он отправляется в Копенгаген, мечтая о карьере танцовщика или певца. Но долговязого неуклюжего юношу не приняли в Королевский театр. Хорошо, что Андерсену посчастливилось встретиться в жизни с добрыми и мудрыми людьми. Они уговорили его учиться. И вот в 17 лет юноша уселся за парту с совсем маленькими детьми. Учение давалось не просто. Но упорство и трудолюбие  помогли Андерсену окончить гимназию и поступить в университет.

Слайд 8. Всё это время он продолжал писать комедии, трагедии, стихи и романы, веря в свои силы. Он мечтал стать знаменитым. В домах своих знакомых Андерсен всегда рассказывал детям сказки, сочиняя их на ходу. Стоило ему войти в дом, где были дети, они тут же требовали новую сказку.

    В 30 лет еще бедный и почти безвестный, Андерсен написал на листе бумаги: «Шел солдат по дороге: раз-два! раз-два! Ранец за спиной, сабля на боку, он шел домой с войны...». Так появилась история про бывшего солдата-храбреца. Важные господа смотрели на него как на пустое место, ведь у него не было ни гроша. Но старое огниво помогло храброму солдату стать королем. Это была сказка «Огниво». И это было начало новой жизни. После выхода в свет его книги «Сказки для детей», Андерсен понял, в чем заключается его настоящее призвание – быть сказочником.

Слайд 9. Андерсену нравилось путешествовать. Будучи уже известным писателем, он побывал во многих странах: Англии, Франции, Италии, Швейцарии… Он познакомился в Париже с Виктором Гюго, беседовал с Бальзаком, был в гостях у Гейне. В Лондоне Андерсен встретился с Диккенсом.  Великие композиторы мира :Вагнер, Шуман, Лист, Россини, играли для сказочника свои произведения. Андерсен становится всемирно знаменит. Во всех европейских столицах готовы были без конца принимать и чествовать «великого сказочника». Самые знаменитые люди того времени становились друзьями Андерсена, и даже короли считали за честь пожать ему руку.

Слайд 10. ...Сам писатель все больше и больше входит во вкус сочинения сказок.
В них развертывается бесконечное богатство его фантазии, проявляется вся сила и глубина его поэзии, идеальная чистота души и теплота его сердца.
 Мысли его – то глубоко трогательные, то игриво-грациозные – всегда гуманны и отличаются простотой и ясностью.  Каждая сказка его, хотя бы самая коротенькая, выражает нечто определенное и законченное. При этом язык его образен и совершенно прост. Сказки Андерсена быстро «разбежались» по свету, их перевели на разные языки. В России они появились в середине XIX века.  Андерсен писал в 1868 году «Я очень рад, что мои произведения читаются в великой, могучей России, чью цветущую литературу я отчасти знаю, начиная с Карамзина и Пушкина и вплоть до новейшего времени».

Слайд 11. ...Андерсен считал себя необыкновенно счастливым человеком.
Его автобиография начинается такими словами:
«Моя жизнь – прекрасная, роскошная сказка. Если бы в то время, когда я вступил в свет маленьким, бедным, одиноким мальчиком, ко мне явилась всемогущая фея и сказала: «Выбирай свою цель и направление, а я буду тебя наставлять и защищать» - моя судьба не могла бы быть счастливее, умнее и лучше. Моя жизнь скажет миру то же, что она сказала мне: есть милосердный Бог, который все приводит к лучшему».
Время безжалостнее, чем мы думаем: оно убивает даже сказочников.
4 августа 1875 года Андерсена не стало. За гробом великого сказочника шли бедняки и министры, студенты и датский король – почитатели «духовных деток», как называл свои сказки сам писатель.
 Датчане чтут память великого сказочника.

Слайд 12. В 1965 году была организована премия имени Х. К. Андерсена - литературная премия, которой награждаются лучшие детские писатели и художники-иллюстраторы. Она присуждается один раз в два года. Премия вручается второго апреля - в день рождения Ханса Кристиана Андерсена.

Премия представительнице СССР была вручена лишь однажды - в 1976 году медаль была вручена Татьяне Алексеевне Мавриной, художнику-иллюстратору детской книги.

Слайд 13. Викторина

Слайд 14-44. Игра по принципу «Своей игры». При  правильных ответах команды набирают баллы, при ошибке теряют их. Дана возможность, при ошибочном ответе одной команды, вернуться к вопросу, через гиперссылку, и дать ответить другой

Слайд 45. Поздравление победителям

 

Скачать  Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!

Метки к статье: литературное чтение

Добавить комментарий
Mail.ru counter