Конспект урока развития речи в 3 классе коррекции: Подлежащее и сказуемое

Тема: 1.Пиктограмма «Подлежащее» и «Сказуемое» Закрепление.

           2. «Каждый выбирает по себе»

Цель:  1. Помочь уч-ся уяснить роль подлежащего и сказуемого в предложении. Учить использовать пиктограммы для  лучшего усвоения отвлечённых понятий.

2. Учить самостоятельно принимать то решение, которое подходит больше всего именно ему. Развитие умения вести диалог с учителем, рассуждать.

План

 1. Орг. момент.

Ребята, когда вы утром приходите в класс, что вы делаете прежде всего? Давайте поздороваемся с гостями и представимся, кто мы.

Я- учитель и наставник ребят, я- заводила, я- юморист, я- хохотушка, я- чистюля, я- книголюб, я- сладкоежка, я- озорник, я- шутник, я- математик, я- любитель булочек, я- игровик, я- капризуля, я- весельчак, я- ботаник, я- фантазёр, я- мечтатель, я- вожатая, помощник ребят. Ну-ка, дети, станьте в ряд. Вместе дружный мы отряд.

2.Сообщение темы и целей урока.

Сегодня на уроке продолжим составление пиктограмм, т. е. будем изображать подлежащее и сказуемое в виде рисунка или символа.

Что вы знаете о подлежащем? (Оно отвечает на вопросы кто? что? Подлежащее- главный член предложения.) А где ещё бывают главные части? У автомобиля- мотор, в стае птиц-вожак.

3.Самостоятельная работа учащихся по выполнению пиктограммы.( 4 уч-ся у доски- остальные выполняют у себя в тетрадях, автомобиль- мотор, человек- сердце, Россия- Москва, семья- мама и папа.)

- Что вы знаете о сказуемом? ( Отвечает на вопрос что делает?

  Тоже главный член предложения) Что сообщает сказуемое в предложении - Дети учатся? (Сообщает, что учатся). Какова же роль сказуемого? (Сообщать, рассказывать, что делает подлежащее) «Оживим» сказуемое. Кого из живущих на земле оно напоминает? Кто из животных изображается в сказках всегда болтливым?   ( Это сорока.  Она разносит по лесу новости). Что самое примечательное должно быть на рисунке во внешности существа, любящего поболтать? (Длинный язык).

Выполнение уч-ся пиктограммы «Сказуемое».

(Сорока с длинным языком.)

4. Разминка (проводит вожатая) Постройтесь в один ряд: сначала чёрненькие (брюнеты), затем светленькие (шатены), и в конце беленькие (блондины).

5. Во 2-ой половине урока мы поговорим о том, как выбрать нужное решение.

   «Каждый выбирает для себя

    Женщину, религию, дорогу.

    Дьяволу служить или пророку-

    Каждый выбирает для себя»

                                     ( Ю. Левитский)

- Как-то я вам читала стихотворение В. Берестова «Три дороги». Сейчас я вам его напомню:

    Приходил я в третий класс

    По одной из трёх дорог.

    Приходилось каждый раз

    Выбирать одну из трёх.

    Первая из них была

    Длинной улицей села.

    Там из окон, из ворот

    Всё поглядывал народ.

    Я товарищей встречал

    Различал их за квартал

    То кого-то поджидал

    То кого-то догонял.

  А вторая за мостом

  Потаённая тропой

  Вьётся в ельнике густом.

  Птиц послушай. Песню спой.

  Посиди чуть-чуть на пне

  Сам с собой наедине.

  Третья тропка коротка

  Три минуты до звонка.

  Мчишься, голову сломя,

  Между первыми двумя.

-Какую из 3-х дорог выбрали бы вы?

-Почему вы выбрали разные дороги?

(Потому что мы все разные по характеру, интересам)

А теперь послушайте рассказ Иосифа Дика- современного детского писателя- и подумайте, кто из его героев проявил себя как самостоятельный человек.

«Мы с Вовой решили у нас во дворе посадить дерево. И стали гадать, какое посадить: ель, сосну, берёзу!

А потом Вова сказал:

-Знаешь, что? Давай посадим дуб!

-А почему дуб?- спросил я.

-А потому что дубы живут тыщу лет!

-Ну давай.- согласился я.

И мы поехали за желудем в лес.

На торжественную посадку Вова созвал всех ребят, игравших во дворе, и сказал речь:

-Ребята! Вот вы видите у меня в руке один маленький жёлудь. Мы его сейчас воткнём в землю, а пройдёт тыща лет, и у нас во дворе будет стоять огромный дуб, под  ним будет тень, и все люди будут здесь отдыхать.

-А мне как тогда будет: холодно или жарко?- вдруг с усмешкой спросил Федя Сковородкин.

-Не знаю, как тебе тогда будет, а мне сейчас приятно!- нашёлся Вова.- Ну а ты будешь нам сейчас помогать?

-Нет,- сказал Сковородкин.- Зачем мне это нужно. Кто тогда об этом вспомнит?

-Ладно, не заплачем,- сказал Вова и спросил у всех:- Ребята, а кто из вас хочет выкопать ямку?

-Я! Я!- раздались голоса.

В общем, одному мальчишке Вова дал в руки лопату, другого послал за водой, а третьему велел принести бутылку с пробкой и авторучку. Когда бутылка и ручка были принесены, Вова написал на бумажке: «Дорогие будущие граждане! Этот тенистый дуб посадили мы- ребята, жившие в этом дворе» И все расписались: Вова, Петя, Шурка, Катя и я. А потом мы заложили это письмо в бутылку и закопали её рядом с маленьким жёлудем. А Федьке Сковородкину мы не дали расписаться. Раз он такой, пусть о нём никто и не вспомнит через тысячу лет!»

-Так кто же был самостоятельным?

(Дети в совместном обсуждении приходят к выводу, что и Вова, и мальчик, от чьего лица ведётся рассказ, и Федя- все они были людьми самостоятельными. Только их самостоятельность разная. Объясняется это их индивидуальными особенностями. Вова- общительный, трудолюбивый мальчик, он заботится о других людях и будущем. Феде же интересен он сам, он беспокоится лишь о сегодняшнем дне, не хочет работать для чужих людей, он недружелюбен. Вова и его друзья решили жить по неписанному закону: надо оставить в жизни заметный след, каждый человек должен посадить дерево. А Федя этот закон не признаёт.

6. Обсуждение ситуации. Мини анкета.

- Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, желающим можно остаться дома, ты пошёл бы в школу или остался бы дома?

Ответы: а) остался бы дома

                б) не знаю

                в) пошёл бы в школу

Поясните, почему выбрали именно такое решение.

7. Диагностика. ( изучение индивидуально- психологических особенностей ученика)

 На листе нарисованы 11 кружков, в каждый кружок вписаны слова: звонок, книга, учитель, класс, игрушки, физкультура, школа, урок, собака, домашнее задание, тетрадь.

Задача уч-ся - раскрасить кружки в тот или иной цвет. Если ребёнок окрашивает предметы в тёмный или чёрный цвет, это говорит о том, что он испытывает негативные эмоции по отношению к этому предмету.

8. Итог урока.

Делая какой- то выбор, совершая самостоятельный поступок, человек исходит из своего желания и интереса, ориентируется на правила и законы, которые приняты окружающими, представляет себе последствия этого выбора, думает о результатах, к которым приведёт его поведение.

Самостоятельное решение (выбор)-следствие-результат

-Вы хорошо сегодня поработали. Что вам понравилось?

 Всем спасибо за урок!

 

Скачать Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!

Добавить комментарий
Mail.ru counter