Конспект урока развития речи в 3 классе коррекции "Подлежащее и сказуемое"

Цель урока:

  • помочь учащимся уяснить роль подлежащего и сказуемого в предложении;
  • учить использовать пиктограммы для лучшего усвоения отвлечённых понятий;
  • учить самостоятельно принимать то решение, которое подходит больше всего именно ему;
  • развитие умения вести диалог с учителем, рассуждать.

Ход урока

Орг. момент

Ребята, когда вы утром приходите в класс, что вы делаете прежде всего? Давайте поздороваемся с гостями и представимся, кто мы.

Я - учитель и наставник ребят, я - заводила, я - юморист, я - хохотушка, я - чистюля, я - книголюб, я - сладкоежка,  я- озорник, я - шутник, я - математик, я - любитель булочек, я - игровик, я - капризуля, я - весельчак, я - ботаник, я - фантазёр, я - мечтатель, я - вожатая, помощник ребят. Ну-ка, дети, станьте в ряд. Вместе дружный мы отряд.

Сообщение темы и целей урока

Сегодня на уроке продолжим составление пиктограмм, т. е. будем изображать подлежащее и сказуемое в виде рисунка или символа.

Что вы знаете о подлежащем? (Оно отвечает на вопросы кто? что? Подлежащее - главный член предложения)

- А где ещё бывают главные части? У автомобиля- мотор, в стае птиц-вожак.

Самостоятельная работа

4 учащихся у доски, остальные выполняют у себя в тетрадях, автомобиль - мотор, человек - сердце, Россия - Москва, семья - мама и папа.

- Что вы знаете о сказуемом? (Отвечает на вопрос что делает?)

- Тоже главный член предложения) Что сообщает сказуемое в предложении

- Дети учатся? (Сообщает, что учатся)

- Какова же роль сказуемого? (Сообщать, рассказывать, что делает подлежащее)

«Оживим» сказуемое. Кого из живущих на земле оно напоминает? Кто из животных изображается в сказках всегда болтливым? (Это сорока. Она разносит по лесу новости)

Что самое примечательное должно быть на рисунке во внешности существа, любящего поболтать? (Длинный язык)

Выполнение пиктограммы «Сказуемое»

(Сорока с длинным языком)

Физминутка

Постройтесь в один ряд: сначала чёрненькие (брюнеты), затем светленькие (шатены), и в конце беленькие (блондины).

Во 2-ой половине урока мы поговорим о том, как выбрать нужное решение.

Каждый выбирает для себя

Женщину, религию, дорогу.

Дьяволу служить или пророку-

Каждый выбирает для себя» (Ю. Левитский)

- Как-то я вам читала стихотворение В. Берестова «Три дороги». Сейчас я вам его напомню:

Приходил я в третий класс

По одной из трёх дорог.

Приходилось каждый раз

Выбирать одну из трёх.

Первая из них была

Длинной улицей села.

Там из окон, из ворот

Всё поглядывал народ.

Я товарищей встречал

Различал их за квартал

То кого-то поджидал

То кого-то догонял.

А вторая за мостом

Потаённая тропой

Вьётся в ельнике густом.

Птиц послушай. Песню спой.

Посиди чуть-чуть на пне

Сам с собой наедине.

Третья тропка коротка

Три минуты до звонка.

Мчишься, голову сломя,

Между первыми двумя.

- Какую из 3-х дорог выбрали бы вы?

- Почему вы выбрали разные дороги? (Потому что мы все разные по характеру, интересам)

А теперь послушайте рассказ Иосифа Дика - современного детского писателя - и подумайте, кто из его героев проявил себя как самостоятельный человек.

«Мы с Вовой решили у нас во дворе посадить дерево. И стали гадать, какое посадить: ель, сосну, берёзу!

А потом Вова сказал:

- Знаешь, что? Давай посадим дуб!

- А почему дуб? - спросил я.

- А потому что дубы живут тыщу лет!

- Ну давай. - согласился я.

И мы поехали за желудем в лес.

На торжественную посадку Вова созвал всех ребят, игравших во дворе, и сказал речь:

- Ребята! Вот вы видите у меня в руке один маленький жёлудь. Мы его сейчас воткнём в землю, а пройдёт тыща лет, и у нас во дворе будет стоять огромный дуб, под  ним будет тень, и все люди будут здесь отдыхать.

- А мне как тогда будет: холодно или жарко? - вдруг с усмешкой спросил Федя Сковородкин.

- Не знаю, как тебе тогда будет, а мне сейчас приятно!- нашёлся Вова.

- Ну а ты будешь нам сейчас помогать?

- Нет,- сказал Сковородкин.

- Зачем мне это нужно. Кто тогда об этом вспомнит?

- Ладно, не заплачем,- сказал Вова и спросил у всех:- Ребята, а кто из вас хочет выкопать ямку?

- Я! Я!- раздались голоса.

В общем, одному мальчишке Вова дал в руки лопату, другого послал за водой, а третьему велел принести бутылку с пробкой и авторучку. Когда бутылка и ручка были принесены, Вова написал на бумажке: «Дорогие будущие граждане! Этот тенистый дуб посадили мы - ребята, жившие в этом дворе».

И все расписались: Вова, Петя, Шурка, Катя и я. А потом мы заложили это письмо в бутылку и закопали её рядом с маленьким жёлудем. А Федьке Сковородкину мы не дали расписаться. Раз он такой, пусть о нём никто и не вспомнит через тысячу лет!»

- Так кто же был самостоятельным?

Дети в совместном обсуждении приходят к выводу, что и Вова, и мальчик, от чьего лица ведётся рассказ, и Федя - все они были людьми самостоятельными. Только их самостоятельность разная. Объясняется это их индивидуальными особенностями. Вова - общительный, трудолюбивый мальчик, он заботится о других людях и будущем.

Феде же интересен он сам, он беспокоится лишь о сегодняшнем дне, не хочет работать для чужих людей, он недружелюбен. Вова и его друзья решили жить по неписанному закону: надо оставить в жизни заметный след, каждый человек должен посадить дерево. А Федя этот закон не признаёт.

Обсуждение ситуации. Мини анкета

- Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, желающим можно остаться дома, ты пошёл бы в школу или остался бы дома?

Ответы

а) остался бы дома;

б) не знаю;

в) пошёл бы в школу;

Поясните, почему выбрали именно такое решение.

Диагностика

(Изучение индивидуально-психологических особенностей ученика)

На листе нарисованы 11 кружков, в каждый кружок вписаны слова: звонок, книга, учитель, класс, игрушки, физкультура, школа, урок, собака, домашнее задание, тетрадь.

Задача - раскрасить кружки в тот или иной цвет. Если ребёнок окрашивает предметы в тёмный или чёрный цвет, это говорит о том, что он испытывает негативные эмоции по отношению к этому предмету.

Итог урока

Делая какой-то выбор, совершая самостоятельный поступок, человек исходит из своего желания и интереса, ориентируется на правила и законы, которые приняты окружающими, представляет себе последствия этого выбора, думает о результатах, к которым приведёт его поведение.

Самостоятельное решение (выбор) - следствие - результат.

- Вы хорошо сегодня поработали. Что вам понравилось?

- Всем спасибо за урок!

Размер:
36 Kb
Скачали:
41