План-конспект урока чтения 2 класс: Как я был мамой. Сегель Я.

Цель: познакомить учащихся с рассказом «Как я был мамой»; совершенствовать технику чтения; учить делить текст на логически законченные части и подбирать к ним заголовки; развивать  речь, обогащать словарный запас учащихся; воспитывать любовь и уважение к маме, к окружающим людям, желание прийти на помощь в трудную минуту. 

Ход урока

I. Повторение изученного материала. Проверка домашнего задания.

Выразительное чтение наизусть латышской песенки «Солнышко да матушка…» учащимися.

- Какими же «делами равные» солнышко и мама?

- Что общего у мамы с солнцем?

Хоровое чтение четверостишия, выученного наизусть.

- Какие подарки вы подарите своим мамам? Расскажите.

Пересказ учащимися рассказа Ю. Яковлева или З. Воскресенской (по выбору).

- Что общего между этими рассказами?

- Какие у мамы голос, руки, сердце?

- Как авторы этих произведений относятся к своим мамам?

- Почему с такой любовью и теплотой они рассказывают о маме?

Работа над пословицами.

- Какие пословицы о маме вы подобрали дома?

- Как вы их понимаете?

(Учащимся, которые не смогли справиться с заданием, можно предложить карточки.)

Карточка

На свете всё найдёшь, кроме отца и матери.

Родители трудолюбивы, и дети не ленивы.

Мать кормит детей, как земля людей.

Кто родителей почитает, тот вовеки не погибает.

Подведение итога проверки домашнего задания.

II. Мотивация учебной деятельности

Игра «Узнай слова с одного взгляда».

а та               не он               где он

но я              не её                я стал

а ты              он ел               он там

и их              я пил               не там

и им             и она                 на нас

Работа над скороговоркой.

Не жалела мама мыла.

Мама Милу мылом мыла.

Мила мыло не любила.

Миле в глаз попало мыло.

- Что ты плачешь, наша мила?

- Я выплакиваю мыло.

Заучивание четверостишия наизусть.

Мама! Так тебя люблю,

Что не знаю прямо!

Я большому кораблю

Дам названье «Мама».

Беседа.

- В какие игры вы любите играть?

- Какими игрушками играют мальчики, девочки?

- Мальчики, а вы никогда не мечтали быть девочками?

А вот герой стихотворения Э.Успенского мечтал!

Коллективное чтение мальчиками стихотворения Э. Успенского «Если был бы я девчонкой».

Беседа.

- Кому хотел оказать помочь герой стихотворения?

- Что он мечтал сделать?

- А под силу ли эта работа мальчикам?

- Почему огорчён герой?

III. Сообщение темы и задач урока.

Представьте себе, одному мальчику однажды пришлось быть даже мамой. Как он справился с ролью мамы, мы узнаем сегодня на уроке.

IV. Восприятие и осознание нового материала

Комбинированное чтение рассказа «Как я был мамой» по Я. Сегелю (с. 67-71 учебника).

- Сколько лет было герою рассказа, с которым произошла эта история?

Аудирование.

Учитель использует вопросы в учебнике на с. 72.

Физкульминутка «Ноги».

Подготовка к чтению рассказа учащимися.

Прочитать слова:

де-жур-ный          о-пе-ри-ро-вать          ус-по-ка-и-вал-ся

у-ди-вил-ся          ти-хо-неч-ко               на-зав-тра

под-ни-май-ся     при-го-то-вил-ся        спе-ци-аль-но-е

по-сре-ди-не        бы-стрень-ко              об-ра-до-вал-ся

ко-ри-до-ра          за-ме-ча-тель-но        вы-дав-ли-вал

вскрик-нул           сол-неч-ный               у-лыб-нул-ся

по-нра-ви-лось    пе-ре-сте-лил              ку-выр-кал-ся

ап-пен-ди-цит      по-у-доб-не-е             при-го-ва-ри-вал

Лексическая работа.

Аппендикс – червеподобный отросток слепой кишки.

V. Закрепление и осмысление знаний.

Повторное чтение рассказа «Как я был мамой», деление его на части и составление плана.

I часть – от начала и до слов «…вызвал по телефону «Скорую помощь»».

- Что произошло с героем рассказа в школе?

- Как вы понимаете выражение носиться как пуля; стал белый как мел?

- Как вы озаглавите первую часть рассказа?

План.

1. Герой рассказа попал в больницу.

2. Рядом с Вовой мама.

3. Знакомство героя с Сашей.

4. Игрушки для малыша.

5. Как герой рассказа кормил Сашу.

6. Колыбельная.

7. «Саша, не плачь, мама здесь!»

8. Уход за малышом после операции.

9. Благодарный Саша.

II часть – от слов «… Доктор в больнице…» до слов «.. чтобы он не слишком шалил».

- Чем был болен мальчик?

- Кто ухаживал за Вовой?

- Прочитайте, как мама ухаживала за сыном.

- Озаглавьте вторую часть рассказа.

III часть – от слов «… А ещё в нашей палате…» до слов «… ему вторую конфету…».

- Как звали  другого мальчика?

- Сколько ему было лет?

- Почему рядом с ним не было мамы?

- Как герой рассказа познакомился с Сашей?

- Дайте название этой части рассказа.

IV часть – от слов «… Он съел и её…» до слов «… не зашло солнце».

- Расскажите, какие игрушки сделал мальчик для Саши.

- Озаглавьте четвёртую часть рассказа.

V часть – от слов «… Но тут принесли ужин …» до слов «…а я вытирал Саше…».

- Расскажите, как мальчик кормил малыша.

- Как вы озаглавите эту часть рассказа?

VI  часть - от слов «… Потом я перестелил…» до … и Саша уснул».

- Озаглавьте шестую часть рассказа.

VII часть – от слов «… На другое утро…» до слов «… И он тут же успокаивался».

- Как вы думаете, почему Саша назвал мальчика мамой?

- Используя слова из этой части, озаглавьтё её.

VIII часть – от слов «… Назавтра Саше…» до слов «… не скучал со мной».

- Найдите в тексте и прочитайте, что такое наркоз.

- Чему обрадовался малыш?

- Расскажите, как мальчик выхаживал Сашу после операции.

- Дайте заглавие этой части рассказа.

IX часть – от слов «… А ещё на другой день…» и до конца.

- Озаглавьте последнюю часть рассказа.

Работа над рисунком (с. 68 учебника).

- Какими строками из рассказа можно подписать рисунок?

VI. Обобщение и систематизация знаний

Пересказ рассказа «как я был мамой» учащимся от третьего лица.

Беседа.

- Почему маленький Саша привлёк внимание героя рассказа?

- Почему Саша стал называть его «мамой»?

- Смогли бы вы поступить так же, как герой рассказа?

Работа над пословицами (с. 72 учебника).

VII. Итог урока

- Какую тему учили на уроке?

- Понравился ли вам герой рассказа?

- Чем именно? Расскажите.

VIII. Домашнее задание

Подготовить пересказ рассказа «Как я был мамой» (1-й ряд – I-III части, 2-й ряд – IV-VI части, 3-й ряд – VII-IX части). 

Размер:
16.77 Kb
Скачали:
3

Метки к статье: конспект урока, 2 класс, чтение