Технологическая карта урока литературного чтения 2 класс: Храбрый утёнок. Жидков Б.С.

Автор: Симоненко Татьяна Александровна, МБОУ СОШ №46, учитель начальных классов, Калужская область, г. Калуга

 

Конспект урока литературного чтения для 2 класса с презентацией.

Цель: Ознакомить с творчеством Б. Житкова;

Задачи:

- формировать умение осмысливать заглавие произведения, прогнозировать по нему содержание текста; формулировать главную мысль текста; находить слова и выражения, используемые автором для описания характеристики героя, отношения рассказчика к герою; учить  умению анализировать  текст, работать над выразительностью чтения;

- развивать навыки устной и письменной речи; умения работать в сотрудничестве с  другими, в паре; формировать коммуникативную культуру;

- содействовать в развитии умения общаться между собой, сопереживать; воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней;

Тип: урок усвоения новых знаний

Программа: УМК «Школа России»

 

Этапы урока 

Деятельность учителя 

Деятельность учащихся 

Универсальные учебные действия 

1. Организационный момент

(2 минуты)

Создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность

Проверка готовности к уроку, выражение положительных эмоций, настроить детей на урок

Слайд№2 

Реакция на учителя;

Самоконтроль готовности;

Подготовка к  учащихся к  принятию учебной задачи;

Готовность слушать собеседника и вести диалог;

 2. Фонетическая разминка (2 минуты)

Мы сейчас поработаем язычками, чтобы а протяжении занятий говорить правильно и чётко:

Слайд№3

Чтобы разговаривать,

Нужно выговаривать

Всё правильно и внятно,

Чтоб было всё понятно!

Молодцы! На протяжении наших занятий следим за своей речью, не забываем о том, как нужно говорить. 

Дети читают текст, изменяя скорость чтения от медленного темпа к ускоренному.

Оформлять свои мысли в устной форме;

Готовность слушать собеседника и вести диалог;

3. Актуализация знаний, подготовка к восприятию нового (5 минут)

Слайд №4

Как называется раздел учебника, в котором мы сейчас работаем?

 

Какое произведение из этой главы мы читали?

 

Чему учит нас это произведение?

Мы изучаем раздел «О братьях наших меньших»

 

Мы читали рассказ Е.Чарушина «Страшный рассказ».

 

Учит нас быть смелыми, любить природу и бережно  к ней относиться.

Активно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач;

4. Окрытие  нового знания:

(15 минут)

Упражнение в технике чтения

(самостоятельная работа)

 

 

 

 

2) Работа с текстом до чтения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3) Работа с текстом во время чтения

 

Постановка вопросов после прочтения первой  части

 

 

 

 

 

Постановка вопросов после прочтения второй  части

 

 

 

 

 

 

 

 

Постановка вопроса после прочтения третьей   части

 

Как вы думаете, о чём или о ком сегодня будем читать?

 

Какая  будет тема урока? Чем мы будем заниматься на уроке?

 

 

 

Прочитайте фамилию автора. Мы встречались с произведениями этого автора?

Давайте посмотрим на портрет писателя Бориса Степановича Житкова и  книги, которые он написал.

Слайд №5

Как вы думаете, о чём он пишет в своих произведениях?

 

Борис Степанович Житков писал рассказы для детей о  своем детстве,  что он видел во время своего кругосветного плавния, о своих наблюдениях в разные периоды своей жизни.

Словарная работа

Слайд №6

Научимся читать трудные слова:

Кру-жить-ся

Стре-ко-та-ла

Пе-ре-ку-са-ет

Про-бо-ва-ла

Хра-бре-цы

Хва-ста-ешь

Руб-ле-ны-ми

За-жуж-жа-ла

По-ло-ман-ны-ми

Зачем мы  читали эти слова?

 

Прочитайте название рассказа и посмотрите на иллюстрацию к нему.

 

Соответствует ли название  рассказа и иллюстрация к нему?

 

Как вы думаете, где будут происходить события, описанные в рассказе?

 

Чтение 1 части учителем

- Чем кормила хозяйка утят?

- Почему она это делала?

- Кто прилетал из сада?

- Как вы думаете, что случится дальше?

 

Чтение 2 части текста хорошо читающими учениками

Чьи ожидания подтвердились?

- Почему утята боялись стрекозы?

- Где прятались утята?

- Почему  они не подходили к тарелке?

- Почему хозяйка думала, что утята заболели?

- Что испытывали утята каждый вечер?

- А как вы думаете, что же произойдет дальше?

 

Чтение третьей части текста учениками.

Словарная работа по ходу чтения.

- откуда пришёл утёнок Алёша?

- почему страхи утят ему показались смешными?

- как утята назвали Алёшу?

- почему они не поверили ему?

- как встретил стрекозу  утёнокАлёша?

- чем закончился поединок со стрекозой?

- как утята отблагодарили Алёшу?

- Чьи ожидания подтвердились?

 

Ученики формулируют свои ответы на поставленые учителем  вопросы.

Ученики предполагают и  согласовывают  тему урока, строят план.

 

 

 

Ученики могут назвать произведения Б.С.Житкова «Про слонов», «Помощь идёт»

 

 

Ученики по названиям и иллюстрациям книг делают предположения, о чём писал Б.С. Житков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ученики формулируют свои ответы на поставленые учителем  вопросы.

 

Слушание текста

Ученики высказывают свои предположения

 

 

 

 

Чтение текста, отработка навыка выразительного  чтения

 

 

Ученики формулируют свои ответы на поставленые учителем  вопросы.

 

 

 

Чтение текста цепочкой, отработка навыка выразительного  чтения

 

 

 

 

Ученики высказывают свои предположения

 

Личностные результаты:

Эмоционально  «проживать» текст, выражать свои эмоции;

Сочувствовать, сопереживать героям истории;

Умение оценивать поступки героев рассказа,  жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей;

Оценивать поступки;

Высказывать свое отношение к героям прочитанного произведения;

 

 

Регулятивные УУД:

Определять и формировать цель деятельности с помощью учителя;

 

Формирование умения и способа решения проблем творческого поискового характера;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учиться высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрацией учебника;

 

Подготовка к восприятию на слух художественного произведения;

 

Формирование уважительного отношения к чужому мнению;

 

Активно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач;

Высказывание собственного мнения и принятие чужого о содержании рассказа;

 

Прогнозирование содержания второй части перед  чтением;

Высказывание собственного мнения и принятие чужого о содержании рассказа;

Формирование навыками общего речевого развития( чтением вслух и про себя);

 

Прогнозирование содержания третьей  части перед  чтением;

Участие в словарной работе, формулирование своих затруднений, если они появятся;

Высказывание собственного мнения и принятие чужого о содержании рассказа; 

5. Физминутка

(5 минут)

 

Учитель вместе с учениками читает стихотворение к физкультминутке: 

Поработали мы дружно, отдохнуть немного нужно.

Дружно встанем, тихо сядем и закроем все глаза.

Наступает, наступает. Наступает тишина.

Мы немножко отдахнем, встанем, глубоко вздохнем,

Руки в стороны, вперёд,начинаем тихий ход.

Мы шагаем, мы шагаем, руки выше поднимаем, Дышим ровно. Глубоко, всем становится легко! 

Выполняют физминутку.

Выполняют физминутку согласно инструкции учителя;

4) Работа с текстом после чтения

Проверка понимания прочитанного с помощью беседы. Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.

- прочитайте, что случалось каждое утро с утятами;

- как вели себя утята при встрече со стрекозой?

- видели ли вы утят, стрекозу? Кто из них сильнее?

- кем оказался утёнок Алёша – хвастуном или храбрецом? Обоснуйте свой ответ.

- что значит «насилу она вырвалась»?

- какое впечатление оставил у вас  этот рассказ?

- почему Б.С.Житков поделился с  вами этой историей?

 

 

 

 

 

Ученики формулируют свои ответы на поставленые учителем  вопросы.

Развитие умения использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять  главную  мысль произведения;

Построение правильного и полного ответа на вопросы;

Делать выводы о правильности предположений содержания рассказа;

Формирование умения предъявлять и оценивать результаты своей работы;

Формирование готовности слушать собеседников и вести диалог;

6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи (7 минуты)

Работа  в парах по 4 заданию в учебнике стр.141

Ученики обсуждают задания, составляют устный рассказ по предложенной теме. Записывают план рассказа в рабочую тетрадь.

Развитие художественно-творческих способностей, умения создавать собственный текст на основе художественного произведения, личного опыта;

Формирование готовности слушать собеседников и вести диалог;

7. Рефлексия учебной деятельности

(3 минуты)

Ведение диалога:

С каким произведением  познакомились на уроке?

Встречалась ли такая ситуация в вашей жизни?

На какую черту характера обратил ваше внимание Б.С.Житков?

 

Ученики высказывают свои предположения.

 

Осуществляют самоанализ учебной деятельности.

 

Осмысливание собственного поведения и поведения окружающих;

Оценивание своих поступков с опорой на  жизненный опыт; Развитие личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах;

Формирование навыков самоанализа;

8.Домашнее задание

(1 минута)

Учитель предлагает  на выбор несколько вариантов: 

- нарисовать иллюстрацию к последней части рассказа Б.С.Жидкова;

- подготовить пересказ от лица одного из героев произведения;

- презентовать свою работу по сочинению своего рассказа (задание №4 в учебнике);

- доказать свое предположение по заданию №5 в учебнике стр 141

Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы.

Принимают и сохраняют учебную задачу;

 

Скачать полную версию  Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!

Добавить комментарий
Mail.ru counter