Классный час "Сказка ложь, да в ней намек… Толерантность"

Цель: развитие нравственных общечеловеческих ценностей.

Задачи:

  • Дать детям представление о России как о многонациональном государстве;
  • Расширить и закрепить представления детей о правах человека;
  • Поработать над понятиями «свобода мысли, совести и религии;
  • Формировать толерантность мышления и поведения учащихся.

Тема: толерантность.

Ход занятия

Организационный момент

Начинаем классный час,

Речь пойдёт здесь всё о нас.

Постарайтесь всё понять,

Что-то новое узнать.

Активизация имеющихся знаний. 

 Подумай и запиши 6 прав, которыми по твоему мнению, должен обладать ребёнок. 

1. ____________________________________________________

2. ____________________________________________________

3. ____________________________________________________

4 .____________________________________________________

Работа с новым материалом

Толерантность

Термин «толерантность» происходит от лат. tolerantia – терпение

Однако было бы неправильно переводить слово «толерантность» на русский язык как терпимость, поскольку такой перевод будет скорее ассоциироваться с покорностью, чем с пониманием и принятием.

Вот как определяется толерантность в Декларации принципов толерантности ЮНЕСКО (1995):

Статья 1. Толерантность

1.1 Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности…

1.4. Проявление толерантности, которое созвучно уважению прав человека, не означает терпимого отношения к социальной несправедливости, отказа от своих или уступки чужим убеждениям…»

Другими словами:

Толерантность – способность и готовность уважительно, с пониманием, терпимо относиться к другим, часто непохожим, странным, чужим людям (группам людей) и их поведению. Толерантность – это признание права каждого человека быть различным.

Толерантное отношение – уважительное отношение, отношение с пониманием, с терпением.

Интолерантное (не-толерантное) – нетерпимое, неуважительное, враждебное отношение.

К синонимам понятия толерантность можно отнести: солидарность, взаимопонимание, уважение прав и свобод, открытость, признание, культурный плюрализм, отказ от догматизма, не навязывание взглядов, сохранение индивидуальности, предоставление возможностей развития, обеспечение равноправного подхода, согласие, право отличаться друг от друга, открытый диалог, равенство в достоинстве, уважение самобытности, правовая и социальная защита, чуткость, ответственность, предупреждение и решение конфликтов ненасильственными методами, содействие профессиональному росту и интеграции и т.д. 

Проблема толерантности была признана в России очень острой. В 2001 году была принята специальная Федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001-2005 годы)».

Симптомы и проявления нетерпимости (интолерантности)

(см. Бетти Э. Риэрдон. Толерантность – дорога к миру. М., 2001, с.18-20, 27-28)

Язык – очернительный, уничижительный; обесценивающий и унижающий культурные, религиозные, расовые и другие группы

Стереотипы, предубуждения – определение всех членов какой-либо социокультурной группы посредством обобщенных, как правило, негативных характеристик (крайний вариант: «они – враги, хотят нам плохого»)

Насмешки – привлечение внимания к конкретным моделям поведения людей, к их качествам и характеристикам с целью высмеивания и оскорбления

Поиск «Козла отпущения» - обвинение конкретной группы или конкретного человека в несчастьях или в существовании социальных проблем

Остракизм (бойкот) – поведение, игнорирующее присутствие или существование других; отказ говорить с другими, признавать их самих или их культуру

Преследование (Harassment) – преднамеренные действия, направленные на устранение или унижение других; часто предпринимаются с целью вытеснения человека или группы из сообщества или организации

Осквернение или порча – нанесение прямого ущерба или искажение религиозных или культурных символов, предметов или зданий с целью дискредитации или осмеяния верований тех, для кого эти здания, предметы и символы являются значимыми

Запугивание – использование физического, морального или численного превосходства для унижения других, лишения их собственности, статуса или для склонения их к конкретным сомнительным действиям

Особо тяжелые формы нетерпимости

Расизм – отрицание прав человека на основании расовой принадлежности, исходящее из предпосылки о превосходстве одних рас над другими

Ксенофобия – боязнь иностранцев и представителей других культур, неприязнь к ним; убежденность в том, что «чужие» могут нанести обществу (человеку) вред.

Дискриминация – лишение отдельных лиц, групп или целых сообществ равных социальных, политических или экономических прав; преследование по причине этнического происхождения, национальности, мировоззрения или других социальных факторов

Сегрегация – установление принудительных ограничений для людей определенной группы по признаку расы, религии или пола (gender), как правило, с ущербом для этой группы (сегрегация включает апартеид)

Агрессивный национализм – вера в то, что одна нация превосходит другие и имеет право ими распоряжаться

Религиозный фанатизм – насаждение определенной веры, религиозных ценностей, обрядов (иногда в масштабах целых сообществ)

Тоталитаризм – препятствование свободному, открытому обсуждению политических вопросов; препятствование политическому участию, свободным и справедливым выборам; ограничение свободы распространения информации; наказание политических диссидентов, а также стремление государства к тотальному контролю над частной жизнью человека

Сексизм – политика или поведение, направленные на исключение женщин из полноценного участия в жизни общества, на отрицание возможности для женщин пользоваться всеми правами человека; такая политика и формы поведения основаны на предположении о том, что мужчины по своей природе являются высшими, по сравнению с женщинами, существами.

Обсудив более детально, в чём может проявиться дискриминация в отношении детей, следует перейти к обсуждению их взаимоотношений между собой /между детьми разных национальностей, между мальчиками и девочками/. 

Закрепление

(Сопоставить понятия «равноправие» и правила этикета)

Игра «Продолжи фразу»

  • Когда ко мне обращаются с насмешкой, то я ……
  • Когда ко мне обращаются с угрозой, то мне хочется…..
  • Когда ко мне обращаются со страхом, то я чувствую ….
  • Когда ко мне обращаются с уважением, то ….

Игра «Определи, кто из героев сказки лишён следующих прав»

(выбери одного героя из трёх, остальных зачеркни)

 

Право на жизнь

Золушка

Колобок

Кот в сапогах

 

Право на неприкосновенность жилища

Сестрица Алёнушка

Три поросёнка

Колобок

 

Право на свободный труд

Золушка

Красная Шапочка

Балда

 

Право на свободу вступление в брак

Золушка

Дюймовочка

Алёнушка

 

Право на владение личным имуществом

Красная Шапочка

Буратино

Баба Яга

V.  Вывод «Сенквейн»

Толерантность

Уважительное, различное

Признавать, защищать, сохранять

Право человека быть разным

Закон

Инсценировка сказки «Кошкин дом»

1 ребёнок: Придумано кем – то просто и мудро

При встрече здороваться:

- Доброе утро!

- Доброе утро – солнцу и птицам.

- Доброе утро! – улыбчивым лицам.

И каждый становится

Добрым, доверчивым…

Доброе утро длится до вечера.

2 ребёнок: Хочу я по всей прокатиться планете,

Разведать, что делают дети на свете!

Как их зовут?

Хорошо ли живут?

Выяснить надо кто учится в школе,

Справиться, школа у них далеко ли,

Как их здоровье и сколько им лет?

Есть ли работа у папы, иль нет?

3 ребёнок: Здравствуйте, друзья!

Мы рады встрече с Вами.

Мы – это девчонки и мальчишки,

Песенки и книжки,

И, конечно я!

Мы – это слово короткое очень,

Но нет слова волшебнее его.

В нём, между прочим,

Две буквы всего!

1 ребёнок: Мы – звонче слова в мире нет!

2 ребёнок: Мы – это песня и рассвет.

3 ребёнок: Мы – это значит, ты и я!

Вместе: Мы – значит, встретились друзья!

4 ребёнок: Торопись, честной народ,-

В гости кошка к нам идёт!

3 ребёнок: Добры люди, поспешите,

Нашу сказку посмотрите.

4 ребёнок: Сказка ложь, да в ней намёк,

Добрым молодцам урок.

Тили – бом, тили бом,

Открываем Кошкин дом. (Входит кошка, кот, 2 котенка)

3 ребёнок: Мадам, мы рады видеть Вас!

Кошка: Я к вам заехала на час.

Я, кошка старая и кот,

Привратник мой – Василий,

Не покладая лап и сил

Племянников растили.

Уже котята подросли,

Я вывожу их в свет.

Но об истории своей

Забыть не хватит лет.

Когда мой дом сгорел дотла,

Я много испытала.

Скиталась, нищею была,

Друзей всех потеряла.

Для нас не отворили дверь

Ни свиньи, ни коза.

А вот с котятами с тех пор

Я хорошо жила.

Я поняла, что доброта

Все открывает двери,

Что иногда себя ведут и люди, будто звери.

Кот: Друзья, сердца откройте в мир,

Не бойтесь доброты.

И станут, счастливы тогда

Бездомные и вы.

Кошка: Я всех стараюсь обогреть,

Дать всем чуть-чуть тепла.

И с этой целью я сейчас

На праздник к вам пришла!

И если в жизни не везёт,

Ко мне спешите в дом.

Я постараюсь вам помочь,

Решим вопрос вдвоём.

Не огорчайтесь! Никогда

Не опускайте лап!

И помните: беда идёт к тому,

Кто духом слаб.

1 котёнок: Пожалуйста, прошу вас всех,

И взрослых, и детей,

Поверьте, красота спасёт

От войн и от смертей!

2 котёнок: Красиво можно рисовать!

Красиво петь и шить!

Но можно, вопреки всему,

Красиво, дружно жить!

1 котёнок: Мы в школе учимся такой,

Где мир и красота

Нас учат там всему – всему

От лап и до хвоста!

1 ребёнок: Мы знаем:

На свете живут разноцветные дети,

Живут на одной разноцветной планете.

И эта планета на все времена

У всех разноцветных всего лишь одна.

2 ребёнок: Кружится планета, большая планета,

Ладонями солнца она обогрета.

Но греют планету намного теплей

Улыбки и смех разноцветных детей.

1 котёнок: Наша школа обычная.

Средняя школа, почти типичная

В ней не ведут отбор детей.

Любой, любой учиться может в ней.

2 котёнок: Сейчас для нас открыты все пути,

Нам с вами выбирать куда идти!

Мы тоже ищем, пробуем, идём,

И за собою всех желающих зовём1

4 ребёнок: Тили – бом, тили – бом

Закрываем Кошкин дом.

Дети берутся за руки и поют песню «Песенка друзей».

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!