Классный час: Огонь – друг, огонь – враг.

К уроку прилагается презентация.

Цель:  формировать представление обучающихся об огне – помощнике человека, об огне – вредителе.

Задачи:

- познакомить с историей появления огня;

- познакомить с понятиями «добрый» и «злой» огонь; со сказкой о дружбе огня и человека;

- развивать речь, мышление, память;

- воспитывать осторожное обращение с огнём.

Участники: обучающиеся 7-8 лет

Время проведения: 35-40 минут.

Предполагаемый результат: понимание детьми полезности огня и опасности небрежного с ним обращения.

Материалы мероприятия: слайд-презентация (изображения огня, пожара…), таблицы, рисунки, листы бумаги А-4 (графы: «огонь – друг, огонь – враг»).

 

Ход мероприятия:

1. Орг. момент.

- Здравствуйте. Сегодня вместе с вами в процессе работы мы ответим на два важных вопроса: «Огонь – друг? Огонь – враг?».

2. Послушайте и отгадайте:

* Сверкнёт, мигнёт, гром позовёт…                             (молния) – слайд 1

По небу ходит 
    Маляр без кистей,
    Краской коричневой
    Красит людей.                                                             (солнышко) – слайд 2

*  Дом – стеклянный пузырек, 
   И живет в нем – огонек!
   Днем он спит, а как проснется,
   Ярким пламенем зажжется.                                     (лампочка) – слайд 3

- О чём все эти загадки?                        (везде живет огонь, свет, тепло…) 

3. Отгадайте загадку:

    Кротким пленником годами
   Я живу внутри печи.
   И варю супы с борщами,
   Выпекаю калачи.
   Я даю тепло для дома,
   Но во мне всегда, поверь,
   Пострашней раскатов грома
   Кровожадный спрятан зверь.                                   (огонь) – слайд 4

Послушайте стихотворение Ф.И. Тютчева «Пожары».

Широко, необозримо,
Грозной тучею сплошной,
Дым за дымом, бездна дыма
Тяготеет над землей.

Мертвый стелется кустарник,
Травы тлятся, не горят,
И сквозит на крае неба
Обожженных елей ряд.

 

На пожарище печальном
Нет ни искры, дым один, -
Где ж огонь, злой истребитель,
Полномочный властелин?

Лишь украдкой, лишь местами,
Словно красный зверь какой,
Пробираясь меж кустами,
Пробежит огонь живой!

Но когда наступит сумрак,
Дым сольется с темнотой,
Он потешными огнями
Весь осветит лагерь свой.

Пред стихийной вражьей силой
Молча, руки опустя,
Человек стоит уныло -
 Беспомущное дитя.

4. Как добывали огонь… (с чего всё начиналось)

- Все мы знаем, как выглядят спички, и умеем ими пользоваться. Но знаете ли вы, как добывали огонь раньше, когда спичек ещё не было?     (слайд 5)

 - В древние времена люди не умели самостоятельно добывать огонь. Они «ждали», пока природа сама им его подарит. Во время грозы молния ударяла в дерево - и оно загоралось.     (слайд 6)

 - А человек брал горящую головешку и разводил костёр, который потом охранялся днём и ночью, чтобы огонь не потух. (слайд 7)

- Позже люди научились добывать огонь с помощью щепки, палочки и сухого мха. Палочку вставляли в трещину щепки, рядом клали мох и крутили в ладонях, пока мох не начинал тлеть.(слайд 8)

- А потом появилось огниво: железная пластинка, кремень и фитилёк. Чиркнут пластинкой о кремень – фитилёк и затеплится. (слайд 9)

- По сравнению с другими изобретениями человечества, спички появились не так давно, в XIX веке. (слайд 10)

- Но бывает, что одна маленькая спичка может стать причиной большого пожара! (слайд 11)

Физкультминутка

Исходное положение: стоя у парты.

Если на мой вопрос вы можете ответить: "Я!" – то остаетесь стоять.
Если на мой вопрос вы мысленно отвечаете: "Не я!" – то, присев, как бы прячетесь.

Дым столбом поднялся вдруг,
Кто не выключил утюг?

Красный отблеск побежал,
Кто со спичками играл?

Стол и шкаф сгорели разом,
Кто сушил белье над газом?

Столб огня чердак объял,
Кто там спички зажигал?

Побежал пожар во двор,
Это кто там жег костер?

Пламя прыгнуло в листву,
Кто у дома жег траву?

Кто бросал в огонь при этом
Незнакомые предметы?

Молодцы! Внимательны!

5. Послушайте внимательно сказку и скажите, о чём говорится в сказке, кто главный герой? (слайды к сказке)

Огонь – друг, огонь – враг.

         Жил-был Огонь. Был он очень весёлым и горячим. Гулял, где хотел: по полям, лесам, деревьям. Никого Огонь не щадил на своём пути, сжигал всё подряд, и был он злейшим врагом всего живого.                                                                                (слайд 12)

         Однажды повстречался на его пути человек и сказал: «Слушай, Огонь, давай померимся силой». Огонь с улыбкой отвечает: «Да куда тебе, человек, со мной силой мериться». А человек стоял на своём: «Давай, давай!» Огонь согласился.  (слайд 13)

         Вот начался бой. Человек заманил Огонь к реке и прыгнул в воду. Огонь за ним. Схватил человек мокрой рукой языки пламени и хотел затушить, взмолился огонь: «Не туши меня, человек, верой и правдой буду тебе служить». Пожалел его человек, заставил служить себе.                                                                                                  (слайд 14)

         Вот так и начал служить Огонь человеку и стал его другом. Но когда Огонь попадает в руки маленьких детей, он показывает свой характер и стремится убежать от них, погулять по полям, лесам, городам, и тогда снова может прийти беда. (слайд 15)

- Обсуждение сказки.

О чём говорится в сказке?

Почему огонь был весёлым и горячим?

Как он себя вёл?

Кого встретил на своём пути Огонь?

Почему человек предложил Огню помериться силой?

Как человек победил Огонь?

Для кого Огонь может стать врагом?

- Расскажите, когда огонь может быть полезен людям, а когда опасен?

- Послушайте стихотворение, которое приготовили ребята:

Мне бабуля говорила,                                                       Мы б от холода дрожали,

Что огонь нам – друг и враг.                                            Превратились бы в пингвинов,

Без него темно бы было,                                                   Или мамонтами стали,

Жили б мы совсем не так.                                                Обросли бы шерстью длинной.

                                            Телевизора б не знали,

                                            Ни поесть и ни попить,

                                            В «Денди» тоже б не играли.

                                            В общем, плохо было б жить.

- Можем ли мы обойтись без огня? Какую роль играет огонь в вашей жизни?

(помогает готовить еду, с помощью огня тепло, светло…)

6. Выполни задание на листках: «Огонь – друг, огонь – враг». (Рисунки детей. Как вариант – можно использовать программу Paint, если в классе есть возможность работать на компьютерах детям индивидуально или в малых группах).

После выполнения – демонстрация и краткая аннотация к рисункам.

7. Итог.

- Послушайте стихотворение.

Знают все: человек без огня

Не живёт не единого дня!

При огне, как при солнце, светло.

При огне и зимою тепло!

Посмотрите, ребята, вокруг:

Нам огонь – повседневный друг.

Но когда мы небрежны с огнём,

Он становится нашим врагом.

- Итак, когда огонь может быть нашим врагом?

Что мы должны делать, чтобы огонь оставался только другом, помощником, служил человеку?

Кто нам помогает, когда приходит беда – пожар?  Куда нужно обращаться, если вы заметили пожар?  (слайды 16, 17) 

- Спасибо за активную работу.

Кто не выключил утюг?

 

Скачать  Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!

Метки к статье: Классный час, пожар

Добавить комментарий
Mail.ru counter