Классный час к 9 мая: Чтобы помнили поколения...

Цель: расширение знаний учащихся о Великой Отечественной войне; воспитание уважения к пожилым людям: ветеранам войны, труженикам тыла – участникам Великой Победы,     чувство гордости за народ победитель.

Оборудование: медиапроектор, компьютер (презентация, записи песен и музыки), чтение стихов детьми.

Ход классного часа. 

Слайд 1. Есть события, даты, имена людей, которые вошли в историю города, края, страны и даже в историю Земли. О них пишут книги, рассказывают легенды, сочиняют стихи, музыку. Главное же – о них помнят. И эта память передается из поколения в поколение и не дает померкнуть далеким дням и событиям. Одним из таких событий стала Великая Отечественная война нашего народа против фашисткой Германии.

Слайд 2. Она была очень коротка, эта летняя ночь 22 июня 1941 года. И не потому, что летом утренние зори торопятся сменить зори вечерние. Тысячи юношей и девушек по всей стране встречали рассвет на выпускных балах.

Такою все дышало тишиной,

Что вся Земля еще спала, казалось

 Кто знал, что между миром и войной

 Всего каких-то пять минут осталось.

 

Запись «Объявление войны Левитаном. «Священная война»

Июньской ночью 1941 года на нашу страну обрушился удар невиданной в истории армии вторжения:

- 190 дивизий, свыше 4000 танков,

-более  47 000 орудий и минометов,

- около 5000 самолетов,

- до 200 кораблей.

 Все, от мала до велика встали на защиту своей Родины, добровольцы уходили на фронт, вчерашние школьники становились солдатами.

1. Застыл солдат у школьного порога

Следы сапог и скорбная стена,

Где перечислены в порядке строгом

Выпускников ушедших имена.

2. В далекий год, простясь с учителями

Длину дорог измерив фронтовых

Они держали первый свой экзамен

И в танковых боях и в штыковых.

3.Веселые, отважные,простые

   В свой грозный час не дрогнули они

   И в памяти о них по всей России

   Горят сегодня вечные огни.

4. Клубились яростно метели

  Под Сталинградом на земле

  Дымились потные шинели

  И шли солдаты по золе.

5.  И танк в сугробе, как в болоте

  И бьют снаряды по броне.

  Снежинки таяли в полете

  Как ветки с листьями в огне.

6. И падал в битве человек

    В горячий снег, в кровавый снег

По плану гитлеровских стратегов война с Советским союзом должна была продолжаться 7-8 недель. Но враг просчитался. Целых 1418 дней и ночей было до праздника Победы – праздника со слезами на глазах.

Слайд 3. Война – это 4 года, это 1418 бессонных дней и ночей. Она унесла миллионы людских жизней: жены потеряли мужей, братья – сестер, сотни тысяч детей остались сиротами.

Слайд 4. Великая Отечественная война явилась огромным испытанием и для врачей, многими из которых были женщины. Исполняя свой долг, они не покидали раненых и прошли вместе с ними муки окружения и плена. Операции продолжались под огнем противника. Хирурги сутками не отходили от операционного стола и отдавали свою кровь, если в этом была необходимость. Медсестры выносили из-под огня бойцов, сами рискуя жизнью и погибая.

1.Четверть роты уже скосило.

Распростертая на снегу,

Плачет девочка от бессилья,

Задыхается: "Не могу!"

2.Тяжеленный попался малый,

Сил тащить его больше нет...

(Санитарочке той усталой

Восемнадцать сравнялось лет).

3.Отлежишься. Обдует ветром.

Станет легче дышать чуть-чуть.

Сантиметр за сантиметром

Ты продолжишь свой крестный путь.

4.Между жизнью и смертью грани –

До чего же хрупки они...

Так приди же, солдат, в сознанье,

На сестренку хоть раз взгляни!

5.Если вас не найдут снаряды!

 Не добьет диверсанта нож,

Ты получишь, сестра, награду –

Человека опять спасешь.

6.Он вернется из лазарета,

Снова ты обманула смерть,

И одно лишь сознанье это

Всю-то жизнь тебя будет греть.

 

Песня «На всю оставшуюся жизнь»

 

Слайд 5. А в это время другие женщины: сестры, жены, матери ковали победу там, в тылу... - Одним из основных источников могущества нашей армии была связь фронта с тылом. Шло оружие, боеприпасы и снаряды для фронта. Нелегко было перестроить промышленные предприятия на военный лад и наладить производство эвакуированных заводов, но люди отдавали этому делу все свои силы.

Война. Страшней нет ничего на свете,

«Для фронта всё!» – девиз страны таков,

Трудились все: и взрослые, и дети

В полях и у мартенов, у станков.

 

Фронт обеспечить! – нет важней задачи,

Трудились для победы все в тылу,

Бойцам в боях не выстоять иначе,

Труд для победы заслужил хвалу.

Женщины – это самое хрупкое существо на земле, они встали на защиту своей Родины, своих детей и их будущего. Им приходилось выполнять непосильную работу в годы войны.

За все ты бралася без страха,

И, как в поговорке какой,

Была ты и пряхой, и ткахой,

Умела - иглой и пилой.

 

Слайд 6. Рядом с родителями трудились и самые юные граждане нашей страны – школьники, их посылали туда, где нужна была помощь старшим.

Слайд 7-8. Во время войны детям сложнее, чем взрослым. Они не понимали, почему нет папы, почему мама постоянно плачет, почему постоянно хочется есть, почему по визгу сирены надо бежать в бомбоубежище… Много детских почему? Но детским чутьем они понимали, что пришла беда. Большая беда. Каждому человеку ясно: дети – это святое, они не воюют, они не вооружены. Они беззащитны и никакой опасности для германского рейха не представляют.

Слайд 9. Однако фашизм их зверски уничтожал. Уничтожал с большим садизмом и жестокостью, чем взрослых.

 

Самые обездоленные дети войны - малолетние узники фашистских концлагерей. У них отняли не только дом, хлеб, материнскую ласку – у них отняли родину и свободу.  Освенцим, Дахау, Майданек, Бухенвальд, Треблинка, Ора-дур, Лидице, Бабий Яр, Хатынь  - это названия концлагерей, созданных фашистами. В фашистских концлагерях содержалось более 20 миллионов человек из 30 стран мира. Среди них около 2  миллионов детей…

Их расстреляли на рассвете,

Когда вокруг редела мгла…

Там были женщины и дети,

И эта девочка была…

Сперва велели им раздеться

И стать затем ко рву спиной.

Но прозвучал тут голос детский,

Наивный, чистый и живой:

«Чулочки тоже снять мне, дядя?»-

Не осуждая, не грозя,

Смотрели, прямо в душу глядя,

Трехлетней девочки глаза.

- Чулочки тоже снять  мне, дядя?

На миг эсэсовец обмяк,

Рука сама с собой, с волненьем,

Вдруг опускает автомат.

Он словно скован взглядом синим.

И, кажется,  он в землю врос:

Глаза как у моей  Неминьи -

Во мраке смутно пронеслось.

Охвачен он невольной дрожью,

Проснулась в ужасе душа.

Нет! Не убить её не может…

И дал он очередь,  спеша.

Упала девочка в чулочках,

Снять не успела, не смогла.

Солдат,  солдат, что если б дочка

Твоя  вот также здесь легла.

Вот это маленькое сердце

Пробито пулею твоей.

Ты – человек, не только немец;

Или ты зверь среди людей?

Шагал эсэсовец угрюмо,

Не поднимая волчьих глаз…

Впервые, может, это дума

В мозгу отравленном зажглась.

И всюду взгляд её светился,

И всюду чудилось опять,

И не забудется отныне:

Чулочки тоже, дядя,   снять?

 

Слайд 10-13. Людей загоняли в газовые камеры для уничтожения, расстреливали, сжигали в печах заживо.

Слайд 14.  Есть поговорка: «на войне детей не бывает». Те ребята, что попали в войну, должны были расстаться с детством. Кто возвратит детство ребенку, прошедшему через ужас войны? Что он помнит? Что может рассказать? Можно спросить: « Что героического в том, чтобы в пять, десять или шестнадцать лет пройти через войну? Что могли понять, увидеть, запомнить дети?» Многое!!!

Враг надеялся задушить русский народ голодом. Но люди жили, боролись, помогая фронту. Они голодали, но не теряли человеческого достоинства, старались помогать друг другу и особенно заботились о детях.

В письмах на фронт дети рассказывали солдатам, как дома в тылу они стараются им помочь. Долгожданные письма из дома... Как нужны они были бойцам перед трудным боем!

«Здравствуй, папа! Давно не получал от тебя писем. Мы по тебе очень скучаем. Каж­дый день по радио мы слушаем сообщения о событиях на фронте, радуемся каждой маленькой По­беде. Мама день и ночь работает на заводе. Бабушка Маша вяжет варежки и носки для солдат. На прошлой неделе мы с ребятами и нашей учительницей собирали посылки для бойцов: мыло, ка­рандаши. Девочки шили кисеты для табака. Мы тебя очень любим и ждем. Возвращайся скорее с по­бедой! Твой сын».

Слайд 15. И вот враг уже отступает и снаряды рвутся на его территории. И впереди рейхстаг, где солдаты напишут свой фамилии.

Объявление Левитана о победе. Песня «День победы»

65 лет минуло с той войны. 65 лет – большая цифра, скажете вы. Но боль и память живы в наши дни. Трудно было завоевать победу. Много наших воинов погибло на полях сраже­ний. Если каждому погибшему посвятить минутное молчание, тогда население всей Земли бу­дет молчать тридцать лет!

Прошу встать всех. Почтим погибших воинов минутой молчания.

Прошу всех садиться.

Слайд 16. В 2010 году люди живут спокойно, учатся и работают, наслаждаются счастьем, которое дала им Победа. На западе до сих пор удивляются, почему мы  с таким уважением относимся ко всему, что связывает нас с войной. Да, мы дорожим Победой и не хотим, чтобы кто-то когда-нибудь развязал войну. И это все благодаря нашим ветеранам, ветеранам Великой Отечественной Войны. Большое спасибо им и низкий поклон!

1. Помните! Через века,

через года - помните!

О тех, кто уже не придёт никогда

помните!

2.Люди!
Покуда сердца стучатся-

помните!
Какой ценой 
завоёвано счастье,

пожалуйста, помните!

3. Детям своим

расскажите о них,

чтоб запомнили! 
Детям детей 
расскажите о них,

чтобы тоже запомнили!

Слайд 17. 9 мая 2009 года в 65 раз прогремит салют Победы. А в памяти народной и поныне живы безмерные страдания военных лет и безмерное мужество народа.

С праздником Победы всех!

 

Скачать

Классный час  Word (* .doc)

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!
презентация 

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!

Добавить комментарий
Mail.ru counter