Классный час: Государственные символы России

Форма: классный час для учеников 1 класса

Цель: воспитание у детей уважительного отношения к государственным символам

           России — флагу, гербу, гимну;

           воспитание любви к Родине.

Оборудование: государственные сим­волы России — флаг, герб, гимн;

                          фотогра­фии Кремля и Красной площади;

                          карта Российской Федерации;

                          репродукции кар­тин русских художников,

                          записи песен на­родной музыки.

Литература: ж. Начальная школа. – 2004. - № 12.

Ход классного часа

 

Тихо звучит мелодия народной песни.

Ведущий. Ребята, сегодня мы отпра­вимся с вами в путешествие по нашей стране, побываем на станциях, где узнаем много нового о государственных символах России.

Первая станция — «Символическая». С символами мы встречаемся в жизни посто­янно. Символ — это изображение фигур или предметов, выражающих особый смысл. Это условное обозначение какого-либо понятия.

К примеру, проходя мимо дома, на кото­ром изображен красный крест, мы сразу по­нимаем, что это больница. На светофоре за­горелся световой сигнал — зеленый чело­век, это означает, что путь для пешеходов свободен. Все это — символы.

Свои собственные символы (флаг, герб, гимн) могут иметь различные организации, учебные заведения, спортивные общества.

Даются задания по группам: придумать и нарисовать символы, которыми можно

обозначить понятия — остановка автобуса; железнодорожный переезд; книжный мага­зин; лесная зона.

— Флаг, герб, гимн — официальные го­сударственные символы, означающие суве­ренитет (независимость) государства.

 

— Мы прибываем на следующую стан­цию «Наша Родина — Россия».

Россия — это страна, в которой мы жи­вем. Россия занимает первое место по тер­ритории среди всех стран мира. В России проживают люди многих национальностей: русские, татары, украинцы, чуваши, хакасы и другие народы. Столица нашей Родины — город Москва.

Рассматривание карты Российской Фе­дерации.

Наше Отечество, наша Родина — матуш­ка-Россия. Отечеством мы зовем ее потому, что в ней испокон веков жили наши отцы и деды. Родиной мы зовем ее потому, что здесь мы родились, все вокруг для нас тут родное. А матушкой — потому что она вскормила, вырастила, выучила русскому языку и, как мать, защищает и бережет нас.

 

Звучит мелодия народной песни. Ведущий сообщает, что следующая станция — «Герб России».

— В прошлом у каждого российского го­рода был свой герб. Он рассказывал о са­мом главном в судьбе города, о его внешнем облике, об обычаях его жителей. Рассказ велся на языке символов — сказочных и настоящих фигур и предметов, располо­женных на гербе с особым смыслом.

Расположение и цвет символов на гер­бах объясняет специальная наука — гераль­дика.

Герб России представляет собой темно-красный щит, на котором изображен золо­той двуглавый орел. На груди орла поме­щен герб Москвы, он тоже имеет форму щита. Это означает, что Москва — столица могучего Российского государства.

Правой лапой орел сжимает скипетр, в левой лапе — держава, над головой орла мы видим корону. Скипетр — это жезл, укра­шенный затейливой резьбой, золотом и драгоценными камнями. Держава представ­ляет собой золотой шар с крестом наверху. В давние времена корона, скипетр и держа­на служили знаками царской власти. Сегод­ня они напоминают нам об историческом прошлом нашей Родины и символизируют единство Российской Федерации и незави­симость ее от других государств. Крылья орла похожи на солнечные лучи, а сама зо­лотая птица — на солнце. На груди орла по­мещено изображение всадника на фоне красного щита. Это святой Георгий Победо­носец. Он на белом коне, за его плечами развевается синий плащ, в правой руке — серебряное копье, которое помогло ему по­бедить змея. Черный змей — это символ зла. Он повержен героем. Верный конь топ­чет змея-дракона копытами. Герб России символизирует красоту и справедливость, победу добра над злом.

На фоне народной музыки ведущий продолжает рассказ.

 

— «Мы прибыли на станцию «Флаг России».

Флаг, как и герб, — отличительный знак, символ государства. Наличие флага указывает на полную независимость госу­дарства от других государств, на его само­стоятельность.

Кремль — место работы Президента Российской Федерации. Над зданием Боль­шого Кремлевского дворца поднят государ­ственный флаг России. Флаг состоит из трех полос одинаковой ширины. Верхняя полоса — белая, средняя — синяя, ниж­няя красная.

В России эти цвета почитались издавна и имели свои символические значения: бе­лый — благородство, синий — честность, красный — смелость и великодушие.

Бело-синий-красный флаг впервые дал русскому флоту и армии царь Петр I. Рас­положение полос отражало древнерусское понимание мира: внизу — мир физический (природный), красный; выше — небесный, голубой; еще выше — мир божественный, белый.

Цвет первых стягов славян был крас­ным. Этот цвет наиболее заметный и яркий. На Руси все самое красивое называли крас­ным (красна девица, красно солнышко, Красная площадь и т.д.).

По группам даются задания: раскрасить флаг России; объяснить, что означают цве­та флага; зачем нужен флаг; где его можно увидеть.

 

Под звуки музыки дети «попадают» на станцию -«Гимн России».

Гимн — это торжественная песня, сла­вящая кого-либо. При исполнении гимна люди обычно встают, мужчины снимают го­ловные уборы. Так проявляется уважение к стране, чей гимн звучит.

Государственный гимн исполняется в особо торжественных случаях, например при награждении победителей междуна­родных спортивных соревнований.

Детям читается текст Государственного гимна Российской Федерации, включается его запись.

 

По группам даются вопросы и задания:

а) назвать авторов стихов и музыки гимна России;-

б)  в каких случаях исполняют гимн России?

в) какие слова гимна выражают чувство гордости за Родину?

г) какие поэтические слова нашел aвтор, чтобы изобразить величие и бескрайность нашей Родины?

Подводятся итоги выполнения заданий по группам. Всех учащихся благодарят за труд.

 

Скачать Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!

Добавить комментарий
Mail.ru counter