Классный час на тему: Что такое дружба? 1 класс

Автор: Грибкова Алевтина Викторовна, МБОУ «СОШ №4 п. Чернянка», учитель начальных классов, Белгородская область, Чернянский район, п. Чернянка. 

 

Цель: создание на уроке условий для организации деятельности учащихся по знакомству и раскрытию сущности понятий «дружба», «друг».

Уровни усвоения:

- представление: формировать представление о дружбе и позитивном отношении к окружающим людям; воспитание доброжелательности, уважения друг к другу.

отношение: формировать стремление к совместной деятельности с одноклассниками; формирование нравственных качеств обучающихся: умение дружить, беречь дружбу, умение общаться в коллективе.

способы поведения: формировать навыки дружелюбного общения, а также способности оценивать свое поведение, нести ответственность за свои поступки; развитие умения аргументировать свою точку зрения.

Форма работы: разговор-рассуждение, игра, работа в группах

Оборудование: 4 конверта с заданиями для каждого этапа работы, пословицы, клей.

 

Пояснительная записка

Классный час на тему «Что такое дружба?» разработан в соответствии с требованиями ФГОС, УМК "Начальная школа XXI века". 

 

Цель занятия:  создание на уроке условий для организации деятельности учащихся по знакомству и раскрытию сущности понятий «дружба», «друг».

На уроке планировалось достичь следующих результатов: 

1) формировать представление о дружбе и позитивном отношении к окружающим людям; воспитание доброжелательности, уважения друг к другу.

2) формировать стремление к совместной деятельности с одноклассниками; формирование нравственных качеств обучающихся: умение дружить, беречь дружбу, умение общаться в коллективе.

3) формировать навыки дружелюбного общения, а также способности оценивать свое поведение, нести ответственность за свои поступки; развитие умения аргументировать свою точку зрения.

 

Урок  проводится в нетрадиционной форме – урок – театрализация. На уроке используются следующие методы обучения: по виду источника информации: словесные (беседа с учащимися, объяснение, чтение стихотворений самостоятельно подобранных учащимися к уроку в соответствии с темой); наглядные (иллюстрации); практические: (работа по составлению пословиц, создание аппликации). Для активизации познавательной активностиобучающихся применены игровые приемы. На уроке реализовываются разные виды работы с классом: самостоятельная, групповая, коллективная, что обеспечивает постоянную смену видов деятельности детей. Соблюдаются здоровье сберегающие технологии. Использована межпредметная связь (русский язык, литературное чтение, музыка, технология). Итог урока подводится с использованием разнообразного красочного материала, некоторых психологических приемов, направленных на формирование навыков дружеского отношения, личностного восприятия и понимания таких понятий, как «дружба», «друг». На основании анализа собственных поступков дана самооценка учащихся. Вывод: дружба нужна и важна в жизни каждого человека.

 

Ход классного часа:

Весь классный час дети свободно передвигаются по классу. Для групповой работы заранее поставлены парты квадратом. Для обсуждений – поставлены полукругом стулья, стоит трибуна для выступлений. На столах лежат по 4 конверта разного цвета с заданиями, клей-карандаш, ручки.

 

I.  Организационный момент. Эмоциональный настрой.

Дети стоят рядом с учителем у доски.

Учитель:

- Ребята, к нам на классный час пришли гости. А мы гостям всегда - рады! (хором).

- Давайте поприветствуем дорогих гостей! С вами познакомить, я их хочу скорей! (Дети здороваются с гостями и улыбаются им).

- Вот видит, все улыбнулись, а значит, у всех появилось хорошее настроение!

- А теперь, с таким же хорошим настроением мы начнем наш классный час. Я думаю, что сегодняшнее занятие принесет всем  нам только радость от общения друг с другом.

 

II. Вступительное слово учителя

Учитель:

- О чем же мы сегодня будем вести разговор? Не догадываетесь? (нет)

- А ответ в загадке, которую я вам сейчас загадаю:

Разноцветные ворота

На лугу построил кто-то!

Постарался мастер тот!

Взял он красок для ворот

Не одну, не две, не три,

Целых семь, ты посмотри!

Как ворота эти звать?  (радуга)

Учитель:

- Верно, ребята, радуга. Но у нас необычная радуга. Каждый цвет радуги что-то обозначает.

Окружающим – красный цвет

Дарить – оранжевый цвет

Радость – желтый цвет

Улыбку – зеленый цвет

Жизнерадостность – голубой цвет

Благо – синий цвет

Единство – фиолетовый цвет.

- Прочитав  снизу вверх первую букву каждого слова, вы узнаете тему нашего классного часа (фото 1).

- Так о чем мы сегодня будем говорить? (о дружбе) А теперь.

В это время дети поворачиваются к гостям и учитель, стоя за их спинами, превращается с «Спрашивайку-отвечайку» - быстро одевает белый халат, очки, на шею вешает огромные бумажные часы. Разговаривать он должен шепелявя.

Спрашивайка:

- Ой! А вы кто? (ученики 1 «Б» класса)

- Как вы сюда попали? Вы вообще знаете, что это за место??? (нет)

- Это исследовательский институт «Всезнайки»!!!

- Стоп. Неужели это я, по неосторожности задела свои часы времени и перемещения? Ну, конечно! Задела! Поэтому вы и оказались здесь.

- Что делать? Сразу отправить назад я вас не могу, должно пройти некоторое время, чтобы снова открылись ворота перемещения. Поэтому, вы здесь зависли!

- Я занимаюсь сейчас очень важным проектом! Я пытаюсь разобраться в таком понятии, как «ДРУЖБА». А раз вы здесь зависли, вам придется побыть моими коллегами и помочь мне в моих исследованиях! Согласны? (Да)

- Только уговор, если меня спросят, почему вы такие маленькие, я отвечу, что вы из страны Лилипутии.

- Кстати, меня зовут Спрашивайка-отвечайка! Потому, что я очень люблю спрашивать и отвечать!

(На доске большие знаки вопроса и восклицательный. Спрашивайка-отвечайка их гладит)

- Так, а теперь мне нужно узнать ваши имена. (Спрашивайка  водит руками над головами детей, как будто читает их мысли, и называет некоторых детей по И.О)

- Итак, мы начинаем!!!

 

III. Постановка целей занятия.

- Что бы вы хотели узнать, выяснить на сегодняшнем занятии? (Ответы детей)

-  Все ваши ответы правильные. Действительно, сегодня мы с вами должны выяснить:

(К знаку вопроса крепятся таблицы с поставленными)

1) Что такое дружба?

2) Кто такой друг?

3) Какими качествами должен обладать друг? (фото 2).

 

IV. Работа над понятием дружба

Спрашивайка: 

- О дружбе говорили во все времена. О ней много писали поэты, писатели, философы и ученые. Очень много о дружбе написано пословиц. А вы уже знаете, что в пословицах заключена народная мудрость. С некоторыми пословицами мы сейчас с вами и познакомимся.

Работа в группах.

– Прошу, коллеги. Подойдите к своим рабочим местам. Возьмите красный конверт. В каждом конверте лежит пословица. Только по своей рассеянности, я эти пословицы разрезала ножницами. Вам нужно составить эти пословицы, прочитать и объяснить их смысл. Чья группа будет готова, не кричите «Мы готовы!», а издайте какой-нибудь интересный звук. Какой именно – решите в группе вместе. (Дети составляют пословицы и та группа которая готова – мяукает или мычит (кто что выбрал) и объясняет их смысл).

(На доске вывешиваются составленные детьми пословицы) (фото 3). 

«Не имей сто рублей, а имей сто друзей!»

«Человек без друзей – что дерево без корней»

«Не мил и свет, когда друга нет»

Спрашивайка:

- Молодцы! Все выполнили правильно!

- Еще раз посмотрите на пословицы и скажите, какая их общая тема? (дети: ДРУЖБА).

- Как вы, коллеги, понимаете слово «ДРУЖБА»?

- А что по этому поводу думаете вы, Данил Сергеевич? (ученик, который заранее к классному часу подготовил стихотворение наизусть)

Ученик:

Дружба – это теплый ветер.

Дружба – это светлый мир.

Дружба – солнце  на рассвете.

Для души весенний пир.

Дружба – это только счастье.

Дружба у людей одна.

С дружбой – не страшны ненастья.

С дружбой – жизнь весной полна. (Все аплодируют)

Спрашивайка:

- Замечательно! А вы знаете, есть такая интересная книга, в которой объясняется смысл разных слов. Называется эта книга –  Толковый словарь русского языка Сергея Ивановича Ожегова. Словами из этой книги и можно обобщить  все сказанное вами.

Читает:

«Дружба – это близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов»

(Понятия вывешиваются напротив целей со стороны восклицательного знака)

- Итак, подведем итог, что же такое дружба?

- Мы ответили на вопрос, что такое дружба? (Да!)

 

V. Работа над понятием «Друг»

Спрашивайка:

- Какое прекрасное слово ДРУЖБА. Произнесите его.

- Что вы себе представляете, произнося это слово? (как люди дружат, представляем подругу, друга)

- Поднимите руки у кого из вас есть друг, подруга.

- Почему вы считаете их своими друзьями? (Когда люди дружат, они интересуют друг друга, доверяют друг другу, хотят быть вместе. Потому, что вместе им весело и интересно.)

Спрашивайка:

- Мне бы хотелось услышать ваше мнение, кто же такой ДРУГ?

Спрашивайка:

- Я предлагаю вам послушать отрывок из стихотворения Л. Измайлова «Монолог о дружбе». В нем есть ответы на некоторые вопросы, которые нас интересуют. Для этого мы с вами перенесемся на минутку в концертный зал.

(Звучит музыка, во время звучания дети садятся на приготовленные стулья, как будто они на концерте)

 

Стихотворение наизусть читает ученик класса:

Что такое друг и дружба, каждый знает?

Может быть, и спрашивать смешно

Ну а всё же, что обозначает,

Это слово? Значит что оно? 

Друг последнее всегда отдаст.

Друг не тот, кто льстит, а тот, кто спорит,

Тот, кто не обманет, не продаст.

 

VI. Работа над определением качеств друга

Спрашивайка:

- А какими качествами должен обладать человек, чтобы его можно было назвать другом? Это надо выяснить.

- Подойдите к своим столам и возьмите синий конверт. В нем лежат лепестки цветка. На них написаны качества друга. Выберите из них только те, которыми на ваш взгляд, должен обладать  друг и из этих лепестков составьте цветок ДРУЖБЫ. (на доске – цветок без лепестков. Дети выбирают лепестки с нужными качествами и крепят их к цветку на доске) (фото 4). 

Спрашивайка:

- Какие качества вы не выбрали и почему?

- Посмотрите, коллеги, их хороших качеств друга получился очень красивый цветок. Вам нравится? (Да!)

- А какими из этих качеств обладаете вы?

Спрашивайка:

- Человек, который обладает такими качествами красив не только внешне, но и изнутри.

- А теперь, найдите и прочитайте подсказки о том, как поступает человек, обладающий такими качествами. (дети ищут развешанные подсказки по классу, находят и прочитывают их).

Карточки

- поможет в трудные минуты;

- выручит, когда ты окажешься в беде;

- тебя понимает лучше всех;

- поделится последним куском хлеба;

- ничего не пожалеет для тебя;

- которому можно рассказать все свои секреты.

Спрашивайка:

- Подведем итог. Так кто же такой друг? (На доске вывешиваются понятия со стороны восклицательного знака) (фото 5). 

ДРУГэто человек, который связан с кем-нибудь дружбой, сторонник, защитник и помощник кого-нибудь.

Спрашивайка:

- Коллеги, а кого или что еще можно назвать другом и почему? (Дети отвечают, что другом  можно считать взрослых (родных и близких, учителя), книгу,  животных, природу, потому…)

Спрашивайка:

- Мы ответили на вопрос кто такой ДРУГ?

- Выяснили, какими же качествами должен обладать друг?

- А теперь я предлагаю вам, тряхнуть стариной и вспомнить, кто из героев книг, мультфильмов и фильмов с кем дружит.

 

Викторина «Кто с кем дружит?»

(Читает Спрашивайка)

1. Зелёный крокодил Гена и … (Чебурашка)

2. Доверчивый Буратино и … (Мальвина)

3. Смешной мишка Винни-Пух и … (Пятачок)

4. Мальчик по имени Малыш и … (Карлсон)

5. Забавный бурундучок Чип и… (Дейл)

6. Добрая Белоснежка и …(7 гномов)

Спрашивайка:

- Да уж… Мне за вами не успеть…Вы молодцы!

- Кто такой друг, настоящий друг мы с вами выяснили, но… Все это на словах. А как бы вы поступили в жизни, если бы…

 

VII. Решение проблемных жизненных ситуаций

Спрашивайка:

- Я предлагаю вам решить некоторые проблемные ситуации. Вот тут мы и посмотрим, какой вы друг. (Дети сидят на стульях) 

Сценка – одинаковые.

 (Исполняют заранее подготовленные ученики класса. Слова автора читает учитель)

Жили две неразлучные подружки-первоклассницы. Обе они маленькие, розовощекие, светловолосые. Обе учились только на пятерки.

- Мы во всем одинаковые! – с гордостью говорили девочки.

На неделе девочки писали контрольную работу по математике и Ирада получила «5», а Даша только «3».

Ирада  прибежала домой и похвасталась маме:

- Я получила по математике пять, а Даша только тройку. Мы стали уже неодинаковые…

Мама внимательно посмотрела на Ираду. Потом сказала грустно:

- Да, ты стала хуже…

- Я? – удивилась девочка. – Но ведь тройку-то получила не я!

Спрашивайка:

- Ответьте, за что мама осудила Ираду?

- Что бы вы сказали Ираде?

Ситуация № 2 (Читает Спрашивайка)

Твой друг не сделал домашнее задание и просит твою тетрадь, чтобы его списать. Как бы вы поступили в данной ситуации?

Ситуация №3 (Читает Спрашивайка)

Твой друг предлагает тебе поиграть с его машинкой, если ты дашь ему взамен поиграть на своей приставке. Как вы поступите в данной ситуации?

Спрашивайка:

- Дружить надо не из-за чего-то, не из-за выгоды, а потому, что тебе близок этот человек, его интересы, да  просто потому, что тебе с ним весело и интересно! Это и есть бескорыстная  дружба!

- Ого, как пролетело время! Двери перемещения открылись. Теперь я могу отправить вас обратно в школу. Я вам очень благодарна за помощь! Мне было с вами очень интересно и вы во многом помогли мне разобраться. Может быть, когда-то вы и услышите обо мне! Надеюсь, что все, о чем  мы с вами здесь узнали – вам пригодится в жизни! Удачи вам, коллеги!

 

VIII. Первичное закрепление.

Дети оказываются снова в классе.

Учитель:

- Ребята, где же вы были? Вы так внезапно исчезли! Я обегала всю школу в поисках вас! Скоро уже урок закончится, а я так и не успела с вами поговорить о дружбе… (Дети рассказывают о том, где они были и что узнали!)

Учитель:

- Ну, раз вы практически все уже знаете, мне остается только продолжить  наше занятие.

- Вы уже знаете, что такое дружба, кто такой друг, какими качествами должен обладать  друг. Нам остается только выяснить, какие же мы между собой друзья. Да и нужна ли нам вообще дружба?

- Подойдите к своим столам. Возьмите в руки желтый конверт. Я знаю, что у каждого из вас есть друг, подруга. Напишите его (её) имя на вырезанной из бумаги ладошке, пожелайте своему другу, подружке что-то доброе и хорошее и прикрепите ладошку к нашему большому сердцу доброты и дружбы. (На доске висит большое сердце).

(Дети пишут имена друзей и прикрепляют ладошки с именами на большое сердце, которое висит на доске) (фото 6). 

Учитель:

- Послушайте, наше сердце ожило!!! (Слышится звук биения).

- Подойдите все ко мне. Возьмитесь за руки. А сейчас, давайте тихо хором скажем волшебные слова «Пусть желания исполнятся!» и с нашими друзьями случится все то хорошее, что мы им пожелаем!

(Дети хором повторяют слова, взявшись за руки)

Почувствуйте, как тоненькие нити дружбы оплетают всех нас. Самое главное – верить в дружбу!

 

Определение законов дружбы

Учитель:

- Ребята, сейчас вы только учитесь дружить. А чтобы дружба была крепкой, нужно соблюдать законы. Существует много законов дружбы. Вот некоторые из них.

Учитель читает законы:

1. Не оставляйте друзей в беде, не подводите их, не предавайте, не обманывайте, не нарушайте своих обещаний.

2. Умей признать свои ошибки и помириться с другом.

3. Уважайте друг друга и помогайте друг другу.

4. Не обижай друзей и всех, кто вас окружает.

5. Выбирай друзей по  душевным качествам, а не по одёжке.

6. Останови друга,  если он делает  что-то плохое.

7. Один за всех и все за одного 

- Вы согласны с этими законами?

- Принимаем? (Да.)

(Законы вывешиваются на доску) (фото 7). 

– Если вы будете выполнять эти правила и законы, то станете самыми настоящими друзьями.

 

IX. Итог занятия. Рефлексия

Учитель:

- Вам понравилось наше занятие?

- Что для полезного из этого занятия вы усвоили лично для себя?

- О чем бы вам хотелось рассказать дома?

- Наше занятие подошло к концу. Но на ваших столах остался последний конверт зеленого цвета.  Подойдите к своим столам и откройте его. В нем много разных интересных деталей. Вам нужно составить из них портрет своего друга, на лице которого пусть  отразится то настроение, которое сейчас у вас после нашего занятия. Я знаю, что вы для наших гостей и меня, приготовили сюрприз. Прошу.

(Дети поют песню о дружбе во время работы).

(Дети составляют портрет друга, дают ему имя и говорят, отчего на лице улыбка и вывешивают портрет на доску) (фото 8).

 

Учитель:

- Вы все молодцы! Спасибо вам за работу и хорошее настроение. Я думаю, что наш классный час не прошел даром и наш класс станет еще дружнее и добрее! А еще я желаю вам хороших и верных друзей!

Так выглядит класс, после проведенного занятия (фото 9, 10, 11, 12).

 

Скачать полную версию  Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!

Метки к статье: классный час, 1 класс

Добавить комментарий
Mail.ru counter