Рабочая программа по изобразительному искусству для 6 класса Неменского Б.М.

В программу вошли разделы:

  • Пояснительная записка.
  • Требования к знаниям, умениям и навыкам обучающихся к концу учебного года.
  • Календарно-тематическое планирование (с подробным заданием на уроке и дома).

Пояснительная записка

Данная рабочая программа «Изобразительное искусство» для VI класса разработана на основе авторской программы авторской программы Неменского Б.М. «Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 класс. – М.: Просвещение, 2009» иполностью соответствует и федеральному компоненту государственного образовательного стандарта 2004 года.

Рабочая программа по изобразительному искусству для VI класса построена на основе преемственности, вариативности, интеграции пластических видов искусств и комплексного художественного подхода. В представленной рабочей программе тематика содержания для VI класса используется без изменений по авторской программе Неменского Б.М. «Изобразительное искусство и художественный труд» для 6 класса.

Авторами ставится задача духовного развития личности. Программа знакомит учащихся с тремя способами художественного освоения действительности: изобразительным, декоративным и конструктивным. Развитие художественного восприятия и практическая деятельность представлены в программе в их содержательном единстве и взаимодействии искусства с жизнью.

Задачи преподавания учебного предмета «Изобразительное искусство»:

  • эстетическивоспитывать школьников, формировать духовную культуру и потребность постоянного общения с искусством;
  • формировать художественную компетентность зрителя;
  • развиватьспособность сопереживать и нравственно-эстетическую отзывчивость на прекрасное в жизни и искусстве;
  • формироватьхудожественную культуры учащихся, знакомить с историей культуры. 

Формы проведения уроков

Основной формой проведения занятий является урок: урок-творчество, урок-беседа, урок-путешествие. Данная рабочая программа, основанная на авторской программе Неменского Б.М., также предусматривает чередование уроков индивидуального творчества, коллективной творческой деятельности или групповой.

Художественно-творческая деятельность учащихся представлена рисованием с натуры натюрморта, деревьев, архитектуры, фигуры человека; рисованием по памяти животных; рисованием по представлению иллюстраций к музыкальным и литературным произведениям, тематическими композициями (графическими, живописными, декоративными), плоским и объемным изображением формы предметов;  художественным конструированием посуды, архитектуры, игрушек.

Для реализации программного содержания используются:

  • Неменская Л.А. Изобразительное искусство в жизни человека: Учебник для 6 класса /Под ред. Б.М. Неменского. - М.: Просвещение, 2008.
  • Изобразительное искусство. 6 класс: поурочные планы по программе Б. М. Неменского. – Волгоград: Учитель, 2008.

Требования к уровню подготовки обучающихся VI классов

Учащиеся должны знать:

- о месте и значении изобразительных искусств в культуре: в жизни общества и жизни человека;

- о существовании изобразительного искусства во все вре­мена; должны иметь представления о многообразии образных языков искусства и особенностях видения мира в разные эпохи;

- о взаимосвязи реальной действительности и ее художест­венного изображения в искусстве, ее претворении в художествен­ный образ;

- основные виды и жанры изобразительных искусств; иметь представление об основных этапах развития портрета, пейзажа и натюрморта в истории искусства;

- ряд выдающихся художников и произведений искусства в жанрах портрета, пейзажа и натюрморта в мировом и отечест­венном искусстве;

- особенности творчества и значение в отечественной куль­туре великих русских художников-пейзажистов, мастеров портре­та и натюрморта;

- основные средства художественной выразительности в изо­бразительном искусстве: линия, пятно, тон, цвет, форма, перспек­тива;

- о ритмической организации изображения и богатстве вы­разительных возможностей;—  о разных художественных материалах, художественных тех­никах и их значении в создании художественного образа

Учащиеся должны уметь:

- ;пользоваться  красками  (гуашь  и  акварель),  несколькими графическими материалами (карандаш, тушь), обладать первичны ми навыками лепки, уметь использовать коллажные техники-

- видеть конструктивную форму предмета, владеть первич­ными  навыками плоского и объемного изображений предмета и группы предметов; знать общие правила построения головы человека уметь пользоваться начальными правилами линейной и воздушной перспективы;

- видеть и использовать в качестве средств выражения соот­ношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению и по памяти;

- создавать творческие композиционные работы в разных ма­териалах с натуры, по памяти и по воображению;

- активно воспринимать произведения искусства и аргумен­тированно анализировать разные уровни своего восприятия, по­нимать изобразительные метафоры и видеть целостную картину мира, присущую произведению искусства.

Календарно - тематическое планирование для VI класса по изобразительному искусству

Дата

Тема урока

Задание

Часы

Домашнее задание

 

 

I четверть «Виды изобразительного искусства и основы образного языка»

 

 

1.

 

Изобразительное искусство в семье пластических искусств

Беседа об искусстве и его видах

1

Подобрать материал по данной теме

2.

 

Рисунок – основа изобразительного творчества

Зарисовка с натуры отдельных растений

1

Подобрать материал по данной теме

3-4.

 

Пятно как средство выражения

Изображение различных отдельных осенних состояний

2

Найти работы русских художников о природных явлениях

5.

 

Цвет. Основы цветоведения

Фантазийное изображение сказочных царств

1

Чтение сказок; подбор иллюстраций сказочных изображений царства, города, страны, планеты и др.

6.

 

Цвет в произведениях живописи

Изображение осеннего букета

1

Подобрать материал по данной теме

7.

 

Объемные изображения в скульптуре

Объемные изображения животных в разных материалах

1

Написание реферата по теме; рисунок по замыслу

8.

 

Основные языки изображения

Беседа. Обобщение темы

1

Написать мини-рассказ к рисунку

 

 

II четверть «Мир наших вещей. Натюрморт»

 

9.

 

Реальность и фантазия в творчестве художника

Беседа о средствах выразительности и правилах изображения

1

Подобрать вырезки из журналов с изображением натюрмортов

10.

 

Изображение предметного мира – натюрморт

Работа над натюрмортом из плоских изображений

1

Подобрать материал по данной теме

11.

 

Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира

Конструирование из бумаги простых геометрических тел

1

Подобрать материал по данной теме

12.

 

Изображение объема на плоскости и линейная перспектива

Изображение конструкций из нескольких геометрических тел

1

Подобрать вырезки из журналов с изображением натюрмортов

13.

 

Освещение. Свет и тень

Изображение геометрических тел из гипса или бумаги с боковым освещением

1

Подобрать вырезки из журналов с изображением натюрмортов

14.

 

Натюрморт в графике. Цвет в натюрморте

Работа над изображением натюрморта в заданном эмоциональном состоянии

1

Оформить творческую работу.

15.

 

Выразительные возможности натюрморта

Натюрморт-автопортрет

1

 

 

 

III четверть «Вглядываясь в человека. Портрет»

 

 

17.

 

Образ человека – главная тема искусства

Беседа об изображении человека в искусстве разных эпох

1

Сбор информации по теме

18.

 

Конструкция головы человека и ее пропорции

Изображение головы человека: рисунок или аппликация

1

Подобрать иллюстрации с изображение головы человека

19.

 

Изображение головы человека в пространстве

Объемное конструктивное изображение головы

1

Подобрать иллюстрации с образом человека

20.

 

Графический портретный рисунок и выразительность образа человека

Рисунок (набросок) с натуры друга или одноклассника

1

Подобрать иллюстрации с образом человека

21.

 

Портрет в скульптуре

Работа над скульптурным портретом

1

Описать внешность и характер выбранного героя

22.

 

Сатирические образы человека

Изображение сатирических образов литературных героев или дружеских шаржей

1

Описать внешность и характер выбранного героя

23.

 

Образные возможности освещения в портрете

Наброски (пятном) с натуры с изображением головы в различном освещении

1

Подготовить реферат на тему: «Жизнь и творчество И. Е. Репина»

24.

 

Протрет в живописи

Аналитические зарисовки композиций портретов известных художников

1

Оформить творческую работу

25.

 

Роль цвета в портрете

Работа над созданием автопортрета или портрета близкого человека

1

Написать реферат на тему «Великие портретисты»

26.

 

Великие портретисты

Обобщение темы

1

 

 

 

IV четверть «Человек и пространство в изобразительном искусстве»

 

 

27.

 

Жанры в изобразительном искусстве

Беседа о жанрах в изобразительном искусстве: портрет, натюрморт, пейзаж, тематическая композиция

1

Проиллюстрировать в тетрадях жанры ИЗО

28.

 

Изображение пространства

Беседа о видах перспективы в искусстве разных народов

1

Сбор информации по теме

29.

 

Правила линейной и воздушной перспективы

Изображение уходящей в даль аллеи

1

Подобрать иллюстрации с изображением пейзажей

30.

 

Пейзаж – большой мир. Организация изображаемого пространства

Работа над пейзажем на тему: Дорога в большой мир; Путь реки

1

Собрать иллюстрации с изображением пейзажей

31.

 

Пейзаж – настроение. Природа и художник

Создание пейзажа-настроения

1

Выполнить наброски пейзажа улиц города с натуры

32.

 

Городской пейзаж

Создание графической композиции «Наш (мой) город»

1

Оформление творческих работ

33.

 

Выразительные возможности изобразительного искусства

Беседа о видах изобразительного искусства, средствах выразительности

1

Подготовить доклады о работах художников-пейзажистов

34.

 

Язык и смысл

Обобщение материала

1

 

Скачать полную версию рабочей программы по ИЗО для 6 класса вы можете по ссылке ниже

Размер:
111 Kb
Скачали:
124