Конспект урока природоведения: Приспособления организмов к условиям существования. 5 класс

Тип урока: Урок усвоения новых знаний

Цели урока:

Образовательная: Объяснить учащимся, что такое среда обитания организмов;

найти отличия между условиями жизни в разных средах;

определить черты приспособленности организмов к жизни в разных средах;

Воспитательная: Воспитание бережного отношения к природе.

Развивающая: Развитие умения творчески мыслить.

- научить систематизировать, выделять главное и существенное, устанавливать причинно-следственные связи, способствовать развитию воображения;

- способствовать формированию экологического мышления;

Применяемые на уроке педагогические технологии

Работа в группах

Деятельность учащихся на уроке

 

Связь с ранее изученным материалом

 

Государственные требования к уровню общеобразовательной подготовки учащихся

 

Необходимое оборудование и материалы, демонстрации

мультимедийная презентация, открытки животных и растений.

Структура урока

  1. оргмомент
  2. проверка домашнего задания
  3. актуализация опорных знаний
  4. целевая установка
  5. мотивация учебной деятельности
  6. изучение нового материала
  7. закрепление
  8. итоги урока
  9. рефлексия
  10. домашнее задание

 

 

Конспект урока

Мотивация учащихся, актуализация знаний

 

Беседа с составлением схемы

1. Какими свойствами живые организмы отличаются от тел

неживой природы?

2. Земля — единственная планета Солнечной системы, на которой существует жизнь. Без каких факторов неживой природы жизнь на Земле невозможна?

Ход и содержание урока

 

Изучение нового материала

1. Факторы, обеспечивающие существование жизни на Земле

Сведения о факторах неживой природы рассматривались на

протяжении предыдущих уроков, поэтому обобщить знания об

их значении можно в процессе самостоятельной работы учащихся

в группах.

Работа в группах

Класс делится на три группы, каждая группа получает задание — подготовить в виде рисунков отчет:

— значение Солнца для жизни на Земле (1-я группа);

— роль воздуха в обеспечении существования жизни на Земле (2-я группа);

— роль воды в жизнедеятельности организмов (3-я группа).

Во время отчета каждой группы учащиеся других групп делают свои замечания и дополнения.

2. Приспособление растений к условиям обитания

Беседа

— Приведите примеры растений нашего края.

— Можно ли вырастить миндаль (апельсин, лимон и т. п.)

на открытом грунте Украины? Почему?

— Что произойдет с водорослями, если их на длительное время

вынуть из воды? Почему?

— Погибнет ли за то же время наземное растение, если его

не поливать? Чем это можно объяснить?

Рассказ учителя с демонстрацией живых объектов и рисунков

(Во время рассказа учитель демонстрирует живые объекты

и рисунки.)

У растений сформировались различные приспособления к условиям обитания. Например, растения, произрастающие в засушливых

местностях, во время дождей запасают воду в листьях и стеблях (кактусы, алоэ). У одних растений листья превратились в колючки, листья других имеют грубый восковой налет, что позволяет

им экономно тратить воду. Корни некоторых растений (саксаул, верблюжья колючка) достают воду с очень большой глубины.

Весной, как только выпадут дожди, растения пустынь быстро развиваются и заканчивают этот период с наступлением знойного лета. А следующей весной после выпадения дождей опять начинается их развитие, и земля покрывается ковром цветущих растений.

— Как изменяются погодные условия в течение года в нашей

местности?

— Как приспособились растения к этим изменениям?

Активное развитие растений начинается весной и продолжается в течение всего лета, потому что в это время растения получают достаточное количество  тепла, света и воды. Осенью их развитие постепенно прекращается. Однолетние растения погибают, в почве остаются толькоих семена, которые прорастут следующей весной.

У многолетних трав отмирает наземная часть растений и сохраняются подземные органы — корневища, луковицы.

Деревья покрыты листьями только летом; стволы и ветви защищены от испарения воды зимой довольно толстой корой, а почки у большей части деревьев — плотной смолистой чешуей.

Вечнозелеными остаются только хвойные деревья.

— Попробуйте объяснить, как хвойные деревья приспособились к условиям обитания в холодную пору.

— Почему лиственные деревья сбрасываю листву зимой?

3. Приспособление животных к условиям обитания

Беседа

— В какое время года условия для жизни животных в нашей местности становятся неблагоприятными?

— Как разные животные приспособились к неблагоприятным условиям?

У многих животных, например у лисы, волка, лося, зайца, осенью накапливается слой жира, а мех становится более густым.

Некоторые животные, такие как сурок, медведь, змеи, ящерицы, ежи, впадают в спячку, и тогда все процессы жизнедеятельности у них замедляются. Некоторые птицы осуществляют перелеты

на большие расстояния в теплые края.

Животные приспособились к разным средам обитания: воде почве, воздуху.

— Приведите примеры животных, обитающих в воде.

— Как они приспособились к водной среде? (Обтекаемая форма тела, поверхность тела покрыта слизью, у многих дыхание жабрами, конечности превратились в ласты.)

— Какие животные освоили воздух? Как они приспособились к полету?

— Назовите животных, обитающих в почве.

Работа с учебником

Учащиеся рассматривают рисунок, на котором изображен крот

(рис. 103, в на с. 111 учебника [28]).

— Какие приспособления к среде обитания возникли у крота?

Своеобразное строение имеют передние лапы крота: они направлены не  вниз, а в стороны. Кисти его очень развиты и преобразованы в лопаты, которыми крот разгребает землю, благодаря чему быстро продвигается вперед.

Короткий, но густой бархатистый мех крота защищает его кожу от контакта с землей. Он легко может изменять свое направление, поэтому крота нельзя погладить против шерсти.

Глаза у крота очень маленькие и недоразвитые, но недостаток зрения компенсируется хорошим нюхом (носовые отверстия направлены у крота не вперед, а вниз). Ушных раковин нет: они мешали бы кроту продвигаться в узких подземных ходах.

Закрепление и обобщение знаний

Беседа

  1. Какие условия обеспечивают существование жизни на Земле?
  2. Какие факторы являются неблагоприятными для живых организмов?
  3. Как растения приспосабливаются к неблагоприятным условиям?
  4. Как животные приспосабливаются к неблагоприятным условиям?

Проверка и оценивание учебных достижений

Выставление оценок за работу на уроке

 

Домашнее задание

 

Дополнительная необходимая информация

 

В помощь учителю

Использованные источники и литература (если имеются)

 

Советы по логическому переходу от данного урока

к последующим

 

Межпредметные связи

 

Другое

 

 

Размер:
64.58 Kb
Скачали:
49
<
Аватар пользователя
Филологиня

20.11.2014

Хорошая разработка, очень логичны переходы от одного материала к другому. Знания добываются детьми путем размышлений - это важно.
Добавить комментарий