Конспект урока: Вопросительные местоимения. 6 класс

Цели:

  1. Познакомить учащихся с группой вопросительных местоимений, учиться употреблять их в речи с учётом особенностей склонения.
  2. Развивать умения интонационно правильно произносить предложения с вопросительными местоимениями.
  3. Воспитывать уважение, любовь к бабушкам

I. Слово учителя.

II. Подготовка к изучению нового материала.

Актуализация знаний.

– Каждое слово в русском языке имеет своё лексическое значение, и чаще его можно объяснить. Почему, например, называется так подснежник? А веснушки? А проталинки?

– А местоимение?

– Дайте определение местоимения. Какие местоимения являются личными? Какое местоимение называется возвратным?

Сегодня мы познакомимся с ещё одним разрядом местоимений – вопросительными.

Узнаем, какие местоимения относятся к вопросительным, для чего они служат, будем учиться употреблять их в речи.

III.  Изучение нового материала.

Назовите, на какие вопросы отвечают:

– имена существительные (кто? что?);

– имена прилагательные (какой? чей?);

– числительные (какой? сколько?).

Все местоимения, которые вы перечислили, и называются вопросительными, так как служат для выражения вопроса.

– А для чего нам бывают нужны вопросы? (Чтобы построить вопросительное предложение, определить члены предложения, главное и зависимое слово в словосочетании, падежные окончания существительных и прилагательных и т.д.)

Чтение теоретического материала на с. 164, работа с опорным конспектом.

Запись в словарик. Который час?

IV. Применение изученного.

Устно – упр. 406. Склоняет один ученик.

Ученики записывают в тетрадь:

Р.П. кого? чего?

Ученики по цепочке письменно на доске и в тетради склоняют птичий, чей?

И. чей?     птичий

Р. чьего? птичьего

Д. чьему? птичьему

В. чей?     птичий

Т. чьим?   птичьим

П. о чём? о птичьем

– К какому разряду относится прилагательное птичий? (Притяжательное)

– Что общего в правописании прилагательного и местоимения, которые вы просклоняли? (Разделительный ь)

Обозначьте графически условия выбора. Помните, что окончание вопроса помогает нам правильно написать окончание прилагательного.

– Какие бывают предложения по цели высказывания?

– А по эмоциональной окраске?

Потренируемся в правильном употреблении вопросительных слов, поработаем над  вопросительной интонацией.

Запишите и сравните предложения.

Какие перышки? Какой носок?

Какие перышки, какой носок!

Какое раздолье?

Раздолье-то какое!

Вывод: вопросительные местоимения, употреблённые в восклицательном предложении теряют своё вопросительное значение и выражают эмоциональную окраску.

Комментированное выполнение упражнения 407.

Кто варе..ки пёстрые вяж..т,

Стари(н, нн)ые песни поёт?

Кто сказку такую р..скаж..т,

Что снится всю ночь напролёт?

Ч..и волосы снега белее,

А руки желты и сухи?

Кого я люблю и ж..лею?

О ком соч..нила стихи?

Прочитайте текст, соблюдая вопросительную интонацию. Как можно озаглавить стихотворение Е. Благининой? Назовите вопросительные местоимения. Спишите, подчеркните главные члены предложения, обозначьте орфограммы.

Давайте немного поговорим.

– Кого из вас, девочки, назвали в часть бабушки?

– У кого бабушки живут в Елховке?

– Какие прилагательные вам хочется употребить вместе со словом бабушка? (любимая, добрая, старенькая…)

– Сколько лет вашим бабушкам? (обращение к конкретному ребенку)

В последнем предложении я употребила местоимение сколько. Посмотрим на таблицу его склонения (с. 165).

– При склонении какой части речи мы пользовались этим местоимением? (при склонении числительных)

Учитывая, что средний возраст ваших бабушек около … лет, просклоняем устно числительное … вместе с местоимением сколько?

Дети, вы много добрых слов нашли сегодня для своих бабушек, и ровно через неделю наступит особый день, когда все чувства, бережно хранимые в душе, нужно будет выразить в словах благодарности самым близким на свете людям – не только мамам, но и мамам ваших родителей – бабушкам. Это день 8 Марта.

Конечно, в наше время не составляет большого труда выбрать красивую открытку с готовым текстом. Например, как эта. (Учитель показывает открытку)

В слове "бабушка"

столько любви и тепла,

светлой нежности,

чуткости, ласки…

Для меня ты волшебницей

в детстве была

из тобою

рассказанной сказки!

Но каждой бабушке будет вдвойне приятней получить поздравление, сочиненное вами, ваше приятное детское воспоминание, связанное с бабушкой и вами, запечатленное на бумаге.

Творческое задание.

Выполненное задание читают 4-5 учеников.

Ребята, дома отредактируйте свои воспоминания, запишите на открытку, лучше тоже сделанную своими руками, и подарите бабушкам.

V. Закрепление изученного.

– Какие местоимения относятся к вопросительным?

– Для чего они служат?

VI. Анализ домашнего упражнения №409. Подведение итогов урока.

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!