Деловая игра: Проценты

Форма проведения урока: деловая игра «Производственное совещание».

Тип урока: урок применения знаний и умений.

Цель:

  • Решать задачи на проценты в нестандартных ситуациях.
  • Составлять задачи на проценты, используя данные из окружающего мира.
  • Развивать элементы логического мышления, творческой деятельности, речи, мировоззрения.
  • Воспитывать познавательный интерес, элементы культуры общения и экологической культуры.

Подготовка к уроку

Учащиеся с учителем подбирают материал по городу Х:

  • выбросы загрязняющих веществ в атмосферу города в  2001 году (8065 тыс т);
  • численность  населения  города и количество заболеваний органов дыхания в 2000 и 2001 годах (100000 чел, 100500 чел, 34,9%);
  • затраты на тушение пожаров в 2000, 2001 годах;
  • площадь (в га) лесов, погибших от пожаров в 1998, 1999, 2001 годах;
  • непокрытая лесом площадь  из-за  угольных  разработок и общая территория фонда леса (7332,12 га; 14664,24 га);
  • штрафы (суммы) за вырубку леса;
  • очистные сооружения, мощность очистных сооружений и процент недостаточной очистки (130000 м3/сут; 18,4%);
  • посадка  саженцев;
  • количество собранных шишек за 2 года;
  • выручка с продажи елок;
  • выброс в атмосферу угарного газа автотранспортом.

Ход  урока

I. Вводное слово учителя.

Сегодня у нас необычный урок, урок – «производственное совещание». Ваша задача – решить возникшие проблемы, используя полученный материал. Самостоятельная работа в конце урока покажет, сумели  ли  вы  применить  полученные  знания.

Весь класс  разбит на три комитета:

  1. по охране здоровья;
  2. по охране леса;
  3. по лесопользованию.

Слово предоставляется мэру города.

II. «Производственное  совещание»

Мэр. Начнем наше производственное совещание. Здесь мы собрались для того, чтобы выслушать наших гостей-врачей и попытаться помочь им  в  решении  их  проблем.

Первый врач. Рассмотрим экологическое положение в городе с медицинских позиций. (Представителям комитетов раздаются карточки с заданиями)

1. Средняя продолжительность жизни россиян составляет 64 года, причем 8% из этих лет мы проживаем за счет медицины. На сколько лет врачи продлевают жизнь? (на 5,12 лет)

2. Выбросы  загрязняющих веществ в атмосферу г.Междуреченска со  всех  предприятий  в  2001 году  составили  8065 тысяч тонн, причем после  очистки выбросы составили 18,4%. Сколько тонн загрязняющих  веществ  выброшено  в  атмосферу  без  очистки? (6581,04 тыс т)

3. В  2000 году численность населения города составила  100000 человек, из  них переболело  заболеваниями  органов  дыхания  34,9%. В  2001 году  переболело  43,3% (численность  составляла  100500 человек). Сколько человек  переболело в каждом году? На сколько процентов увеличилось число  заболеваний  органов  дыхания? Изобразите  наглядно на  графике. (40833 человека, 50228 человек, на 8,4%)

Второй  врач. Как  мы  видим, результаты  неутешительные. Как  мы  знаем, нам  помогает  исправить  эту  ситуацию лес. Лес – это легкие Земли.

Вопросы  учащимся:

Как уберечь  лес?

Что хотели бы  вы сделать  для  поддержания нормальной экологической  обстановки?

Инженер по охране леса  раздает задания комитетам.

  1. В  2000 году на тушение пожаров было затрачено 99224 рубля, а в 2001 году – 74418 рублей. На сколько процентов уменьшились затраты  денег?
  2. В  1998 году от пожаров погибло 1,5 тыс га, в  1999 году – в 2 раза больше, в 2000 году – в  9 раз  больше, чем  в 1999. на  сколько  процентов  увеличилась площадь леса, погибшего  от  пожаров в  2000 году  по  сравнению с 1998 годом? (на 1700%)
  3. Один  гектар  леса  в  течение  года способен  поглощать столько углекислого  газа, сколько его выдыхают 232 человека. Сколько процентов это  составляет от  общего  числа  людей, проживающих в городе? Сколько гектаров леса  должно находиться в пределах  города, чтобы в чистоте  содержать воздух в городе? (0,2%, 500 га)

Инженер  по  охране леса. Обсудим  результаты. Очень  много  денег  тратится  на тушение пожаров, а ведь многие  пожары происходят по вине  людей. Необходимо организовать  специальные  места  отдыха, посадку  леса  в  черте  города.

Инженер  по  лесоиспользованию. Одной  из  причин  гибели  леса  является его вырубка. Рассмотрим  данные  по  этой проблеме.

Задания  комитетам.

  1. Непокрытая лесом площадь  из-за  вырубок, горных  разработок  последних лет  составляет 7332,12 га. Сколько процентов это  составляет  от  общей  территории лесного  фонда, площадь  которого  1466424 га? (50%)
  2. В  1998 году  было вырублено  320 га, в  1999 году – 300 га, в  2000 – 240 га. Сравните площади  вырубок в процентах. Изобразите  полученные  данные на  графике. (на 6%, на 25%)
  3. В  1998 году за  незаконную  вырубку  леса  было  наложено  штрафов  в  размере  19000 рублей, в  1999 году – 8000 рублей, а  в  2000 – 1606 рублей. На  сколько  процентов  уменьшилась  сумма  затрат:

а) в  1999 году  по  сравнению  с  1998 годом;

б) в  2000 году  по  сравнению  с  1999 годом.

Изобразите  на  графике. (на 58%, на 92%)

Инженер по лесоиспользованию. Как мы видим из полученных графиков, происходит  уменьшение  вырубок  и  уменьшение  незаконных  вырубок.

Инженер  по  лесокультурам. Наша  работа  состоит  в  восполнении  лесного  фонда.

Задания  комитетам.

  1. Гектар  лиственного  леса  вырабатывает  2 кг  летучих  защитных  веществ, а  гектар  хвойного  леса – 250%  от  этой  величины. Сколько  килограмм  летучих  защитных  веществ  вырабатывает  гектар  хвойного  леса? (5 кг)
  2. Через  канализационную  очистную  систему  мощностью  130 тыс м3  в  сутки  в  1998 году  поступало  180 тыс м3  загрязненных  сточных  вод. Из  них  23%  проходит  недостаточную  очистку, а  7%  остаются  без  очистки. Какое  количество  сточных  вод  возвращается  в  природные  водоемы  без  очистки? (54 тыс м3)
  3. В  1998 году  было  посажено  саженцев  250 га, а  в  1999 году  и  в  2000 году  площадь  саженцев  составила  72%  от  площади  в  1998 году. Изобразите  наглядно  изменение  площади  посадки  саженцев  за  3 года.

Инженер по лесоиспользованию. Как мы видим из графика, саженцев стали высаживать меньше, чем вырубается, а почва из-за сброса  неочищенных сточных вод с каждым годом  ухудшается. Мы организуем посадку хвойного леса в городе и просьба к КОС – улучшить очищение  сточных  вод.

Мэр. Давайте  оценим  обстановку  с  нашими  данными по городу и выясним, что  можно  сделать  совместными усилиями.

Задания  комитетам.

  1. Предприятиями  города  было выброшено в 1997 году в атмосферу 2320 т угарного  газа, а  автотранспортом – на  444%  больше. Сколько  тонн  отработанного газа было выброшено в атмосферу города? (12620,8 т)
  2. По данным комитета охраны  окружающей  среды  объем  выбросов  отработанных  газов  от  предприятий  города и автотранспорта  в  1997 году составил  9962 т, а  в 1999 году – 85% от величины  1997 года. На  сколько  тонн  снизился  объем  выбросов в 1999 году? (на 1494,3 т)
  3. Сколько  тонн  отходов  от  автотранспорта  было  выброшено  в  1997 году  в  атмосферу  города, если  угарный  газ  составил  10300 т, окись  азота – 13%  от  величины  угарного  газа, оксиды  серы – 3,5%  от  величины  угарного  газа? (1199,5 т)

Мэр. Как  показывают  полученные  данные, большое  количество  вредных  веществ  выбрасывается  в  атмосферу  автотранспортом. Я  не  знаю, что  мы  можем  сделать, но  конструкторы  могли  бы  подумать  над  снижением  выбросов  от  автотранспорта. Мы  выслушали  мнения  инженеров, врачей. Сделали  необходимые  подсчеты  и  выводы  об  экологической  обстановке  в  регионе. Все  предложения  об  улучшении  окружающей  среды  и  природоохранной  деятельности  поступят  в  бухгалтерию  и  плановый  отдел, где  произведут  необходимые  расчеты. На  этом  наше  производственное  совещание  закончено. 

III. Заключительное  слово  учителя.

Оценка  работы  учеников. 

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!