Конспект урока литературы 5 класс "Этот удивительный и неожиданный талант - Н. В. Гоголь!"

Цель урока: развитие умений выделять частное из общего.

Задачи:

  • обобщить знания по изученному тексту Н. В. Гоголя, его биографии;
  • выяснить, в чем заключается многогранность таланта писателя.

Тип урока: работа с художественным текстом.

Вид урока: практикум с использованием технологии развития критического мышления с выходом на творческую работу.

Форма урока: урок–проектирование.

Эпиграф к уроку:

«Ты был для нас источник многоводный,

И мы к тебе пришли теперь опять…»  Саша Черный

Ход урока

Организационный момент

- Прошу занять места согласно приглашениям на ваших столах. Приготовьте учебники, тетради, простые карандаши. 

Вводная беседа

- Ребята, вы любите рисовать или чертить?

- Я предлагаю каждому из вас попробовать себя в роли архитектора. А кто такой архитектор?

(Архитектор - специалист, занимающийся проектированием и строением сооружений.)

- Итак, мы будем проектировать. Что это значит?

- Мы предложим скульптору, создающему памятник великому русскому писателю Н. В. Гоголю, свой проект, который будет называться «Этот удивительный и неожиданный талант - Н. В. Гоголь!»

- Напоминаю, все фрагменты памятника должны соответствовать его названию. Задача непростая, но выполнимая. 

Обобщение материала

1. Уточнение условий работы.

- Первый этап вашей работы называется «Создание банка идей» Вы работаете в группах. Секретарь, выбранный вами, знаками, ключевыми словами фиксирует ваши идеи, доказывающие, в чем мастерство Гоголя..

2. Обсуждение идей в группах.   

3. Создание банка идей.

- Что у вас получилось? Какие идеи вы хотите выдвинуть? (На доске выполняется запись)

Н. В. Гоголь:

  1. 1великолепный пейзажист;
  2. мастер пейзажа;
  3. тонкий психолог;
  4. художник бытового и фантастического сюжета;
  5. певец Малороссии, этнограф,
  6. историк;
  7. сатирик;
  8. юморист.

4. Обсуждение идей

- Найдите и зачитайте эпизод в тексте, доказывающий, что Н. В. Гоголь - мастер пейзажа.

- При помощи каких изобразительных средств писатель достигает яркого описания зимней ночи?

- Чей портрет мы чаще других видим на страницах повести?

- Послушайте фрагмент повести, в котором воспевается красота Оксаны, докажите, что он не единственный.

- Что привело вас к мысли, что Гоголь - психолог? (Рисует характеры героев и их чувства)

- В каких ситуациях особенно ярко переданы чувства Вакулы?

- В повести в изображении событий параллельно раскрываются два плана: один бытовой, другой – фантастический. Какие события вы отнесете  к бытовому миру, а какие – к фантастическому?

- Назовите традиции и обычаи славян, воссозданные в повести «Ночь перед Рождеством», утверждающие, что Гоголь - великий этнограф.           

- Существует утверждение, что Гоголь, как историк, стоял на целую голову выше своих университетских коллег. Как на примере повести «Ночь перед Рождеством» мы можем убедиться в этом?

- Слово запорожцев к царице и просьба Вакулы поставлены рядом. Какого эффекта достигает Гоголь в этой сцене?

- Кого еще из героев повести автор характеризует в сатирических тонах?

- Представьте свои работы, изображающие юмористические сцены повести. Как вы думаете, смех Гоголя злой, добродушный, ехидный или добрый?

5. Воплощение идей

- Попытайтесь воплотить любую из идей на бумаге.

Итог урока

Представление работ. Обсуждение эпиграфа. Выставление оценок

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!