Конспект урока: Психологический климат в семье. 8 класс

Цели: обучающие:

- дать представление о ценности семейных отношений в обществе;

- раскрыть содержание понятий «семья», «психологический климат в семье», «семейный долг»;

- выяснить от чего зависит психологический климат в семье.

развивающие:

- развивать творческие способности учащихся в ходе выполнения познавательных заданий;

- развивать познавательный интерес к изучаемой проблеме;

воспитательные:

- воспитание чувства уважительного отношения к семье и семейным отношениям.

Основные понятия: семья, психологический климат, семейный долг.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Ход урока: 

I. Организационный момент.

Учащиеся делятся на две группы, равные по уровню подготовки.

II. Эпиграф: «Не надобен и клад, коли в семье лад» (народная пословица).

Ребята, очень часто мы слышим эту народную пословицу, как вы думаете, какой смысл заложен в нее? ответы учащихся.

Объявляется тема урока.

Можно ли найти  универсальный секрет семейного счастья?

Наверное, нет, но благополучные семьи – основа процветания нашего общества. В них заложены нравственные добродетели: супружеская верность, почитание родителей,  любовь к детям.

Слово «семья», если вы заметили, состоит из семи Я. Это значит, что семья это большая группа людей. В нашем современном обществе большие семьи становятся редкостью, а родственники бывают едва знакомы. Сегодняшняя семья, это как правило малая группа, состоящая из родителей и детей.

Вопрос: что такое малая группа? – ответы учащихся.

Задание: попробуйте в каждой группе дать определение понятию «семья». (работа по группам)

Семья – это основанная на браке и родстве, малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью и моральной ответственностью.

Далее учитель обращается к домашнему  заданию – нарисовать генеалогическое древо своей семьи. Подтверждается, что сегодня семья – это малая группа, в сравнении с семьями прошлого времени.

Но эта группа имеет свои отличия. Рассмотрим эти отличия.

(таблица 1) 

Семья – это родственный союз, в основе которого лежит любовь.

В семье осуществляется важнейшая функция биологического и социального воспроизводства населения.

В семье осуществляется воспитание.

В каждой семье, как и в малой группе, у каждого участника есть свои роли.

Вопрос: кому сейчас принадлежит главная роль в семье?

Часто в современной семье роль лидера принадлежит тому, чей вклад в семейное благополучие признается всеми членами семьи. Вдумайтесь, какой психологический климат складывается в семье, где на повестке дня всегда стоит вопрос: кто в доме хозяин?

Психологический климат - качественная сторона межличностных отношений, проявляющаяся в виде совокупности психологических условий, способствующих совместной продуктивной деятельности и всестороннему развитию личности  в группе.

Именно психологический климат определяет самочувствие  человека в семье. Забота, внимание, сотрудничество делает семейный климат теплым и приятным. Напротив, неуважительное отношение, безразличие делает климат неприятным.

Задание: Ролевая игра «Счастливые и несчастливые семьи».

Учащиеся работают по группам, распределяют между собой роли (мама, папа, дети, дедушка, бабушка и др.)

Группам необходимо дать описание счастливой и несчастливой семьи с определением психологического климата. Далее подводятся итоги.

Учитель зачитывает притчу: «Трое толкают груженую тачку.  Мудрец, повстречавший их, задает вопрос: «Что же вы делаете?»  Первый отвечает, что везет драгоценный материал, из которого будет построен храм. Второй говорит, что зарабатывает на жизнь себе и своей семье. А третий – что он прикован к этой тяжелой тачке».

Так и в семье – одни родители хотят вырастить и воспитать из своих детей духовно красивых, всесторонне развитых людей. Другие ставят задачу поскромнее: лишь бы были здоровы, накормлены одеты. А третьи – равнодушны к детям, будто прикованы к семье цепями.

В современной психологии семейных отношений выделяют три стиля семейных взаимоотношений – таблица 2.

Стили: попустительский

         авторитарный

         демократический

Вопрос: попытайтесь объяснить, как вы понимаете эти стили?  - ответы.

Задание: расскажите о своих семейных легендах и преданиях, сделайте вывод, какой психологический климат и стиль общения  отражают эти рассказы?                       

Существует долг семьи перед обществом, его будущим. Он состоит в том, что именно семья в первую очередь влияет на воспитание  детей. Вспомним замечательные слова немецкого гуманиста XV в. С. Бранта:

                              Ребенок учится тому,

                              Что видит у себя в дому:

                              Родители пример ему…

                              Коль видят нас и слышат дети,

                              Мы за дела свои в ответе

                              И за слова: легко толкнуть

                              Детей на нехороший путь.

                              Держи в приличии свой дом,

                              Чтобы не каяться потом.

Пользуясь учебником (стр. 92) заполните таблицу «Права и обязанности родителей» 1 гр., 2 гр – сформулировать права и обязанности детей.

Права и обязанности родителей 

Воспитывать детей, заботиться об их здоровьем и развитием.

Обеспечить ребенку возможность получить основное общее образование.

Защищать права и интересы ребенка.

Содержать ребенка.

Понятие «семейный долг» не исчерпывается долгом родителей перед обществом и детьми. Дети также имеют долг.

Вопрос: что это за долг?

- должны заботиться о своих родителях, особенно став взрослыми.

Заключение

Заканчивается наш урок, и мне хотелось бы чтобы, знания, полученные на уроке, использовались вами и в жизни. Придя домой, проведите психологический эксперимент: подойдите к зеркалу скажите: «Я должен улыбаться! У меня хорошее настроение!» Помогите своим родителям по дому и обратите внимание на психологический климат вашей семьи в этот день.

Закрепление.

Выполнение заданий на листе самоконтроля.

Домашнее задание

Используя  знания, полученные на уроке, опишите психологический климат своей семьи.

Размер:
9.26 Kb
Скачали:
26