Конспект урока 7 класс "История России XVIII века"

Цель урока:

  • Углубить понимание  учащимися особенностей развития России этого периода.
  • Способствовать проявлению активности каждого учащегося.
  • Содействовать воспитанию патриотических чувств школьников на основе фактов истории этого периода.

Ожидаемые учебные результаты

Учащиеся должны:

  • Знать внутреннюю и внешнюю политику преемников Петра I. Перемены в системе центрального и местного управления;
  • Правильно объяснять и употреблять термины и определения  данной темы;
  • Соотносить события и даты;
  • Уметь работать с картой и картосхемой.

Основные используемые понятия: абсолютизм, протекционизм, работные люди, отходники, посессионные крестьяне, фаворит, откуп, просвещенный абсолютизм, капитал,  буферное государство.

Оборудование:

  1. Учебник  Данилов А.А., Косулина Л.Г. «История России. Конец XVI - XVIII век»
  2. Карточки с заданиями.
  3. Ватман с картой схемой урок.
  4. Список понятий.
  5. Путевой лист.

Форма урока: игра-эстафета.

Ход урока

Вступительное слово

Вступительное слово учителя о целях и задачах игры, представление участников, вручение путевых листов.

Мотивация

Учитель говорит о значение данного периода в истории России.  После смерти Петра I  наступил период частой смены монархов. Но дворцовые перевороты не затрагивали основ государственного,  не покушались на господствующее положение дворянства. Исход их решался реальной вооруженной силой – гвардией. Знакомство с основными вопросами урока, и формой проведения.

Организация игровой деятельности

Тупичок Дат

Соотнесите важнейшие события и даты или указать даты важнейших событий, хронологический кроссворд

1. Полтавская битва (1709)

2. Итальянские и шведские походы Суворова (1799)

3. Создание  Уложенной комиссии (1767)

4. Присоединение Крыма (Тавриды) к России (1783) 

Улица Понятий

1. Абсолютизм – форма феодального государства, при которой монарху принадлежит неограниченная верховная власть.

2. Протекционизм – экономическая политика государства, направленная на поддержку отечественного производства  путем ограничения ввоза товаров и оказания экономической помощи предпринимателям.

3. Отходники – крестьяне, вынужденные уходить на заработки из родных мест как на мануфактуры, так и на сельскохозяйственные работы.

4. Откуп – передача государством частным  лицам за определенную плату сбора налогов или продажи каких-либо товаров.

Сквер Изобретений

Ребята получают иллюстрации с изображением технических открытий этого период в России. Они должны рассказать об изобретениях и их значении.

Ползунов Иван Иванович  в 1765 году создал паровую машину

Кулибин в 1773-1775 годах создал «зеркальный фонарь».

Кулибин создал дворцовый лифт для императрицы

Родион Глинков построил в 1760г. гребнечесальную машину

Братья Моторины отлили царь-колокол

Порт великих географических открытий

Игра «Мазайка»

1719 - 1721  была составлена подробная карта Камчатки и Курильских островов;

1725 – 1729  состоялась первая Камчатская экспедиция Витуса Беринга.

Витус Беринг доказал существование пролива  между Азией и Америкой.

Степан Петрович  опубликовал 1756 году крупное двухтомное издание

Крашенинников  «Описание земли Камчатки»

Парк культуры Возрождения

1. Назовите основные стили архитектуры? (барокко, классицизм)

2. Назовите крупных  русских архитекторов  XVIII века (Растрелли, Баженов, Казаков, Старов)

3. О ком идет речь? «Известен реконструкцией Александро-Невской лавры, строительством ряда усадеб под Петербургом. Однако самым крупным и известным его творением стал Таврический дворец со множеством богато убранных помещений, зимним садом.» (Старов)

4. Он, русский сердцем, родом итальянец,

Плетя свои гирлянды и венцы,

В  морозных зорях видел роз румянец

И на снегу выращивал дворцы.

Он верил, что их пышное цветенье

Убережет российская зима.

Они росли – чудесное  сплетенье

Живой мечты и трезвого ума.

О ком идет речь?

Бульвар Личностей

«По национальности  - немка. В России приняла православие и новое имя. Трудолюбива, свято соблюдала православные  обычаи. Ввела обязательные прививки против оспы. Проводила успешную внешнюю политику. Заботилась о просвещении, вела переписку с французским философом Вольтером» ( Екатерина II)

«Учился в Москве, Петербурге, Германии. Первым стал читать публичные лекции по физике на русском языке. Создал первую в России научно-исследовательскую химическую лабораторию. Описал историю славян. Доказал факт  существование атмосферы  на Венере. Создавал стеклянные украшения, мозаику»  (Ломоносов)

«В 12 лет зачислен в лейб – гвардии Семеновский полк. Прошел все воинские звания. Блестяще воевал с турками, французами. Совершил знаменитый Швейцарский поход, разработал солдатский учебник «Наука побеждать». Прожил 70 лет, дослужился до чина генералиссимуса, попадал в опалу императоров» (Суворов)

«Его реформы создали строго централизованную  систему управления, сфокусированную на царе, военизировали нарождающуюся бюрократию, изменили армию и военное управление, урегулировали проблему престолонаследия, формально узаконил статус царской семьи» (Павел I)

Проспект Просвещения

Раскройте значение понятий.

Век просвещения – ...

Просвещенный - ...

Абсолютизм - ...

Задание № 2 на с. 64 рабочей тетради.       

Подведение итогов

- Понравилась ли вам такая форма проведения занятий?

- Что понравилось и что не понравилось на уроке?

- После подведении итогов учитель еще раз оценивает работу каждого из учеников.

Домашнее задание

Опережающее задание. Познакомиться с содержанием  учебника «Новая история».

Размер:
85 Kb
Скачали:
75