Конспект урока: Сказочно-былинный жанр. Волшебный мир сказки. 7 класс

Цель урока:

Вызвать эмоциональный отклик на хорошо знакомые и любимые детьми сказки и басни, поддержать интерес к русской народной сказке.

Учить детей передавать в рисунке характерные черты полюбившегося героя.

Познакомить учащихся с творчеством Васнецова.

Оборудование:

Альбомы, гуашь, кисти, баночки с водой, салфетки, палитра. Зрительный ряд.

Зрительный ряд:

“Аленушка” 1881 г.,

“Витязь на распутье” 1878 г.,

“Богатыри” 1898 г.,

“Иван Царевич на Сером Волке” 1889 г.,

«Спящая царевна», 1926,

«Баян» 1910,

“Три царевны подземного царства” 1881 г.,

«Царевна-лягушка» 1901-1918.

“Ковер-самолет” 1880 г.

Ход урока

1. Орг. момент. Проверка готовности к уроку.

2. Сообщение темы урока. Беседа.

Мы продолжаем рассматривать жанры живописи. Давайте вспомним все жанры, которые вы знаете (портрет, натюрморт, исторический, баталийный, бытовой, анималистический, пейзаж, сказочно-былинный).

Сегодняшний урок мы посвятим сказочно-былинному жанру. На уроке вы повторите, а возможно и больше узнаете о произведениях Виктора Михайловича Васнецова.

Вспомните, когда впервые возникают былины и почему? (Возникли в 10 – 11 в.в., когда на Руси возникла феодальная раздробленность и, вследствие этого на долгие годы – татаро-монгольское иго).

Само слово «история» подразумевает «бывшее раньше», «несегодняшнее». Говоря «сегодня», мы имеем в ввиду некоторую привычную жизнь страны и человека. Но ведь в свое время прошлое было тоже современностью. Значит, и нынешняя современность будет тоже историей.

Вот и наш народ через века пронес былины, передавая их из уст в уста. 1-ый сборник былин был опубликован в 1804 году. В русское изобразительное искусство тема былин вошла в середине 19 века, когда в русской культуре возник интерес к народному творчеству и фольклору. Внутренняя политика России в середине 19 века очень нестабильна: еще помнятся события 14 декабря 1825 года (восстание народа); неудачно складываются дела в решении 2-го Восточного вопроса (Крымской войны); в стране усиливаются различные подпольные движения против царя. А также усиливается противостояние между западниками и славянофилами. Вот что написал Федор Иванович Тютчев:

Как не тянитесь, господа,

Вам не достичь признанья от Европы!

Пред ней вы будете всегда

Не слуги просвещенья, а холопы.

Живописные полотна Виктора Михайловича Васнецова воспели далекое легендарное прошлое Древней Руси.

- Что лежит в основе любой сказки и былины?

Запись в тетрадь. Герои былин вставали на защиту земли русской, стремились к объединению земель, помогали слабым и обездоленным, боролись с врагами. В былинах прославлялись сила и благородство, мощь и смекалка русских богатырей. Художники сказочно-былинного жанра воспевали далекое легендарное прошлое Древней Руси и открывали для современников истоки национальной культуры.

Посмотрите слайды и узнайте героев.

Слайд 1. «Аленушка» 1881. Васнецов. Сумрачный пруд, хранящий печальную тайну, опушка с юными ёлочками и берёзками - этот этюд воплотился в известной картине. Однако мало кому известна тайна, заключённая в ней.

Ласточка – божья птица, приносящая счастье.

Распущенные волосы – думы человека.

Тёмный омут - ожидание счастья, беды, смерти.

Что олицетворяют белые березы? (Исцеление)

Когда Алёнушке будет угрожать опасность, зашумят осиновые листья, вода покажет отражение ведьмы, птицы поднимут гомон.

Слайд 2. «Витязь на распутье» 1878. Васнецов. Очень ценный экземпляр, особенно для любителей былины “Илья Муромец и разбойники”.

“Поехал на три дороженьки, три дороженьки, три росстани (пересечение дорог, перекресток).

На тех росстанях лежит бел-горюч камень, а на камне том надпись подписана”.

Васнецов писал так: «На камне написано: «Как пряму ехати — живу не бывати — нет пути ни прохожему, ни проезжему, ни пролетному». Следуемые далее надписи: «направу ехати — женату быти; налеву ехати — богату быти» — на камне не видны, я их спрятал под мох и стер частью».

Эта картина показывает поле битвы. Что ценнее: жизнь или смерть? Что выберет человек? Человека, не пожалевшего живота своего ради друга, ждет вечная память живых. Что остается после человека, какой след он оставил после себя? Решать только ему.

Слайд 3. Богатыри. 1898. Васнецов. Самая крупная, самая значительная картина Виктора Васнецова – это мощная песнь России, ее великому прошлому - картина, призванная выразить дух русского народа. Сила и мощь богатырей – это сила и мощь народа. И, пока народ един и стоит на страже своих интересов и ценностей – государству ничего не угрожает.

Художник не поскупился на подробности, каждая деталь в картине имеет свой смысл. Богатыри стоят на границе поля и леса. Васнецов блистательно передает состояние природы, созвучное настроению богатырей. А движениям коней, развевающимся наветру конским гривам вторит желтый ковыль. В небе клубятся белые тяжелые облака. Вольный ветер собирает их в тучи, гуляет по выжженной солнцем земле. Хищная птица, парящая над кромкой леса, и серые могильники вносят дополнительную интонацию опасности. Но весь облик богатырей говорит о надежности этих защитников Русской земли.

3 образа, 3 характера, 3 защитника Руси.

Слайд 4. Иван Царевич на сером – волке. 1889. Васнецов. Это картина-сказка, картина-фантазия – соединение несоединимого, здесь и дремучий лес, и цветущая яблоня. Иван-Царевич вместе с Еленой Прекрасной мчатся на Сером Волке сквозь тёмный лес спасаясь от погони.

Слайд 5. Спящая царевна. 1926. Васнецов. Расписной терем, медведь и павлины, сидящие на ветвях, шут и молодой гусляр, изумрудная зелень лесов - все это похоже на детский радостный сон. Так и есть, мы застали как раз то мгновение, когда царевна уколола палец веретеном, и сбылось грозное предсказание - заснула не только девушка, но и все огромное царство. Люди, птицы, звери, цветы и деревья - все спят. Кажется, ни один ветерок не смеет потревожить заколдованный дворец, ни один звук сюда не донесется.

Очень живописно удалось передать В. М. Васнецову расслабленные позы спящих. А как разнообразны, непохожи их лица! В каждом лице - свой характер.

Вспомни, что делала царевна перед тем, как её одолел колдовской сон, и найди ответ среди деталей картины. (Она уколола руку веретеном. У её ног изображена прялка)

Слайд 6. Баян. 1910. Васнецов. Почему так важен совсем не богатырского вида этот былинный персонаж?

(Зовет словом к действию. Еще не известно, что сильнее: металл или слово. Он зовет, будит, тревожит.)

Слайд 7. Три царевны подземного царства. Эта картина была создана для центрального вокзала донецкой каменноугольной железной дороги. Это своеобразная аллегория (символ) богатства недр донецкой земли. Обратите внимание на топографические знаки. Старшая сестра превратилась в золото, средняя - в самоцветы, младшая – в уголь.

Слайд 8. Царевна-лягушка. 1901-1918. Васнецов.

Слайд 9. Ковер – самолет. 1926. Васнецов.

3. Практическая работа

Вспомнить любимые сказки. Нарисовать сюжет к выбранной сказке.

1. Представить сюжет.

2. Прорисовка в карандаше главных предметов. (Лучше в центре листа и крупными)

3. Прорисовка деталей (рисуем крупнее и ниже на листе, а то, что дальше – меньше и выше.

Одни предметы могут загораживать другие.)

4. Переходим к работе в цвете. (сначала изображаем в цвете небо, потом землю. Затем с помощью кисти и красок выполняем в цвете нарисованные предметы. При этом сначала выполняем общие цветовые пятна, затем уточняем детали. При помощи цвета стараемся передать характер героев, время года, дня, состояние природы, настроение. Например, чувство тревоги можно выразить мрачными красками и холодными тонами, а радость яркими – тёплыми тонами.

4. Домашнее задание: выполнить иллюстрацию к любой басне И.А. Крылова

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!