Конспект урока биологии 7 класс "Внешнее и внутреннее строение насекомых"

Задачи:

  • Сформировать знания учащихся о внешнем и внутреннем строении насекомых на  примере строения майского жука.
  • Развивать знания учащихся  о членистоногих; развивать умения и навыки самостоятельной работы с книгой; развивать познавательный интерес.
  • Формировать экомышление.

Оборудование: таблицы «Строение и развитие майского жука», «Способы развития насекомых»

Литература: учебник «Биология – животные» 1989 год;

Учебник «Биология» 2003 год, К. Кайым

Книга «Муха-цокотуха» К.Чуковский

Оформление доски:

Тема: «Внутреннее строение насекомых»

Таблицы: «Внутреннее строение плавунца», «Способы развития насекомых»

Логические цепочки.

Ход урока

I. Орг. момент

II. Вступительное слово учителя

Загадка:

Кто над нами вверх ногами? (муха)

- Почему начинаем урок с мухи?!?

Насекомые!

- К какому типу животных относятся насекомые?

- Какие ещё классы животных относятся к типу членистоногих?

На прошлом уроке говорили о внешнем строении насекомых, сегодня поговорим о внутреннем, но сначала разминка «Ручеёк». Повторим термины. 

III. Работа с терминами «Ручеёк» (работа в парах сменного состава)

Термины: Галлы, энтомология, паукообразные, параподии, клещи, педипальпы, хелицеры, ракообразные, нимфа, имаго, энцефалит, членистоногие, насекомые, мальпигиевы сосуды.

Спросить  нескольких человек.

Повторить внешнее строение насекомых («Снежный ком»): определение, среда обитания, внешнее строение, виды ротовых аппаратов.

IV. Изучение нового материала (работа в группах, реализация деятельного подхода)

Группа I

«Внутреннее строение» - стр. 75-77 учебника:

  1. Пищеварительная система.
  2. Кровеносная система.
  3. Дыхание.
  4. Выделение.
  5. Нервная система.
  6. Половая система.

Учитель: у самки 2 яичника, развиваются женские гаметы; у самца 2 семенника, развиваются мужские гаметы. После оплодотворения, которое происходит внутри тела самки, самка откладывает яйца. Дальше идёт развитие зародыша по нескольким путям:

  1. Прямое: яйцо – имаго. (бескрылые насекомые)
  2. Развитие с неполным превращением: яйцо – личинка – имаго. (стрекоза, кузнечик, саранча, вши, клопы)
  3. Развитие с полным превращением: яйцо – личинка – куколка – имаго. (жуки, мухи, пчёлы, осы, шмели, блохи, бабочки)

Спросить детей: Первая помощь при укусе насекомых, или при попадании в ухо!

1. обратиться за помощью ко взрослым, желательно медику

2. залить в ухо растительное масло, подождать пока насекомое умрёт от нехватки кислорода, а затем осторожно вытащить

Группа II

«Роль насекомых в природе и жизни человека» - сообщения в тетрадях для творческих работ (были подготовлены заранее); + стр. 162-164, рис. 140 стр. 163 учебника.

V. Закрепление (работа в группах, элементы игровой технологии)

1. Найди лишнее:

Рак, каракурт, дафния, креветка

Богомол, краб, саранча, бабочка

2. Продолжи ряд:

Дафния, циклоп, …

Скорпион, чесоточный зудень, …

3. Установи соответствие:

Ракообразные                           дыхальце

Паукообразные                          жабры

Насекомые                               лёгочные мешки

                                            мальпигиевы сосуды

                                            головогрудь

4. Найди ошибку в литературном произведении с точки зрения биологии:

А злодей-то не шутит,

Руки-ноги он Мухе верёвками крутит,

Зубы острые в самое сердце вонзает

И кровь у неё выпивает.

Муха криком кричит, надрывается.

А злодей молчит, ухмыляется.

Вдруг откуда – то летит

Маленький комарик,

И в руке его горит

Маленький фонарик

«Где убийца? Где злодей?

Не боюсь его когтей!»

Подлетает к Пауку,

Саблю вынимает

И ему на всём скаку

Голову срубает!

Вопрос: Название произведения и его автора?

5. Найди ответы на  вопросы  ЕНТ:

  • Сколько ног у паука? (8 или 4 пары)
  • Органы осязания и вкуса майского жука? (щупики)
  • Тип ротового аппарата у комара? (колюще-сосущий)

6. Реши задачу:

Блоха длиной 3 мм может подпрыгнуть на высоту 20 см, а расстояние от места старта до места приземления бывает до 35см. Подсчитайте, на какую высоту мог бы подпрыгнуть человек, рост которого 170 см, и какое расстояние он мог бы преодолеть в прыжке, если бы был таким же хорошим прыгуном, как блоха?

VI. Домашнее задание

§ 51 весь + термины + стр. 164 рис. 141

- Как вы думаете, на сколько вы сегодня поработали?

VII. Итог урока

- Что-нибудь мешало проведению урока?

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!