Классный час: Права гражданина и их защита

Основные понятия: декларация, конвенция, гражданин, гражданство, права и свободы человека и гражданина; понятие абсолютности прав человека, геноцид, апартеид.

Ожидаемые результаты: расширение объёма знаний о правах человека, закрепление навыков работы с документами, умение участвовать в дискуссии, формирование уважения к чужому мнению, отстаивание своей точки зрения.

Ход дискуссии

1. Вступительное слово, в котором указывается объём изучаемых вопросов:

-  Что такое права человека?

-  Основные источники прав человека.

-  Кто и как нарушает права человека?

-  Как можно защитить свои права?

 

Каждый человек имеет Право на гражданство...

Всеобщая декларация прав человека, т.15

Права человека – это комплекс прав и свобод, во многом определяющих правовой статус человека в обществе и государстве, который является главным показателем уровня демократичности общества.

Права человека в целом могут быть определены, как права, принадлежащие человеку с рождения, без которых он не может жить как полноценное человеческое существо. Человек постоянно стремится к такой жизни, в которой уважение защита его человеческого достоинства будут гарантированы. Права и свободы позволяют человеку в полной мере использовать свой разум, интеллект, талант.

«Через права и свободы мы все подтверждаем, что мы – одно человеческое общество... Права человека являются общим языком человечества. Принимая этот язык, все народы получают возможность понимать друг друга и стать авторами собственной истории», – отметил Генеральный секретарь Организации Объединённых Наций, выступая на Всемирной конференции по правам человека демократии и развитии общества. 10 декабря 1948 года в Париже Генеральная Ассамблея Организации Объединённых Наций приняла Всеобщую декларацию прав человека. Этот исторический документ сформулировал основы прав человека, соединив воедино все наработки по этому вопросу за период развития человека.

Принятие Всеобщей декларации прав человека дало мощный толчок развитию международного правозащитного движения, а 10 декабря отмечается во всём мире как Международный день прав человека.

Представления о правах человека на разных этапах человеческой истории имели разные формы и содержание. Одним из первых и самых древних является принцип равенства и его применение в отношениях между людьми.

Фактически история прав человека – это распространение принципа правового равенства на всё большее количество людей и ситуаций.

Первой по времени формой равенства является так называемый «принцип Талиона» – принцип наказания-возмездия: «равным за равное».

Наиболее универсальной явилась французская Декларация прав человека и гражданина. Она призывала к освобождению от эксплуатации, в том числе к освобождению французского гражданина от абсолютизма.

Проблема прав человека имеет довольно значительную историю и в Беларуси. Связывается она с появлением памятников права – опубликованных сводов закона. Одними из первых таких памятников являются свод княжеских постановлений XI – XII вв. «Русская правда», Полоцкие и Смоленские грамоты XIII–XIV вв., которые закрепляли права отдельных категорий жителей этих земель.

К правам и свободам человека относятся в первую очередь те, без которых он не может стать личностью, которые необходимы ему для сохранения человеческого достоинства.

Выделяется пять групп:

- гражданские права и свободы,

- политические,

- социально-экономические,

- культурные,

- экологические.

Понятия основных прав и свобод базируются на двух положениях.

1. Все люди рождаются свободными и равными в своём достоинстве и своих правах, они наделяются разумом и совестью и должны поступать по отношению друг к другу в духе братства.

2. Каждый человек должен владеть правами и свободами, которые провозглашают международное и национальное законодательство, в первую очередь, Билль о правах человека.

ВЫВОД: У каждого человека изначально есть права, а государство призвано охранять их от незаконных посягательств. Права гражданина охватывают сферу его отношений с государством, причём гражданин рассчитывает на охрану и защиту своих прав от постороннего вторжения, на активное содействие государства в их реализации.

Для дискуссии следующие проблемы:

Можно ли считать, что существование гражданского общества и правового государства создаёт условия для гарантированного соблюдения прав человека?

- В 1948 году на Генеральной Ассамблее ООН был принята Всеобщая декларация прав человека. Что требуется от государства, чтобы эти права могли реализовать граждане?

- Ежегодно страны, входящие в состав ООН, представляют отчёты о положении детей. Какие предложения, касающиеся защиты прав детей, вы включили бы в отчёт о положении детей в Беларуси?

- Какие примеры из мировой истории о вопиющем пренебрежении права человека на жизнь вам известны?

- Существует ли правовая норма, согласно которой педагог должен присутствовать во время следствия и судебного разбирательства по делу ученика?

3. Практическая работа.

Перед учащимися – тексты Всеобщей декларации прав человека и Конвенции ООН о правах ребёнка. Ученики самостоятельно читают и сравнивают документы. Особое внимание уделить статьям:

Всеобщая декларация прав человека – ст.3, 12,15

Конвенция ООН «О правах ребёнка» – ст.6, 7, 9

ВЫВОД: Конвенция о правах ребёнка конкретизирует права человека в отношении ребёнка.

Составляется и разрабатывается заметка о рабстве детей в современном мире.

4. Для завершения дискуссии ученики высказывают своё мнение по следующим суждениям:

– свобода есть возможность делать всё, что захочется;

– свобода есть независимость от норм, установленных людьми;

– свобода есть право делать всё, что дозволено законом;

– свобода ограничена свободой других людей.

5. Дискуссия заканчивается рефлексией: «Я считаю, что права и свободы человека нарушаются тогда, когда...»

Что есть гражданственность? –

Не надо вопрошать,

А надо ею жить,

Как воздухом дышать

Гражданственность всё то,

В чём разум века светит,

Чем совесть

Зову времени ответит

Чему даётся власть

И в бедах возвышать

Что есть гражданственность?

Николай Рыленков

Дети - пушечное мясо. Как избавить их от своего прошлого?

Джо Беккер, член организации «Хьюман Райте Уотч», один из авторов доклада о детях-солдатах, объясняет, почему их реабилитация имеет решающее значение для установления мира. Лучшие программы успешно сочетают современную детскую психологию с традиционными обычаями.

Интервью Шираза Сидхвы –

журналиста «Курьера ЮНЕСКО»

Каково общее количество детей-солдат?

Более 300 тысяч детей, не достигших 18 лет, сражаются в правительственных войсках и повстанческих группировках более 40 стран по всему миру. Помимо этого, тысячи их ровесников готовы встать под ружье в более чем 85 странах. Большинству их детей-солдат от 15 до 18 лет, а самому младшему, как вы­яснилось, всего 7 лет.

 

Детей призывают в армию в связи с нехваткой взрослых солдат? Или это просто более безжалостная форма детского труда?

Чем продолжительней конфликт, тем больше вероятности, что в нем будут участвовать дети. Дети – дешевое пушечное мясо, они доверчивее, их легче, чем взрослых, приучить к атмосфере бездумных убийств и безоговорочному подчинению. Нам рассказывали о детях, кото­рые бросались под обстрел, даже не пони­мая, что под пулями можно погибнуть. Во время пограничной войны с Эритреей в 1999-2000 г.г. эфиопские правительствен­ные войска, как сообщалось, насильно заби­рали в армию тысячи учащихся, отлавливая их на рынках и в деревнях, часть из них потом была брошена в атаки через минные поля.

 

Что же заставляет детей идти на войну?

Многие из тех, кому довелось испытать на себе или быть свидетелем насилия со сторо­ны государственных властей, идут в армию, чтобы чувствовать себя защищенными и про­кормить свои семьи, но это редко удается. В гражданской войне, такой, как в Гватемале, жертвами часто становятся дети-туземцы или принадлежащие к малым народам. Их также нелегально переправляют через грани­цы – дети из Руанды и Уганды воевали в  Демократической Республике Конго, а пакистан­ских детей использовали в Афганистане.

 

Повстанческая группировка «Тамильские тиг­ры» использовала девочек как террористок-са­моубийц в Шри-Ланке, потому что они вызыва­ли меньше подозрений. Известны ли Вам дру­гие подобные примеры с призывом девочек в армию?

В армию набирают преимущественно мальчиков, однако в некоторых конфликтах до трети детей-солдат составляют девочки. Очень многих заставили силой или обманом влить­ся в повстанческие отряды в Северной Уган­де и Сьерра-Леоне; их использовали как бой­цов и как сексуальных рабынь. Привлекали де­вочек и к участию в гражданской войне в Сальвадоре.

Как отражается на детях участие в военных действиях? Помимо очевидного физического риска, смогут ли они когда-нибудь преодолеть психологическую травму?

Последствия носят драматический харак­тер. Я беседовал с детьми –  бывшими солдата­ми, которые страдают припадками и ночными кошмарами, связанными с их военным про­шлым, они вздрагивают, если кто-то просто подходит к ним сзади. Они ежеминутно наче­ку и готовы к атаке. Годами дети принимали участие в боевых действиях, но не умеют ни читать, ни писать, у них нет навыков и умений, ко­торые пригодились бы им в мирной жизни.

Что можно сделать для того, чтобы эти дети ни в коем случае не были выброшены из жиз­ни, даже когда они в большинстве своем негра­мотны и не имеют никакой профессии?

Если им окажут поддержку и дадут шанс получить образование или профессию, они могут стать вполне благополучными членами общества. Важно, чтобы на местах были долгосрочные программы. В Либерии была проведена мгновенная демобилизация детей-солдат, но подготовили недостаточно программ по их реабилитации, поэтому дело кончилось тем, что многие вернулись в армию или влились в бандитские группировки. В других местах, например, в Анголе или Сьерра-Леоне, вновь разгораются конфликты.

Сейчас успешно проводят­ся программы в Мозамбике и Северной Уганде. Лучшие из них объединяют в себе совре­менные методы психологии детского развития с традиционными обычаями и ритуалами при участии местных общин. В программу вклю­чаются очищающие ритуалы, которые помога­ют детям почувствовать, что все их военные переживания остались в прошлом. В Мозамби­ке и Сьерра-Леоне дети навещали семьи тех людей, кого они изувечили или убили, работа­ли во искупление своей вины на полях или на строительстве школ.

Доноры вкладывают сейчас больше средств в крайне важное дело налаживания мирной жизни, но для сколько-нибудь серьезного решения этой проблемы необходима бо­лее существенная поддержка.

Глобальный доклад о детях-солдатах, 2001.

 

Дети-солдаты

Бесконечные гражданские и этнические войны в Мьянме привели на поле боя едва ли не самое громадное в мире количество детей, которые оказались один на один с побоями, убийствами и процветающей наркоторговлей.

Бертиль Линтнер – обозреватель журнала «Фаристерн икономик ревю»

Бранг Йа (вымышленное имя) было всего 16 лет, когда его в 1997 г. зачислили в бирманскую армию. Но такое решение принял не он сам. Он ехал к матери, живущей на севере Мьянмы, когда полиция задержала его за от­сутствие документов в городе Мандалей.

Спустя два месяца представители воен­ной полиции посетили его в тюрьме и предло­жили вариант «свободы» – вступление в ар­мию. Он дал согласие из страха провести в за­ключении не один год. Один из офицеров отметил, что у него «самый подходящий воз­раст для начала военной подготовки». Одна­ко когда он вместе с другими освобожденны­ми узниками прибыл в военный тренировоч­ный лагерь в городе Швебо на севере страны, оказалось, что там было несколько рекрутов даже девятилетнего возраста; были попытки сбежать из лагеря, но ни одна не удалась.

Пройдя через одну из непрекращающих­ся гражданских войн между тысячами этнических групп, Бранг Йа ухитрился сбежать через джунгли в Таиланд, где и рассказал о своих злоключениях. С 1988 г., когда военные жес­токо подавили общенациональное восстание за демократию, численность вооруженных сил Мьянмы выросла более чем вдвое, с при­мерно 185 тыс.чел. до 450 тыс. на сегодняш­ний день. Официально провозглашенная зада­ча состоит в том, чтобы создать 500-тысяч­ную армию для подавления широко распространившихся этнических конфлик­тов и пресечения всяческого недовольства. Мьянма (бывшая Бирма) – единственное государство в Восточной Азии, которое не со­кращает, а увеличивает численность своей армии. Этот стремительный рост обеспечи­вается за счет набора в армию детей. Общее число детей-солдат трудно подсчитать. Но по оценкам наблюдателей, по крайней мере, 50 тыс.детей находятся на воинской службе. Многие из этих мальчишек были похищены или насильно записаны в Татмадо (бирман­ское название вооруженных сил), и около половины из них служат в частных армиях различных этнических групп. По мнению ор­ганизации «Коалиция за прекращение ис­пользования детей-солдат» (см. Интервью), Мьянма наряду с другими африканскими государствами является одним из крупнейших в мире рекрутеров детей-солдат». Согласно документу ЮНИСЕФ от 1992 г., 14-летние де­ти призываются в армию официально. Детей, собранных в военные лагеря для подготов­ки, называют «Йе Ниунт Лунге» или «храбры­ми подростками».

Зачастую предполагается, что такие ново­бранцы должны выполнять те же задачи, что и взрослые бойцы, а если они не справляются, их могут избить или убить. Иногда детей по­сылают непосредственно в бой, в том числе в опасные лобовые атаки, в которых погиба­ют сотни бойцов. Кого-то используют для ры­тья окопов, приготовления пищи, в качестве носильщиков амуниции и боеприпасов. По данным доклада «Лишенные детства наве­ки?», подготовленного НПО «Образы Азии», со штаб-квартирой в Чианг Май, большинст­во детей-солдат никогда не посещали школу или очень скоро были отчислены из нее.

 

Армия – «твой дом родной»

«Многим из нас было всего 14-15 лет, – рассказывает ребенок-солдат, на которого ссылается доклад. – Среди нас было три или четыре бойца всего по 12 лет... они не могли как следует держать ружье, такие были ма­ленькие, но должны были делать все то же, что и настоящие солдаты. 12-летний Чико служил денщиком у капрала. Однажды он был избит капралом до полусмерти и отправлен в госпиталь. Дело кончилось тем, что он ослеп и был наполовину парализован... я своими глазами видел, как его избивали...».

Особенно беззащитны уличные дети и си­роты, но им внушают, что армия – их единст­венное спасение. Согласно докладу ЮНИСЕФ, был выявлен по крайней мере один военный лагерь близ Кенгтунга в восточном штате Шан, в котором готовили и использовали в ка­честве носильщиков, «живых щитов» или «жи­вых миновзрывателей» детей от 7 лет. В докла­де «Образы Азии» приводятся другие приме­ры жестокости по отношению к бирманским детям-бойцам. 14-летний Аунг Тай рассказы­вает о пьяном командире батальона, застре­лившем трех спящих мальчишек за то, что они не проснулись по его команде. «Они не могли проснуться, потому что всю ночь де­лали кирпичи и устали до изнеможения», – говорит Аунг Тай.

 

Мьянма: основные данные

Население (млн.чел.):                                                         45

Площадь (тыс.кв.км)                                                          677

ВНП на душу населения($):                                             1,027

Продолжительность жизни (лет)                                      56

Грамотность среди взрослых (%)                                      84

Численность населения

в возрасте до 15 лет (% от общего числа жителей)          33

Данные за 1999 г. Источники: Всемирный Банк, ПРООН.

В докладе сообщается, что большинство детей-солдат либо присутствовали при убий­ствах, либо были вынуждены сами убивать и грабить. Во время наступательной опера­ции в Маучи, штат Кайя, Ай Муинт вместе с группой мальчишек-солдат «вошли в дерев­ню и расстреляли всех жителей, потому что считали их своими врагами». «Мы забрали всех их свиней и цыплят, все добро... потом по­дожгли деревню. Мы собрали всех женщин, изнасиловали их, а потом убили».

Некоторые дети-солдаты вступают в ар­мию добровольно, чтобы защитить от нее же свою семью или обеспечить родным столь не­обходимый кусок хлеба. Однако эти желан­ные «блага» редко им достаются, особенно когда юные бойцы оказываются вдали от род­ных селений. Дети-рекруты получают уре­занное довольствие, а то и вообще ничего по причине безудержной коррупции в армии. «Они вынуждены слишком быстро взрос­леть», – говорит Ма Ми Суу Рвинт, девушка-сол­дат из милиции сопротивления общебирман­ского студенческого демократического фрон­та, рассказ которой приводится в докладе.

«Я вступил в армию в 1993 г. в 16 лет, – го­ворит Тай Линг Аунг, сын рыбака, признания ко­торого включены в доклад. – Моя семья была очень бедной и я был вынужден вступить в ря­ды Татмадо, чтобы поддержать родных...». Тя­желое положение бирманских детей было ос­вещено в последних докладах Всемирного бан­ка и Банка азиатского развития. Отсутствие образовательных возможностей для юных ре­крутов только усложняет тяжелые экономи­ческие и социальные проблемы, грозящие этой стране.

С 1948 г., когда Мьянма обрела независимость от Великобритании, ряд этнических меньшинств, которые составляют 40% населения, ведут борьбу за свою автономию или полное отделение. Эта трагедия рассматривается в качестве глав­ной причины, почему Мьянма, страна, у которой нет реальных внешних врагов, уже в 1950-е гг. приступила к созданию мощной армии. В 1962 г. армия совершила государственный переворот, ус­тановила в стране свою диктатуру и стала править с помощью дек­ретов, упразднив хрупкую бир­манскую парламентскую систему. Военные ввели также губитель­ную систему под названием «Бир­манский путь к социализму», кото­рая превратила это некогда одно из самых процветающих госу­дарств в Азии в политического и экономического банкрота.

 

Бирманский путь к социализму

Ежегодные резолюции ООН с призывами к военным властям начать диалог с оппозици­ей принесли малоощутимые результаты, не­смотря на недавние усилия специального пред­ставителя ООН в Мьянме Разали Исмаила.

Со времени восстания 1988 г. военные власти подписали соглашение о прекращении огня с более чем 20-ю армиями этнических повстанцев, тем самым «введя процесс в закон­ные рамки». Уровень противостояния и число детей-призывников должны были бы пони­зиться. Тем не менее, многие прекратившие боевые действия отряды продолжают наби­рать детей в свои ряды.

Худшая из этих нарушителей – торгующая наркотиками объединенная Ва Стейт Арми (ОВСА), которая контролирует большую часть территории, прилегающей к границе с Китаем. Эта группа прекратила борьбу с правительст­вом после заключения мирного договора в 1989 г. Теперь лидеры группы стали часто посещать столицу страны Рангун, город Манда­лей и другие, здесь у них вложены солидные средства в недвижимость, гостиничный биз­нес и обрабатывающую промышленность. Но видимо, у них все еще остается потребность в вооруженных силах для охраны многочислен­ных лабораторий по производству героина и метамфеталина, которые были созданы на контролируемой ОВСА территории. По данным международных агентств по борьбе с наркотиками, ОВСА является наиболее хорошо вооруженной организацией по сбыту наркотиков в мире. Более половины этой двад­цатитысячной армии составляют дети, многим из которых по 9-12 лет.

В числе этнических армий, не прекратив­ших борьбу с правительством, есть Националь­ный союз Карен (НСК); известно, что он наби­рает и посылает в бой совсем маленьких детей. В начале 2000 г. еще одна группа, гораздо мень­шая по численности, – каренская милиция под названием «Армия Господня», привлекла вни­мание всего мира, напав на больницу в Ратча-бурн, городе на границе Бирмы с Таиландом. Отрядом этих партизан командовали 12-летние братья-близнецы, Джон и Лютер Хтоо, а войско их состояло преимущественно из каренских ребятишек, осиротевших в граж­данскую войну. С самого рождения они не видели ничего, кроме насилия. И эта трагическая ситуация, видимо, будет сохраняться, пока в Мьянме ведется война.

 

Дети-невольники

Луиза Коррадини и Азбель Лопес, журналисты «Курьера ЮНЕСКО»

В пять утра, задолго до того, как большинство школьников встанет с кровати, чтобы идти на уроки, 12-летний Абула босиком отправляется в шестикилометровый путь по грязной каменистой дороге к месту своей работы на кофейной планта­ции в Буафле, в Кот д’Ивуаре.

Когда он, промокший и усталый, при­ходит туда, десятник указывает ему, где он сегодня будет трудиться. «Работать надо быстро, а то, если мы не выполним норму, нас накажут и не дадут есть, – го­ворит он. – Если мы не можем работать из-за болезни, нас могут избить, Однажды я видел, как они  пытали двух моих друзей, кото­рые хотели убежать. В конце концов оба они умерли».

Абулу освободила  организация «Анти-слейвер интернешнл», основанная в Лондоне в 1839 году, счита­ющая себя самой первой НПО в мире.

Наряду с другими международными организациями, такими, как МОТ, ЮНИСЕФ, Ев­росоюз, НПО добилась значительных ус­пехов в борьбе с детским рабством; они не довольствуются тем, что ставят прави­тельства и международные организации в известность о наиболее отвратитель­ных формах и случаях детского рабства. Самое ценное в их деятельности – это высвобождение из рабства и последую­щая реабилитация десятков детей, став­ших жертвами самых жестоких форм экс­плуатации.

НПО Севера и Юга работают в тесном взаимодействии. Организации Юга соби­рают и документируют факты, а Севера – делают их достоянием широкой общест­венности и помогают организовать международные кампании. Самой яркой из них стал Марш против использования труда детей в 1998 году, когда перед штаб-квартирой МОТ в Женеве собрались группы из Азии, Латинской Америки и Африки, чтобы заклеймить всякую эксплуатацию детей в мире.

«Анти-слейвер интернешнл» оказы­вает давление на правительства и от­дельных политических лидеров с целью заставить их включить пункт о борьбе против использования труда детей в свои политические программы. Она поддер­живает постоянный контакт с НПО Юга и финансирует программы по изучению истинного положения дел в части ис­пользования труда детей. Одной из таких НПО является «Дети-работники в Азии» (ДРА) со штаб-квартирой в Бангкоке, которая недавно предала широкой гласности случай нещадной эксплуатации одной девочки. 14-летняя Деви Лина Сари из Медана, в Индонезии, также поднималась, как Абула в Африке, до рассвета, чтобы успеть к началу рабо­ты на сахарной плантации. Вот ее рас­сказ: «Я выхожу из дома в 6 утра каждый день, кроме воскресенья. Начинаю рабо­тать в 7 часов, а заканчиваю в 4 часа дня. В полдень у меня часовой перерыв».

Как и всякий ребенок ее возраста, она с удовольствием бы поиграла с друзьями, но после восьмичасовой рубки сахарного тростника она настолько вымотана, что думает только об отдыхе. «Если я поре­жусь своим мачете, хозяин заплатит за лечение, но потом вычтет эти деньги из моего заработка. Если я больна и не могу работать, мне ничего не платят».

Когда ДРА устанавливает факт экс­плуатации ребенка, один из ее предста­вителей вместе с полицейским и работ­ником службы социальной помощи вызволяет ребенка и передает родителям (если ребенка увели насильно), в реаби­литационный центр или в какую-нибудь семью, готовую по доброй воле принять его (в том случае, если его продали в рабство собственные родители). Детям, перенесшим психическую травму на почве пребывания в рабстве, требуется от трех до шести месяцев на реабилитацию.

Самая худшая форма эксплуатации детей – сексуальная. 12-летнюю гондурасскую девочку по имени Мария выкрали из дома, продали в Гватемалу и оттуда перевезли в Мексику, где ее купил владелец бара. Он превратил ее в проститутку, заставляя обслуживать по 20 муж­чин в день.

Эта трагедия стала известна благодаря осно­ванной в 1981 году организации «Каса Альянса», которая теперь является филиалом нью-йоркской НПО «Ковенант Хаус». Сначала она занималась реабилитацией бездомных детей в Латинской Америке, но в послед­ние четыре года сосредоточила свои уси­лия на вскрытии фактов сексуальной и коммерческой контрабанды людей и экс­плуатации детей, включая порнографию, секс-туризм и детскую проституцию.

Это большая работа, но она доказала свою эффективность: специальный судья Коста-Рики по делам, связанным с пре­ступлениями сексуального характера, признает, что две трети рассматриваемых им уголовных дел были доведены до суда благодаря «Каса Альянса».

Понятийный словарь

Апартеид

 

-      наиболее крайняя форма расовой дискриминации

Гражданство

 

 

 

-      правовая принадлежность липа к данному государству. На человека распространяются законы государства, установленные гражданские права и обязанности.Гражданское   право

 

 

-      отрасль права, регулирующая имущественные и связанные с ними личные отношения участников гражданского оборота.

Геноцид

 

 

 

-      истребление отдельных групп населения, целых народов по расовым, национальным или религиозным мотивам.

Декларация

 

 

-      официальное или торжественное программное заявление некоторых официальных документов.

Конвенция

-      соглашение; в широком смысле – всякое международное соглашение, которое устанавливает взаимные права и обязанности государств, ратифицировавших его.

 

 

Скачать Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!