Использование технологии «квест» как одной из форм современных образовательных игр на уроках музыки в начальных классах

Автор: Дзюба Елена Николаевна, МБОУ «СОШ» г. Котовска Тамбовской области, учитель музыки

 

Современная школа испытывает потребность в расширении методического потенциала с помощью активных форм обучения. Именно к этим формам обучения относятся игровые технологии, которые позволяют сделать интересными и увлекательными работу учащихся на творческо-поисковом уровне, вносят разнообразие и интерес в учебный процесс.  Размышляя о том, как сделать урок музыки в начальной школе интересным и содержательным, я определила для себя ведущую идею: необходимо изменить роль ученика и из пассивного слушателя сделать его активным участником процесса обучения.

Для реализации этой идеи я использую на уроках музыки  игровую технологию, ведь игра - важнейший путь включения детей в учебную работу и способ получения яркого эмоционального отклика. Так же нужно отметить то, что сейчас в связи с интенсивными учебными нагрузками у детей начальной школы часто возникают проблемы, связанные со здоровьем и понижением уровня активности на уроках: дети часто устают или наоборот,  становятся гиперактивными. В  решении этой проблемы  мне также помогают  учебные виды работ, которые снимают напряжение и усталость, а также являются эффективной формой познавательной и творческой деятельности школьника – разнообразные образовательные игры. Одной  из форм современных образовательных игр, способных разнообразить учебный процесс и сделать его более живым и интересным, является КВЕСТ.

Квест  имеет четко поставленное дидактическое задание, игровой замысел, четкие правила, и реализуется с целью повышения у учащихся знаний и умений 21-го века.  

Квест (англ. Quest – поиск, формирует следующие универсальные учебные действия учащихся: личностные (стремление реализации своего творческого потенциала, готовность выражать и отстаивать свою позицию), регулятивные (самоорганизация времени и пространства, планирование, контроль), познавательные (развитие творческого, символического, логического мышления, воображения, памяти и внимания),коммуникативные (умение слушать, способность встать на позицию другого человека, вести диалог, сотрудничать со сверстниками и взрослыми).

В современной школе технологию «квест» можно использовать в разных  видах:

Образовательный веб-квест – проблемные задания с элементами ролевой игры, для выполнения который используют информационные ресурсы Интернет.  Образовательные веб-квесты представляют собой сайты с заданиями, которые участники последовательно выполняют для достижения конечной цели. Такой целью обычно является заранее определенный учебный продукт: реферат, проект, презентация. На сайте веб-квеста учитель подробно объясняет, какие этапы нужно пройти, дает ссылки по теме, проводит обсуждение промежуточных итогов. Ответы ученики присылают на используемый ресурс: электронная почта, блог, сайт в виде комментарий. Важным условием успешной работы в технологии квест – урока является присутствие в классе  компьютерного оборудования с подключением Интернета.

Квест в виде презентации, выполненной в программе Microsoft PowerPoint, который  является элементом урока, а также может  использоваться при проведении нетрадиционных уроков (урок-путешествие, урок-расследование, урок-конференция, обобщающий урок-игра). Во время таких квестов- игр  ученикам  необходимо искать различные предметы, находить им применение, разговаривать с различными персонажами в игре, решать загадки, головоломки и т.д.  В игре обычно участвуют несколько команд, которые, проходя по определенному маршруту, посещают «станции», где выполняют различные познавательные или творческие задания. За успешно выполненное задание команды получают очки. В ходе игры команды должны посетить все станции.

Живой квест  в виде экскурсий или сюжетно-ролевых игр, которые можно провести в открытом пространстве, на природе или на улице.  Для таких квестов в классе предварительно готовится задания для поисковой деятельности, которые просматриваются всем классом с помощью компьютерного оборудования.

С помощью технологии КВЕСТ на уроке музыки появилась возможность уйти от привычных стереотипов организации урока, сделать его более насыщенным, увлекательным, полезным и запоминающимся. В своей работе я использую технологию квест  для проведения нетрадиционных уроков – это уроки-путешествия, экспедиции и  обобщающие уроки-игры, образовательные квесты для изучения нового материала, творческие квесты.

В качестве примера применения технологии квест представляю авторскую разработку урока для 1 класса по теме "Путешествие по Музыкограду". Данная работа выполнена в виде квест-игры, интересна будет детям младшего школьного возраста. Это командная игра, цель которой – путешествие по специальной карте, проходя по запланированному сюжету и  выполняя при этом задания. Для достижения главной цели необходимо выполнить разноплановые задания, специально подготовленные по пройденным темам и созданные в игровой форме. Урок проводился в конце четверти с целью более глубокого усвоения знаний, систематизации пройденного материала.

Вошли в мою ежегодную методическую копилку собственные разработки образовательных уроков-квестов  «Бал в Волшебной стране» для вторых классов, «Игра-квест по Стране Знаний» для третьих классов, «Остров музыкальных сокровищ» для четвёртых  классов, в первых классах одним из первых проводится урок в форме живого квеста-экскурсии «В гости к Осени». В будущем планирую расширять  применение  квест- технологии в своей работе, так как считаю, что преимуществом её использования является то, что на уроке наиболее полно раскрывается интеллектуальный и творческий потенциал учеников, эта технология повышает познавательный интерес к предмету  и развивает способность логически мыслить.

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!

Добавить комментарий
Mail.ru counter