Современные технологии на уроках истории и обществознания

Автор: Крылова Ольга Анатольевна, МАОУ «СОШ № 2», учитель истории, Архангельская область, г. Северодвинск.

 

Эффективное обучение-это не просто запоминание, а активная интеллектуальная деятельность. Учителю нужно искать формы и методы, чтобы заинтересовать учащихся, активизировать как  интеллектуальную,  так и творческую деятельность. 

Для этого я использую современные технологии. Приоритетным направлением является формирование ключевых компетенций у учащихся. Особое место занимает работа в группе, формирование умения учиться, коммуникативных и информационных технологий. Для решения этих задач мною используются различные методы проблемного обучения: монологический, показательный, исследовательский методы. Активно мною они используются на уроках обобщения и изучения нового материала.

Примером использования исследовательского метода стал  итоговый урок по истории России 18в. Тема урока: «Мы издаем книгу по истории»

Мною организована работа  в группах. Им предложены задания проблемного характера и разработана совместно цель.  Каждая группа - это издательство. Они получают задания, в которые входит поиск дополнительных фактов, сведений, систематизация материала. Им выдаются памятки, где указаны основные требования к оформлению книги, основная часть. 20 мин. урока отводится для распределения ролей, определения темы, формы изложения. Рекомендуются развернутые тетрадные листы. Во-избежании совпадения тем, я выступаю в роли консультанта.

На следующем уроке идет  презентация составленной книги. Слушатели оценивают и составляется устная рецензия.

Высшим проявлением развития ключевых компетенций учащихся является проектная деятельность.  Активно этот метод активно использую на уроках обществознания. поиск нужной информации по заданной теме в ис­точниках различного типа и извлечение необходимой ин­формации из источников, созданных в различных знако­вых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудио­визуальный ряд и др.), отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверно­сти полученной информации, передача содержания ин­формации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);

Наиболее  глубоко вникают в тему учащиеся 10-11лассов.  Им более интересно найти необходимую информацию через интернет и переработав ее, сделав выводы и заключение-  выступить. 

Примером может служить тема в 11лассе: «Демографическая ситуация в современной России и проблемы неполной семьи. Задания по группам:

1 группа. Подготовить прогноз «Семья в 2010г.»(Что изменилось? Что осталось неизменным?)

2 группа. Определить доминирующие тенденции изменения состава населения на рубеже 20-21в.в.. Представить в виде демографической пирамиды состав населения России по материалам переписи населения и по прогнозам демографов.

3 группа. На основе статистических данных или по материалам местной печати сделать выводы о динамике молодежных браков. Сделать выводы о преобладающих тенденциях.

4 группа. Сформулировать дополнительные предложения к проекту закона «О социально-экономической помощи молодым семьям».

 

Одним из доступных и проверенных практикой путей повышения эффективности урока является использование системы приемов самостоятельной работы. Какие приемы использую в своей работе я:

  • Составление аналитических схем на уроках обществознания. Примером может служить урок: «Деятельность-способ существования людей» В ней подтема «Многообразие деятельности», «Многопартийность и партийные системы». Работа в парах, защита. Выбирается наиболее правильно составленная схема.
  • Вопросы и задания. Это наиболее распространенный вид самостоятельной работы. Их роль огромна при осмыслении и закреплении знаний, развитии мышления учащихся. Конечно, министерством просвещения разработаны рабочие тетради. Но с их приобретением под соответствующий учебник и класс всегда возникают проблемы. Мною разработаны вопросы и задания по темам в 7 классе: «Экономическое развитие России во 2 пол 18 в», 8класс: «Образование и наука», 8 класс «Создание Британской империи»
  • Работа с печатными источниками. Особое внимание здесь я уделяю работе с учебниками и документами. Организуя работу по группам, составляю систему вопросов, на которые в тексте нужно найти ответ, некоторые из них готовят учащиеся.

Используются документы и источники. Мною разработан  лабораторный урок в 8 классе. Тема: «Внутренняя политика Николая I.»

Составление презентаций учащимися и использование их на уроках, является одной из наиболее используемых приемов формирования ключевых компетенций учащихся. Примером могут служить презентации, созданные Добрыниным И., (Сталин И. В.), Вовк В., Рыжковой Л. , Храповой Н. (Адмирал Макаров). Примером могут служить презентации, созданные Добрыниным И., (Сталин И. В.), Вовк В., Рыжковой Л. , Храповой Н. (Адмирал Макаров). Мною разработан и проведен открытый урок с помощью презентации «Франция XX-XXIв.» в 9 классе. Результатом работы стало участие в городском конкурсе рефератов: «Морем призваны», где презентация была составной частью Кокаревой Т. «Завод-прошлое и будущее», конкурсе рефератов: «Север-России золотник», презентация Сафаровой Ирины «Загадки Куртяевской земли».

 

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите! 

Метки к статье: обществознание, история

Добавить комментарий
Mail.ru counter