Игровые технологии как здоровьесберегающий фактор в обучении и развитии младших школьников

Образовательный процесс в условиях меняющегося современного мира постоянно усложняется и требует от учеников большого умственного и нервно-психического напряжения.

Многочисленные исследования последних лет показывают, что около 25-30 % детей, поступающих в I класс, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается. Поэтому проблема здоровья детей, сегодня как никогда актуальна.

В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что именно учитель в состоя­нии сделать для здоровья современного ученика больше, чем врач. Это не значит, что он должен выполнять обязанности ме­дицинского работника. Просто учитель должен работать так, чтобы обучение в школе не наносило ущерба здоровью уча­щихся.

Уже на этапе адаптации к школе перед учителем начальных классов встает проб­лема: как развивать умственную деятель­ность учащихся, не нанося вреда их здоровью?  Оказывается один из главных секретов хорошего самочувствия учащихся на­чальных классов и высокой активности в учебном процессе заключается в примене­нии игровой технологии обучения.

В отечественной педагогике и психоло­гии проблему игровой деятельности разра­батывали многие ученые, но наиболее пол­но сущность игры раскрыта в работах Ю.Л. Азарова и О.С. Газман.

Педагогическая игра обладает четко поставленной целью обучения и соответ­ствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованны, выделе­ны в ясном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. 

Игровая технология строится как цело­стное образование, охватывающее опреде­ленную часть учебного процесса и объеди­ненное общим содержанием, сюжетом, пер­сонажем.

Игровой сюжет развивается параллель­но основному содержанию обучения, помо­гает активизировать учебный процесс, ос­воить ряд учебных элементов.

Место и роль игровой технологии в учебном процессе во многом зависит от по­нимания учителем функции и классифика­ции педагогических игр. 

Функции игры как педагогического феномена

Развлекательная. Основная функция игры — развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, побудить интерес.

Коммуникативная. Игра вводит уча­щихся в реальный контекст сложнейших человеческих отношений, способствует ос­воению общения.

Самореализация. Игра важна как сфе­ра реализации себя как личности. Именно в этом плане важен сам процесс игры, а не ее результат, конкурентность или достижение какой-либо цели. Процесс игры — это пространство самореализации.

Игротерапевтическая. Игра может быть использована для преодоления раз­личных трудностей, возникающих в пове­дении, в общении с окружающими, в уче­нии.

Диагностическая. Игра обладает предсказательностью, она диагностичнее, чем любая другая деятельность человека. Игра — это особое «поле самовыражения».

Коррекционная. При соблюдении уча­щимися правил сюжета игры, знаний своей роли и ролей партнера психологическая коррекция в игре происходит естественно. Коррекционные игры способны оказать по­мощь учащимся с отклонением в поведе­нии, помочь справиться с переживаниями, препятствующими их нормальному само­чувствию и общению со сверстниками.

Межнациональная коммуникация. Игры — национальны и в то же время ин­тернациональны, межнациональны. Они дают возможность моделировать разные ситуации жизни, искать выход из конфлик­тов, не прибегая к агрессивности, способ­ствуют усвоению единых для всех социаль­но-культурных ценностей.

Социализация. Эта функция заключа­ется в синтезе усвоения богатства культуры, потенции воспитания и формирования лич­ности, позволяющей функционировать в качестве полноправного члена коллектива. 

Технология проведения игры

1. Подготовка игры:

  • тема;
  • учебные цели;
  • предложение основы для составления модели;
  • определение состава участников игры, распределение ролей;
  • проработка сценария, подбор нагляд­ного материала, размещения участни­ков в аудитории, определение времен­ных границ проведения игры.

2. Проведение игры:

  • разыгрывание учебной ситуации (действия участников направлены на взаимодействие в изучении и обсужде­нии проблемной информации, в при­нятии решений).

3. Подведение итогов игры:

  • время;
  • общая оценка учителем работы уча­щихся в целом и некоторых в отдель­ности;
  • рефлексия (сами участники игры фор­мулируют предложения по совершен­ствованию игровой деятельности).

Период обучения детей младшего школь­ного возраста является особенно интенсив­ным и имеет большое значение для дальней­шего развития личности, поскольку все последующие фазы развития основаны на этой стадии, и применение игровой технологии в этом возрасте должно занимать ведущее мес­то в учебном процессе начальной школы. 

Модель учебного занятия по окружающему миру для II класса (автор учебника А. А. Плешаков).

Тема: «Невидимые нити в осеннем лесу».

Цель: создать условия для осмысления блока нового учебного материала средства­ми технологии игровой деятельности.

Цели: образовательная — дать представ­ление о разнообразии грибов; научить вы­делять признаки предметов, сравнивать, проводить простые наблюдения; уметь ра­ботать с учебным текстом;

развивающая — способствовать формированию умений: вы­делять признаки предметов, проводить простые наблюдения;

воспитательная — воспитать бережное отношение к природе.

Методы обучения: объяснительно-ил­люстративный, частично-поисковый, ис­следовательский.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуаль­ная, парная.

Оборудование: А. А. Плешакова «Ок­ружающий мир». Учебник для II класса; А.А. Плешаков «От земли до неба. Атлас-определитель по природоведению и эколо­гии для учащихся начальных классов».

Дидактические материалы: письмо Землянички, иллюстрации травянистых растений, трехэтажные домики, иллюстра­ции растений.

Самодельные наглядные пособия: ге­рои Шарик с Матроскиным; деревня Простоквашино; лес с грибами.

Игровой реквизит: два лукошка, муля­жи грибов.

Карточки с творческим и проблемным заданиями для групп.

Игра «По грибы в Простоквашино».

Игровой замысел состоит в том, чтобы на основе созданной ситуации активизиро­вать мышление учащихся: превратить про­цесс изучения нового материала в процесс активной и интересной деятельности, са­мостоятельных открытий.

Правила игры. Учащиеся отправля­ются в гости в Простоквашино к Матроскину и Шарику собирать грибы.

Учитель — организатор деятельности уп­равляет самостоятельной работой учащихся.

Учащиеся незнакомы с некоторыми ви­дами грибов. Игровые действия состоят в том, чтобы без ошибок отвечать на вопросы учителя; выполнять задания для самостоя­тельной работы, активно и дисциплиниро­ванно действовать; развивать познаватель­ный интерес и творческую деятельность.

Скачать полную версию материала

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!