Компетентностный подход в обучении русскому языку и литературе

Велика роль учителя на современном этапе. Особенно учителя-словесника.

В каждом ребёнке заложены огромные творческие возможности. Но всегда ли они реализуются? Нет. Поэтому так велика роль учителя в обучении.

Но взаимодействие в системе «учитель-ученик» не может быть сведено к традиционной «передаче знаний». Современный педагог обязан превратиться из передаточного механизма в человека увлечённого и увлекающего за собой – в творчески мыслящую личность. «Школа  есть сам Учитель, каждый  Учитель есть Школа, ибо он есть носитель духовного Скале (лестницы) для ученика». Эти слова Шалвы Амонашвили как нельзя лучше определяют значимость учителя в самом существовании школы.

Учителя никогда не должны останавливаться в  развитии. Повышая свой уровень, мы повышаем свой авторитет, а ученики – отражение наших успехов. Если педагог является для учащихся значимой персоной, то он одновременно будет выступать источником смыслов и ценностей, то есть личностью компетентной, знающей. В последнее время не случайно мы всё чаще слышим о ключевых компетенциях отечественного образования. Компетенция (от лат. принадлежность по праву) – круг вопросов, в которых данное лицо обладает познаниями, опытом.

 

Компетенция

 

Сфера проявления компетенции

Виды деятельности в составе компетенции

Учебные предметы, где  данная компетенция является ведущей

 

 

 

1. Ценностно-смысловая

Сфера общественных отношений (политика, труд, религия, межнациональные отношения, защита окружающей среды, здоровье)

Способность брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений и т.д.

 

Физическая культура, история обществоведение,

экономика,

 технология

2. Коммуникативная

 

Сфера общения

Владение устным и письменным общением

Русский язык, иностранный язык, литература

 

3. Информационная

 

Сфера информации

Владение новыми технологиями; способностью оценивать информацию

 

Информатика

 

4. Учебно-познавательная

 

Сфера науки, искусства

Способность учиться всю жизнь, владение знаниями, умениями, навыками

Физика, химия, биология, география, математика, искусство

5. Общекультурная

Сфера  искусства

     Владение элементами художественно-творческих компетенций читателя, слушателя, исполнителя, зрителя, юного художника, писателя, ремесленника и др.

Русский язык, иностранный язык, литература, искусство

 

При изучении любого предмета можно формировать ключевые компетенции.

 

Каковы же задачи, стоящие перед учителем-словесником?

Во-первых, формировать компетенции, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение. От них зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом.

 

Во-вторых, необходимо формировать общекультурные компетенции, связанные с познанием и опытом деятельности в области национальной и общечеловеческой культуры; духовно-нравственных основ жизни человека и человечества, отдельных народов; культурологическими основами семейных, социальных, общественных явлений и традиций.

 

В-третьих, необходимо формировать коммуникативные компетенции.  Это знание языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными событиями и людьми; способность вырабатывать умение владеть элементами художественно-творческих компетенций читателя, слушателя, исполнителя, зрителя, юного художника, писателя,  навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию.

 

В-четвёртых, необходимо формировать у учащихся, конечно же, учебно-познавательные компетенции.   Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности. Сюда входят способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки.

 

Непосредственно связаны с учебно-познавательными компетенциями компетенции информационные, без которых невозможна деятельность как учителя, так и ученика. Это  владение современными средствами информации (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир и т.п.) и информационными технологиями (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет); поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача.

Практически невозможно говорить о формировании какой-то отдельной компетенции, так как на уроках русского языка и литературы они взаимосвязаны.

Неоценимую помощь учителю в формировании ключевых компетенций окажет владение инновационными технологиями. Для меня это прежде всего технология гуманно-личностной педагогики, технология творческих мастерских,  проектная технология и технологии здоровьесбережения.

 

Прежде всего ученикам  должно быть интересно на уроке. Поэтому стала практиковать игровые формы уроков: КВНов, викторин, языковых и литературных игр, уроков в виде заочных экскурсий, с элементами театрализации. Игра знакома и близка каждому человеку с ранних лет. Так появился цикл вводных уроков для 6 – 9 классов «В стране Литературии».

 

Урок в 6 классе по литературе «В стране Литературных Героев» проводится в виде знакомства с картой этой необычной страны, с ее областями (Поэзия, Проза, Драматургия) и районами (Стихотворение, Поэма, Сказка, Рассказ, Повесть, Роман). Ученики, выполняя задания, доказывают, что они могут быть достойными гражданами Литературии.

Урок в седьмом классе «По дорогам и тропам Литературии» также предполагает использование карты. Но игроки (по одному от каждого ряда – в процессе игры они могут заменяться другими) преодолевают Сказочную чащу, Сочное озеро, взбираются на Поэтическую гору, выполняют задания Веселого карандаша, попадают в Заколдованный замок и с честью из него выбираются, переходят через Былинное поле, спускаются в Овраг мудрости; пройдя по Дороге в прошлое, вспоминают Н.А.Некрасова, Л.Н.Толстого, А.П.Чехова и их произведения; по Мосту в XX-XI века снова попадают в современность и возвращаются по Тропинке в класс.

Чтобы преодолеть все эти препятствия, ученики вспоминают пословицы и поговорки, народные и литературные сказки, былины, а также произведения С.А.Есенина, А.С.Пушкина, К.И.Чуковского, А.М.Горького, В.В.Маяковского, А.П.Гайдара и др. Продвижение по карте – с помощью трех флажков разного цвета.

Вводные уроки в восьмом и девятом классах предполагают еще более конкретное знакомство с Литературией – это урок-детектив «В Кладовой Тайн Литературии» (используется макет Кладовой Тайн) и игра «На Островах Любви Литературии».

 

Оба урока – в виде соревнования двух или трех команд по типу «Что? Где? Когда?». Сами условия игры близки с детства ребятам. Поэтому работа учеников на вводных уроках – играх отличается активностью и результативностью (обычно итог каждого урока – не менее 10 отличных и хороших оценок), способствует созданию определенного настроя в восприятии следующих уроков литературы. Значительна доля самостоятельности ребят при выполнении заданий.

Затем появился цикл уроков «Народные праздники в литературе,          музыке, живописи». В процессе их проведения  ребята имеют возможность проявить таланты чтецов, сочинителей, артистов, танцоров, певцов; прививается любовь к живописи и классической музыке.

С 2006 года осваиваю инновационную технологию гуманно-личностной педагогики, на протяжении нескольких лет активно сотрудничаю с ГБОУ ДПО «Пензенский институт развития образования». В 2010 году в рамках межрегиональной конференции по гуманной педагогике провела для учителей области мастер-класс «Об особенностях урока-мастерской».

 

Как создать в процессе урока проблемную ситуацию, как всемерно активизировать познавательную деятельность учащихся, как научить их применять знания в новой ситуации – вот о чём сегодня больше всего статей, докладов, книг. В последние годы внимание методистов, учителей направлено на искание новых методических путей.

Одна из важнейших задач обучения русскому языку – развитие речи учащихся в устной и письменной форме. Решение задачи осложнено в последнее время тем, что всеобщая компьютеризация значительно снизила интерес молодёжи к чтению. Поэтому внимание методистов, учителей направлено на искание новых методических путей развития речи.

Кроме того, необходимо создать такие условия обучения и воспитания, которые не оказывают негативного воздействия на здоровье школьников.

К инновационным относится технология творческих мастерских.

Существующая система образования в значительной степени построена на передаче знаний от учителя к ученику, на  пассивной позиции обучающегося. Понятие «заставить ученика» - из числа самых распространенных. Что есть знание, обучение, воспитание в традиционной системе познания? Это деятельность учителя, который понуждает, вынуждает, властвует над волей ребенка. В такой ситуации ученик угадывает, что требует от него учитель, подчиняется и запоминает информацию. Этот характер образования не раскрывает до конца творческий потенциал человека, закрепляет его зависимость от решений, принимаемых другими, и способствует в итоге формированию таких черт характера, как неискренность, безынициативность, безответственность, застенчивость и т.п.

И вот рождается педагогическая мастерская – форма сотрудничества, которая счастливо объединяет все направления педагогической деятельности учителя. В мастерской учитель (мастер) вовсе не передает свои знания и умения незнающему и неумеюшему, он лишь создает алгоритм действий, который разворачивает творческий процесс, а принимают участие в нем все, в том числе сам мастер.

А творческий характер образовательного процесса – крайне необходимое условие здоровьесбережения, так как обучение без творческого заряда неинтересно, а значит, в той или иной степени является насилием над собой и другими. Насилие, не только потому, что следствие его – усталость, но и само по себе.

 

Педагогическая мастерская – это не просто новый вид урока, - это особая педагогическая технология, основанная на гуманистических представлениях о ценности каждой человеческой личности, которая объединяет все направления педагогической деятельности учителя.  Её основной закон: «Делай по-своему, исходя из своих способностей, интересов и личного опыта, и корректируй себя сам».

В настоящее время опыт проведения мастерских распространился по всей России. Увлекла эта новая форма обучения и меня. Более десяти лет занимаюсь освоением методики и разработкой уроков-мастерских. Мною составлено около 10 мастерских для учеников 5- 11 классов как по русскому языку, так и по литературе.

Типология творческих мастерских не сложилась окончательно и подлежит дальнейшей практической отработке и теоретическому осмыслению. При всём разнообразии мастерских есть некий алгоритм процесса.

Толчок, который должен помочь разбудить мысли учащихся, получил название индуктора.  Это может быть задание вокруг слова («игра» со словом, его «раскатывание», создание ассоциативного ряда), предмета, рисунка, воспоминания -  чаще всего неожиданное для учеников.

Для работы в мастерской типичен элемент неопределенности, неясности. Во-первых, это связано с тем, что заранее не сообщается тема занятия, а значит, не нужна предварительная подготовка: ученики приходят на мастерскую с двумя листами бумаги (один  - рабочий, другой – для окончательного текста и иллюстраций), ручкой и цветными карандашами или фломастерами. На рабочем листе оставляются две строчки для темы, которая будет сформулирована учениками в процессе мастерской. Во- вторых, в заданиях значителен элемент неопределенности, даже загадочности. Подобные условия работы рождают, с одной стороны, интерес, а с другой – психологический дискомфорт, желание выйти из него и таким образом стимулирует творческий процесс.

 

Формированию у ученика мотивации к познанию способствует и актуальность темы, интерес к материалу в соответствии с возрастными особенностями учеников. Если для 5-6 классов типичны мастерские творческого письма («Лики осени», «Волшебница зима», «Апрель»), то для средних и старших классов – мастерские построения новых знаний, близкие у урокам литературы  («Памятник поэту» - о Державине, мастерские о М.Ю. Лермонтове, Н. Рубцове, «Быть или не быть?» - по монологу Гамлета, «Герой или антигерой» - о проблеме героя времени  в литературе последних десятилетий и другие).  Интерес у ребят вызывают мастерские о семье, о речевом этикете.

Обязательный этап  – создание после работы с индуктором (предметом, словом) мини-текста на основе набранного словарного материала. Атмосфера сотрудничества, самостоятельности, уважения к личности каждого способствует пробуждению познавательных интересов, побуждает к творчеству.

После каждого этапа мастерской необходимо предъявить продукт всем участникам – это социализация. Происходит обмен мнениями, знаниями, творческими находками между участниками мастерской, чему содействуют чередование индивидуальной и  групповой деятельности

С одной стороны, повышает эффективность процесса обучения, с другой – способствует снижению психического напряжения ребенка использование учителем визуального и слухового каналов донесения информации до ученика.

Один из этапов мастерской – работа с музыкой. Так, после прослушивания пьесы П.И. Чайковского «Октябрь. Осенняя песня» из цикла «Времена года»  ребята делятся своими впечатлениями, продолжая слова: «Я представляю себе...» Ученик пишет: « Я представляю себе идущего по осеннему саду грустного человека». А вот ощущения ученицы: «Листья падают и кружатся в воздухе. Они ложатся на землю мягко и легко».

Часто интерес к материалу урока снижает значительная доля назидательности учителя как следствие авторитарного стиля обучения. Одним из принципов мастерской является ценностно-смысловое равенство всех участников, включая мастера-руководителя  мастерской, который любит не себя в мастерской, а ученика, поэтому и ограничивает свою инициативу, свой монолог, свои выводы, оценки, давая возможность ученикам построить их в своем сознании самостоятельно.

Психологическое состояние человека в мастерской – состояние творчества, прорастания слов и словосочетаний, которые живут по своим внутренним законам, не подчиняющимся сознанию. Слова дают свободу фантазии, ассоциациям.

Таким образом, язык – важнейший материал для работы во всех мастерских, независимо от предмета. Ведь развитие ребенка, по словам Л.Д. Фураевой, основоположника технологии мастерских в России, - «это развитие личности в Слове, ибо «вначале было Слово» и Слово есть жизнь моего внутреннего «я». Развить речь  значит прежде всего пробудить в человеке генетически закодированное слово, свое, личностное».

 

На первом этапе мастерской ученики создают мини-текст, как итог работы – окончательный текст, используя и в том и в другом случае весь накопленный лексический материал. Эти тексты в достаточной мере раскрывают внутреннее «я» учеников. Поэтому типичное явление в мастерской – стихотворчество.

Заключительный, обязательный этап мастерской – рефлексия (самоанализ). Обычно мастер задает вопросы: как работалось? где, на каком этапе было трудно? и т.п. Учащиеся искренне пишут о том, как чувствовали себя, о своих удачах и неудачах, что дала им мастерская.

 

На уроке-мастерской совершается совместное движение учителя и ученика по избранной дороге в накоплении нового жизненного, духовного опыта, получения знаний; попутно атмосфера на занятии способствует раскрытию творческого потенциала личности каждого ученика. Воспринимая музыкальный, художественный, литературный, исторический или иной материал, ученики повышают уровень интеллектуального развития, обогащают словарный запас, развивают речь.

Много внимания в последнее время уделяется работе с одарёнными детьми. Для подготовки учеников ко всевозможным творческим  конкурсам, участию во внеклассных  мероприятиях, подготовке творческих вечеров, концертов, отчетных мероприятий необходимо владение проектной технологией. В результате проектной деятельности ребята реализуют свой творческий потенциал, расширяют кругозор и получают интеллектуальное удовлетворение от процесса работы.

Ничто так не объединяет людей, больших и маленьких, как совместное дело: игра это или созидательный труд. Ничто так не укрепляет юного человека, как убежденность в том, что и он способен на что-то хорошее, созидательное. Например, писать стихи или сочинять рассказы. Читать, сочинять – значит мыслить. Значит, прикоснуться своей душой к душе другого человека.

 

Поэтому особую роль в работе с такими детьми играет так называемый творческий диалог, который возможен в обстановке фестиваля литературно-художественного творчества, когда учащиеся знакомят присутствующих  со своими поэтическими и прозаическим произведениями, принимают участие в интересном разговоре-обсуждении услышанного, а самое главное -  получают ценные советы мастеров пера – писателей.

Ученики нашей школы уже третий  год подряд принимают участие во Всероссийском фестивале в Санкт – Петербурге.

В 2010 году в Нижнем Ломове был проведён первый районный фестиваль детского литературного творчества «Юным талантам – дорогу».

 

Также и научно-исследовательскую деятельность можно рассматривать как средство личностного развития через сотрудничество учителя и ученика.

В 2007 – 2008 учебном году в школе № 4 Нижнего Ломова  создано научное общество «Умники и умницы», девизом которого стали слова немецкого математика Гильберта «Мы должны знать – мы будем знать».   Его цели: 1) расширение кругозора учащихся в области достижений отечественной и зарубежной науки; 2) выявление наиболее одарённых учащихся в разных областях науки и развитие их творческих способностей; 3) активное включение школьников в процесс самообразования и саморазвития; 4) совершенствование умений и навыков самостоятельной работы учащихся, повышение уровня знаний и эрудиции в интересующих областях науки; 5) повышение качества образования и профориентация учащихся

Основные направления работы НО - это олимпиады; НПК (научно – практические конференции); Всероссийские проекты. Вот уже четвёртый год я руковожу этим научным обществом.

 Результат  работы НО - это включение учителей и учащихся в научно-исследовательскую и поисковую деятельность в соответствии с их познавательными и научными интересами.

Создан ученический Совет НО, в который включены лучшие ученики школы.

Мои ученики успешно участвуют в научно-практических конференциях разного уровня,  во Всероссийском проекте «Познание и творчество».

Таким образом, принцип, которым я руководствуюсь в своей деятельности, - это принцип сотрудничества и сотворчества, предполагающий совместный поиск путей достижения научной и духовной истины. Поэтому выбираю диалоговую форму ведения урока во всех её аспектах, которая позволяет создать комфортные условия для  формирования основных компетенций у учащихся, способствует их речевому самосовершенствованию и воспитанию активной жизненной позиции.

 

Скачать Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!

Добавить комментарий
Mail.ru counter