Компетентностный подход в обучении русскому языку и литературе

Велика роль учителя на современном этапе. Особенно учителя-словесника.

В каждом ребёнке заложены огромные творческие возможности. Но всегда ли они реализуются? Нет. Поэтому так велика роль учителя в обучении. Но взаимодействие в системе «учитель-ученик» не может быть сведено к традиционной «передаче знаний».

Современный педагог обязан превратиться из передаточного механизма в человека увлечённого и увлекающего за собой – в творчески мыслящую личность. «Школа  есть сам Учитель, каждый  Учитель есть Школа, ибо он есть носитель духовного Скале (лестницы) для ученика». Эти слова Шалвы Амонашвили как нельзя лучше определяют значимость учителя в самом существовании школы.

Учителя никогда не должны останавливаться в  развитии. Повышая свой уровень, мы повышаем свой авторитет, а ученики – отражение наших успехов. Если педагог является для учащихся значимой персоной, то он одновременно будет выступать источником смыслов и ценностей, то есть личностью компетентной, знающей. В последнее время не случайно мы всё чаще слышим о ключевых компетенциях отечественного образования. Компетенция (от лат.принадлежность по праву) – круг вопросов, в которых данное лицо обладает познаниями, опытом.

 

Компетенция

Сфера проявления компетенции

Виды деятельности в составе компетенции

Учебные предметы, где  данная компетенция является ведущей

Ценностно-смысловая

Сфера общественных отношений (политика, труд, религия, межнациональные отношения, защита окружающей среды, здоровье)

Способность брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений и т.д.

Физическая культура, история обществоведение,

экономика,

 технология

Коммуникативная

Сфера общения

Владение устным и письменным общением

Русский язык, иностранный язык, литература

Информационная

Сфера информации

Владение новыми технологиями; способностью оценивать информацию

Информатика

Учебно-познавательная

Сфера науки, искусства

Способность учиться всю жизнь, владение знаниями, умениями, навыками

Физика, химия, биология, география, математика, искусство

Общекультурная

Сфера  искусства

Владение элементами художественно-творческих компетенций читателя, слушателя, исполнителя, зрителя, юного художника, писателя, ремесленника и др.

Русский язык, иностранный язык, литература, искусство

При изучении любого предмета можно формировать ключевые компетенции. 

Каковы же задачи, стоящие перед учителем-словесником?

Во-первых, формировать компетенции, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение. От них зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом. 

Во-вторых, необходимо формировать общекультурные компетенции, связанные с познанием и опытом деятельности в области национальной и общечеловеческой культуры; духовно-нравственных основ жизни человека и человечества, отдельных народов; культурологическими основами семейных, социальных, общественных явлений и традиций. 

В-третьих, необходимо формировать коммуникативные компетенции.  Это знание языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными событиями и людьми; способность вырабатывать умение владеть элементами художественно-творческих компетенций читателя, слушателя, исполнителя, зрителя, юного художника, писателя,  навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию.

В-четвёртых, необходимо формировать у учащихся, конечно же, учебно-познавательные компетенции. Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности. Сюда входят способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки. 

Непосредственно связаны с учебно-познавательными компетенциями компетенции информационные, без которых невозможна деятельность как учителя, так и ученика. Это  владение современными средствами информации (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир и т.п.) и информационными технологиями (аудио-видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет); поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача.

Практически невозможно говорить о формировании какой-то отдельной компетенции, так как на уроках русского языка и литературы они взаимосвязаны.

Неоценимую помощь учителю в формировании ключевых компетенций окажет владение инновационными технологиями. Для меня это прежде всего технология гуманно-личностной педагогики, технология творческих мастерских, проектная технология и технологии здоровьесбережения.

Прежде всего ученикам  должно быть интересно на уроке. Поэтому стала практиковать игровые формы уроков: КВНов, викторин, языковых и литературных игр, уроков в виде заочных экскурсий, с элементами театрализации. Игра знакома и близка каждому человеку с ранних лет. Так появился цикл вводных уроков для 6 – 9 классов «В стране Литературии».

Урок в 6 классе по литературе «В стране Литературных Героев» проводится в виде знакомства с картой этой необычной страны, с ее областями (Поэзия, Проза, Драматургия) и районами (Стихотворение, Поэма, Сказка, Рассказ, Повесть, Роман). Ученики, выполняя задания, доказывают, что они могут быть достойными гражданами Литературии.

Урок в седьмом классе «По дорогам и тропам Литературии» также предполагает использование карты. Но игроки (по одному от каждого ряда – в процессе игры они могут заменяться другими) преодолевают Сказочную чащу, Сочное озеро, взбираются на Поэтическую гору, выполняют задания Веселого карандаша, попадают в Заколдованный замок и с честью из него выбираются, переходят через Былинное поле, спускаются в Овраг мудрости; пройдя по Дороге в прошлое, вспоминают Н.А. Некрасова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова и их произведения; по Мосту в XX-XI века снова попадают в современность и возвращаются по Тропинке в класс.

Чтобы преодолеть все эти препятствия, ученики вспоминают пословицы и поговорки, народные и литературные сказки, былины, а также произведения С.А. Есенина, А.С. Пушкина, К.И. Чуковского, А.М. Горького, В.В. Маяковского, А.П. Гайдара и др. Продвижение по карте – с помощью трех флажков разного цвета.

Вводные уроки в восьмом и девятом классах предполагают еще более конкретное знакомство с Литературией – это урок-детектив «В Кладовой Тайн Литературии» (используется макет Кладовой Тайн) и игра «На Островах Любви Литературии». 

Оба урока – в виде соревнования двух или трех команд по типу «Что? Где? Когда?». Сами условия игры близки с детства ребятам. Поэтому работа учеников на вводных уроках – играх отличается активностью и результативностью (обычно итог каждого урока – не менее 10 отличных и хороших оценок), способствует созданию определенного настроя в восприятии следующих уроков литературы. Значительна доля самостоятельности ребят при выполнении заданий.

Затем появился цикл уроков «Народные праздники в литературе, музыке, живописи». В процессе их проведения  ребята имеют возможность проявить таланты чтецов, сочинителей, артистов, танцоров, певцов; прививается любовь к живописи и классической музыке.

С 2006 года осваиваю инновационную технологию гуманно-личностной педагогики, на протяжении нескольких лет активно сотрудничаю с ГБОУ ДПО «Пензенский институт развития образования». В 2010 году в рамках межрегиональной конференции по гуманной педагогике провела для учителей области мастер-класс «Об особенностях урока-мастерской».

Как создать в процессе урока проблемную ситуацию, как всемерно активизировать познавательную деятельность учащихся, как научить их применять знания в новой ситуации – вот о чём сегодня больше всего статей, докладов, книг. В последние годы внимание методистов, учителей направлено на искание новых методических путей.

Одна из важнейших задач обучения русскому языку – развитие речи учащихся в устной и письменной форме. Решение задачи осложнено в последнее время тем, что всеобщая компьютеризация значительно снизила интерес молодёжи к чтению. Поэтому внимание методистов, учителей направлено на искание новых методических путей развития речи.

Кроме того, необходимо создать такие условия обучения и воспитания, которые не оказывают негативного воздействия на здоровье школьников.

К инновационным относитсятехнология творческих мастерских. Существующая система образования в значительной степени построена на передаче знаний от учителя к ученику, на  пассивной позиции обучающегося.

Понятие «заставить ученика» - из числа самых распространенных. Что есть знание, обучение, воспитание в традиционной системе познания? Это деятельность учителя, который понуждает, вынуждает, властвует над волей ребенка. В такой ситуации ученик угадывает, что требует от него учитель, подчиняется и запоминает информацию. Этот характер образования не раскрывает до конца творческий потенциал человека, закрепляет его зависимость от решений, принимаемых другими, и способствует в итоге формированию таких черт характера, как неискренность, безынициативность, безответственность, застенчивость и т.п.

И вот рождается педагогическая мастерская – форма сотрудничества, которая счастливо объединяет все направления педагогической деятельности учителя. В мастерской учитель (мастер) вовсе не передает свои знания и умения незнающему и неумеюшему, он лишь создает алгоритм действий, который разворачивает творческий процесс, а принимают участие в нем все, в том числе сам мастер.

А творческий характер образовательного процесса – крайне необходимое условие здоровьесбережения, так как обучение без творческого заряда неинтересно, а значит, в той или иной степени является насилием над собой и другими. Насилие, не только потому, что следствие его – усталость, но и само по себе. 

Педагогическая мастерская – это не просто новый вид урока, - это особая педагогическая технология, основанная на гуманистических представлениях о ценности каждой человеческой личности, которая объединяет все направления педагогической деятельности учителя.  Её основной закон: «Делай по-своему, исходя из своих способностей, интересов и личного опыта, и корректируй себя сам».

В настоящее время опыт проведения мастерских распространился по всей России. Увлекла эта новая форма обучения и меня. Более десяти лет занимаюсь освоением методики и разработкой уроков-мастерских. Мною составлено около 10 мастерских для учеников 5- 11 классов как по русскому языку, так и по литературе.

Работа публикуется у сокращении, полную версию вы можете скачать по ссылке ниже.

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!