Активизация познавательной деятельности учащихся на уроке

Цель данной работы – представить некоторые приемы и формы обучения, способствующие активизации познавательной деятельности учащихся на уроке, в частности, уроки-игры и уроки-мастерские.

Если бы меня спросили, на чем основывается моя педагогическая философия, я бы ответила: «Н трех постулатах. Это, во-первых, доверие; во-вторых, взаимопонимание учителя и ученика; в-третьих, интерес к предмету.

Каждый последующий является, кроме того, следствием предыдущего». Работая первые годы, переживала, что часто не успеваю за урок рассказать ребятам обо всем, что запланировала. Оказалось, что, готовясь к уроку, прежде всего думала об учебном материале, почти не учитывая возможностей учащихся, особенностей их восприятия, памяти. Хотя, конечно, и тогда старалась заинтересовать ребят.

Сейчас предварительно мысленно проигрываю каждый урок, и бывает, что уже в готовом конспекте делаю поправки: что-то вычеркиваю, добавляю,  изменяю формулировки вопросов с учетом восприятия учеников, стараюсь разнообразить приемы и формы работы. Поняла, что основой полноценного урока должно быть совместное творчество учителя и ученика, основанное на доверии, взаимопонимании и интересе.

Поэтому современный урок, особенно урок словесности, - это урок мысли и чувства, высокого духовного наслаждения и труда и вместе с тем получения знаний о жизни, о людях, о литературе. Только такие уроки вызывают у учащихся интерес, а учитель от них получает удовлетворение.

Важно видеть в каждом ученике личность, но не менее важно заинтересовать ребят, чтобы каждый урок они воспринимали как открытие, с нетерпением ждали его.

На чем же основывается заинтересованность учащихся, способствующая активизации их познавательной деятельности на уроке.

Во-первых, материал должен быть понятен; во-вторых, усвоение его должно предполагать элементы исследовательской деятельности; в-третьих, необходимо разнообразие форм  преподнесения материала.

Цель данной работы – представить некоторые приемы и формы обучения, способствующие активизации познавательной деятельности учащихся на уроке, в частности, уроки-игры и уроки-мастерские.

Особый интерес вызывают у ребят игровые формы уроков. Мною разработаны четыре вводных урока (в 6,7,8,9 классах) по теме «Страна Литературия», цели которых следующие: знакомство с учебниками литературы, повторение ранее изученных произведений, получение новых и закрепление известных сведений по теории литературы; развитие мысли и чувства, памяти и речи учащихся. (См. приложение).

Урок в шестом классе «В стране Литературных Героев» проводится в виде знакомства с картой этой необычной страны, с ее областями (Поэзия, Проза, Драматургия) и районами (Стихотворение, Поэма, Сказка, Рассказ, Повесть, Роман). Ученики, выполняя задания, доказывают, что они могут быть достойными гражданами Литературии.

Урок в седьмом классе «По дорогам и тропам Литературии» также предполагает использование карты. Но игроки (по одному от каждого ряда – в процессе игры они могут заменяться другими) преодолевают Сказочную чащу, Сочное озеро, взбираются на Поэтическую гору, выполняют задания Веселого карандаша, попадают в Заколдованный замок и с честью из него выбираются, переходят через Былинное поле, спускаются в Овраг мудрости; пройдя по Дороге в прошлое, вспоминают Н.А.Некрасова, Л.Н.Толстого, А.П.Чехова и их произведения; по Мосту в XX-XI века снова попадают в современность и возвращаются по Тропинке в класс.

Чтобы преодолеть все эти препятствия, ученики вспоминают пословицы и поговорки, народные и литературные сказки, былины, а также произведения С.А.Есенина, А.С.Пушкина, К.И.Чуковского, А.М.Горького, В.В.Маяковского, А.П.Гайдара и др. Продвижение по карте – с помощью трех флажков разного цвета.

Вводные уроки в восьмом и девятом классах предполагают еще более конкретное знакомство с Литературией – это урок-детектив «В Кладовой Тайн Литературии» (используется макет Кладовой Тайн) и игра «На Островах Любви Литературии».

Оба урока – в виде соревнования двух или трех команд по типу «Что? Где? Когда?».Сами условия игры близки с детства ребятам. Поэтому работа учеников на вводных уроках – играх отличается активностью и результативностью (обычно итог каждого урока – не менее 10 отличных и хороших оценок), способствует созданию определенного настроя в восприятии следующих уроков литературы. Значительная доля самостоятельности ребят при выполнении заданий.

А ведь основная цель развития школы в современном социокультурном аспекте – сформировать личность, обладающую умениями учиться самостоятельно. Существующая же система образования в значительной степени построена на  передаче знаний от учителя к ученику, на пассивной позиции обучающегося, что не позволяет личности самой «строить» свое знание, активно и творчески пользоваться им в жизни как своим приобретением. При этом не раскрывается до конца творческий потенциал человека, закрепляется его зависимость от решений, принимаемых другими, что в конечном итоге служит источником социального неравенства и подчинения авторитетам власти.

Все направления педагогической деятельности учителя объединяет новая форма взаимодействия учителя и ученика – педагогическая мастерская, основной закон которой: «Делай по-своему, исходя из своих способностей, интересов и личного опыта. И корректируй себя сам». «Мастерские объединяются задачами предметного преподавания и несут в себе  огромные возможности для интегрированного обучения, так как реализуют цели образования и воспитания комплексно». (4) В настоящее время опыт проведения мастерских распространился по всей России. Увлекла эта новая форма обучения и меня. Около десяти лет занимаюсь освоением методики и разработкой уроков – мастерских. Свой опыт обобщила в виде проекта программы курса «Творческие мастерские по русскому языку и литературе (5-9 классы)» и программы элективного курса в 9 классе «Уроки творчества» (см. приложение).

Технология мастерских достаточно подробно изложена в работах педагогов Санкт – Петербурга [1,2,3], но тем не менее не сложилась окончательно и подлежит дальнейшей отработке и теоретическому осмыслению. Может быть, поэтому значительная доля методистов не воспринимает эту технологию как эффективную и результативную, способствующую активизации познания и развития речи. Мне приходилось выслушивать мнения, в которых откровенно звучало неверие в то, что ученик, не зная темы, заранее не готовясь к мастерской, в течение каких-то 20-30 минут как итог создает оригинальный высокохудожественный текст в виде эссе, литературно-критической статьи, стихами или прозой.

При всем разнообразии мастерских есть некий алгоритм процесса. Представим его действие на конкретных примерах. Постараюсь сказать свое слово о мастерских, излагая не только теорию по этому вопросу так, как восприняла ее, но и иллюстрируя свои размышления примерами тем мастерских из авторских программ и работ моих учеников, созданных в процессе мастерских.

Толчок, который должен помочь разбудить мысли учащихся, получил название индуктора. Это может быть задание вокруг слова («игра» со словом, его «раскатывание», создание ассоциативного ряда), предмета, рисунка, воспоминания -  чаще всего неожиданное для учеников, в чем-то загадочное и обязательно личностное.

Для работы в мастерской типичен элемент неопределенности, неясности.

Во-первых, это связано с тем, что заранее не сообщается тема занятия. Ученики приходят на урок с двумя листами бумаги (один - рабочий, другой - для окончательного текста и иллюстраций), ручкой и цветными карандашами или фломастерами. На рабочем листе оставляются 2-3 строчки для темы, которая будет сформулирована учениками в процессе мастерской.

Во-вторых, в заданиях значителен элемент неопределенности. Данная деятельность стимулирует творческий процесс.

Особенно нравится ученикам «раскатывать» слово, то есть создавать его  звуковой портрет. Интересно, что в портрете слова, как и в портрете  человека, ничего нельзя переставить. Вот, например, звуковой портрет слова «апрель» (из работы ученика):

а – аромат, алый;

п – кап, прелый, поле, пар;

р – раздолье, радость, утро;

е – трель, ель;

л – ливень, лазурь.

ь

На мастерской в 10 классе на тему «Герой или антигерой» индуктором становится раскатка слова «клинч».

Ученики на основе букв и слогов этого слова создают новые слова: клин, крик, клич, чин, клеймо, ключ, кличка, личность и др. Не многие из ребят (кроме тех, кто читал одноименную пьесу А. Слаповского) знают, что такое «клинч» (обоюдный захват боксеров, запрещенный прием в спорте), - это  стимул заинтересовать их, сделать так, чтобы они сразу включились в активную работу.

Индуктором может стать фотография, или портрет, или какой – либо предмет.

После каждого этапа мастерской необходимо предъявить продукт всем участникам – это социализация.

Если позволяет время (а мастерская длится как минимум 2-3 урока), то высказываются все, при дефиците времени – социализация по группам (обычно класс разделен на группы по 4-5 человек). Во время социализации учащиеся имеют возможность как высказать свое мнение, так и услышать мнения ровесников.

Одним из важных принципов мастерской является безоценочная деятельность, отсутствие критических замечаний в адрес любого участника мастерской, что создает условия эмоционального комфорта и творческой раскованности. Оценка заменяется самооценкой и самокоррекцией. Приветствуются самые разные мнения.

В результате работы с различными материалами: словами, звуками, природными материалами – в целях накопления слов – создается начальный творческий продукт, так называемый мини-текст, то есть миниатюра, в достаточной мере отражающая мир подсознания ученика.

Вот, например, мини-текст, основанный на ассоциациях шестиклассника к словам «Николай» и «Рубцов» (раньше материал о Рубцове не изучался в этом классе): «Этот человек жил в России. Он рубил лес, а потом стал мореплавателем – и его корабль сломала буря. Он оказался на острове, потом умер и попал в рай».

Удивительно то, что ученик, не зная биографии поэта, на уровне подсознания создал рассказ – символ о его жизни.

А вот мини – текст девятиклассницы на мастерской «Лермонтов и Кавказ» (индуктором стали картины Лермонтова без указания фамилии автора):

Кавказ красив!

Таинственные горы

Задумчиво виднелись на заре

Красив Кавказ!

Там вечность и просторы,

Там рай, который снился мне.

Создание мини-текста – очень важный этап работы, которым нельзя пренебрегать, несмотря на то, что время на уроках ограничено. Ведь мастерская - это не только разрешение актуальной проблемы, осознание литературных текстов, но и возможность самовыражения, особенно необходимая подросткам. Мини – текст – это своеобразная ступенька к литературе  через собственные ощущения.

Вторая часть мастерской – работа с новой информацией: музыкальным произведением, краткой биографией писателя, критической статьей, текстами произведений и т.п., то есть ученики продолжают набирать словарный материал.

Кульминацией творческого процесса является так называемый «разрыв». Это психологическое состояние участника мастерской, при котором ему внезапно открывается новое видение предмета, явления, образа, отношения. Происходит разрыв между старым и новым знанием.

Так на мастерской «Лермонтов и Кавказ» ученики, поработав с автопортретом и портретом Лермонтова (художника Заболотского), с фрагментами из книги С.А. Андреева – Кривича «Всеведенье поэта», приходят к выводу,  что поэт, зарекомендовавший себя смелым и отважным офицером, не желал воевать с горцами. Оказывается, Кавказ и в стихотворениях Лермонтова двулик: с одной стороны, это край экзотики; с другой – человеческих трагедий.

На основе всего набранного словарного материала создается окончательный текст. Если до этого этапа ученики занимались реконструкцией материала, то есть работали на уровне определенных слов, словосочетаний, ассоциаций, то окончательный текст – это реконструкция, проявление каждым учеником в полной мере своего творческого потенциала.

Не менее важно, что текст, созданный на мастерской, раскрывает внутреннее «я» каждого участника. Не случайно поэтому типичное явление в мастерской – стихотворчество. Часто стихи сочиняют не те, от кого их ждешь.

Например, разговор о временах года, об их влиянии на человека и отражении в творчестве гениев слова на мастерской «У природы…» способствовал созданию десятиклассницей (до этого она стихов не писала) достаточно зрелых, почти философских строк о жизни.

Чудо.

Наша жизнь – очень сложная штука,

Не всегда ее можно понять.

Но порою такое бывает,

Что мне хочется чудо сыскать.

Я скажу себе: «Вот оно, рядом!»

Подойду к нему, трону его,

А оно – убежит без оглядки,

Не оставив взамен ничего.

Наступают минуты забвенья,

И тогда хочешь плачь – хочешь верь,

Что вернутся к тебе те мгновенья

И все будет, как прежде, теперь.

Подойдет к тебе чудо и скажет:

«Ты прости меня, Ира, не плачь!

Будем жить с тобой вместе,

Отныне не хочу от тебя убегать!»

Другая работа- в прозе – результат мастерской в 10 классе на тему «Герой или антигерой?» (О проблеме героя времени в современной литературе). Она отличается максимально полным использованием набранного материала.

Клинч

Мир, окружающий нас, очень сложен: в нем есть как любовь и дружба, так подлость и злоба.

Носителями серого и гнусного, что есть в нашем обществе, являются Дикарь и Стрекач, герои произведений Л.Симоновой и В.Астафьева.

А можно ли назвать их героями? С современной точки зрения, они антигерои. Но для своего времени Дикарь и Стрекач – герои. Они выступают в роли хищников, захватывающих жертв, которые по сравнению с ними изображены беспомощными мушками. Причем пользуются «вожаки» запрещенными приемами. В спорте это называется «клинч» - обоюдный захват соперников.

Но на помощь в борьбе против ненависти приходят дружба и поддержка. И мне становится хорошо, когда я осознаю, что в мире, где живу, больше все-таки человеческого тепла и доброты, чем серого коварства и злобы. По крайней мере, как хочется, чтобы было именно так.

Заключительный, обязательный этап мастерской – рефлексия (самоанализ). Обычно мастер задает вопросы: как работалось? где, на каком этапе было трудно? и т.п. Учащиеся искренне пишут о том, как чувствовали себя, о своих удачах и неудачах, что дала им мастерская.

Таким образом, основной алгоритм  работы в мастерской связан с погружениями в материал, индивидуальной работой с ним, сопоставлением старых знаний с полученными новыми, с социализацией и рефлексией.

Кроме того, уроки – мастерские относятся к тем образовательным технологиям, которые направлены на снижение утомляемости учащихся и позволяют, за счет большей эффективности учебного процесса, достичь поставленных целей, не перегружая школьника.

Во-первых,право свободного выбора на мастерской создает условия, необходимые для творчества  А обучение без творческого заряда неинтересно,значит,в той или иной степени является насилием над собой и другими

Особая роль поэтому принадлежит творческому письму и работе со словом.

Некоторые законы мастерской звучат как вызов традиционной форме обучения:

1. Все, что ты делаешь, правильно и хорошо.

2. Один говорит – все слушают.

3. Не задавай вопросов. Как понял, так и делай! Все правильно.

4. Обязательно записывай то, что понравилось у других. Добирай материал!

Во-вторых, формированию у ученика мотивации к познанию способствуют и элемент неопределенности в заданиях, и актуальность темы, интерес к материалу в соответствии с возрастными особенностями учеников. Если для 5-6 классов типичны мастерские творческого письма, близкие к урокам развития речи по русскому языку («Лики осени», «Волшебница зима», «Апрель»), то для средних и старших классов – мастерские построения новых знаний, близкие к урокам литературы (мастерские о Лермонтове, Державине, Рубцове, «Шекспир … и несть ему конца» - по монологу Гамлета, «Герой или антигерой?» - о проблеме героя времени в литературе последних десятилетий).

Кроме этих  двух видов, выделяют мастерские по самопознанию, отношений и ценностных ориентаций, когда учащиеся двигаются от осознания личного опыта к опыту национальной и общечеловеческой культуры: «Мои ассоциации», «Есть или нет? Что это значит?» - о семье; «Курочка Ряба», или Завет предков. Например, индуктор в последней мастерской – ответ на вопрос: «Что делает нас людьми своей страны?» Если  один ученик отвечает: язык, защита Родины, место рождения, добро, - то другой на первое место ставит такие понятия, как «чистота» и «человечность». Налицо проявление индивидуальности каждого ученика.

На уроках в 10 и 11 классах используются специальные рабочие тетради (авторы – А.Г.Нелькин и Л.Д.Фураева).  Как пишут авторы в аннотации, «от учебника рабочая тетрадь отличается тем, что не излагает некую историко-литературную концепцию, а организует системой заданий деятельность учащегося таким образом, чтобы он сам построил эту концепцию. Основная задача рабочей тетради по литературе – это развитие речевых умений и навыков учащегося, развитие навыков аналитического чтения и творческого письма». (4)

В-третьих,повышает эффективность процесса обучения и способствует снижению психического напряжения ребенка использование учителем визуального и слухового каналов донесения информации до ученика.

Один из этапов мастерской – работа с музыкой. Так, после прослушивания пьесы П.И.Чайковского «Октябрь. Осенняя песня» из цикла «Времена года» ребята делятся впечатлениями, продолжая слова «Я представляю себе…»

Вот примеры ребят:

1)  «Я представляю себе идущего по осеннему саду грустного человека».

2)  «Листья падают и кружатся в воздухе. Они ложатся на землю мягко и легко».

В-четвертых, если на обычном уроке ученик приводится учителем к новому постепенно, то в мастерской самостоятельный вывод, обобщение появляются чаще всего как прозрение.

Например, после сравнения детской сказки о курочке Рябе с ее древним вариантом из сборника А.Н.Афанасьева ученица пишет: «Сказку про курочку Рябу я знаю столько времени, сколько себя помню, но сегодня у меня появился новый взгляд на эту сказку. В ней герои ведут себя необычно. В старом бедном деревянном доме, где жили обыкновенные люди, старик и старуха, появилось чудо, а они его не восприняли: для них важна не красота, а польза от этого яйца.

Есть еще один вариант древний, исконный, - там все по-другому. Герои берегли «пестро-востро-костяно-мудрено» яичко. Но из-за случайности оно разбилось, и никакая мышка в этом не участвовала. А в результате, можно сказать, мир начал рушиться. Значит, если не будет красоты, то и мира не будет».

В-пятых, текст, созданный на мастерской, раскрывает внутреннее «я» ученика. А развитие ребенка, по словам известного петербургского методиста, стоявшего у истоков мастерских, - Л.Д.Фураевой, - «это развитие личности в Слове, ибо «вначале было Слово» и « Слово есть жизнь моего внутреннего «я». Развить речь – значит прежде всего пробудить в человеке генетически закодированное слово, свое, личностное (2)»

Поэтому не случайное, а типичное явление на мастерской (как указывалось ранее) – стихотворчество.

Вот пример ритмически организованной прозы – итог мастерской в 11 классе на тему «Об искусстве и не только о нем» (посвящена символизму).

Бледно-голубая птица символизма.

Радугой, сияющей семицветьем, раскинулись звездные слова символизма. Каждый символ прикрыт туманным покрывалом, за которым подчас трудно увидеть настоящее; кажется, все за ним зовет нас в будущее, Туда.

Бледно-голубая птица-мечта вещает нам то нежным голосом сирены, то глухим – сивиллы – о вечности, поет нам песни Оттуда. Словно вырвалась она из голубой тюрьмы звездно-заревого затишья лишь на миг, чтобы успеть спеть нам все свои песни, рассказать все сказки, подарить смутное волнение, ожидание чуда, завуалированные туманными плоскостями. Слова  ее похожи на сказку, язык богат интонациями, и крылья раскрылись семицветной радугой, веющей вечностью.

Люди-символы собирают цвета радуги-вечности и разрисовывают ими рифмы, витиеватые размеры стихов.

И до тех пор, пока не вернется бледно-голубая птица в свою тюрьму забытья, будут расцветать на страницах потрепанных книжек полоски радуги, и, может, кто-то найдет там невесомое, прозрачное, отливающее перламутром перо.

Кроме того, в окончательных текстах ученики часто не только делают глубочайшие выводы и обобщения, но и  показывают степень своего нравственного опыта. Сравним 2 работы на мастерской о сказке «Курочка Ряба».

1)   «Чудо – так можно назвать появление «пестра» яйца в бедном доме. Но яйцо еще и красиво. Отношение к нему - это отношение к красоте мира. Не уберегли дед и баба красоты, поэтому и рушится мир: сжигаются книги, церкви, гибнут люди.

Исконный вариант необычный, заставляет думать, поэтому понравился  больше детского».

2)   «Мне ближе детский вариант о курочке Рябе, потому что в нем все не так страшно, как в древнем. Думаю, что исконный вариант не для маленьких детей, они будут от страха плакать».

Несмотря на некоторую наивность, вторая работа привлекает внимание непосредственностью восприятия автором окружающего мира.

В-шестых, безоценочная деятельность на мастерской способствует созданию атмосферы справедливости и доброжелательность. Поэтому не случайно психологическое состояние человека на таком уроке – состояние творчества, появления слов и словосочетаний, которые живут по своим внутренним законам, не подчиняющимся сознанию. Слова дают свободу фантазии, ассоциациям.

Например, апрель в работах учащихся – это и радость, и сказочный месяц, и мудрый. Он меняет настроение. А одна ученица сравнила апрель с золотой каруселью.

Велика роль мастерских в воспитании интереса к чтению. «Искусство чтения не легко и большой распространенности сегодня не имеет. Ведь воспринять писателя – это значит до известной степени воспроизвести его, повторить за ним процесс его собственного творчества» (3) Поэтому в работе мастерской важен не только результат  творческого поиска, а важен не меньше, а иногда и больше сам процесс. Именно он приобщает ученика и учителя к радости открытия нового, к самостоятельной исследовательской деятельности, к ощущению собственной значимости и уважения к неповторимости другого. Также у школьников появляется желание прочитать книги, о которых шла речь на уроке. Так, например, после мастерской о Лермонтове многие ученики писали о  том, что им хочется перечитать стихотворения великого земляка; после мастерской о герое времени ребята попросили принести им произведения Л.Симоновой («Лабиринт»), В.Астафьева («Людочка»), Э.Берджесса («Заводной апельсин»), чтобы прочитать их полностью, - ведь на уроке звучали лишь фрагменты. А работа с текстами художественных произведений и критических статей воспитывает внимание к слову.

Итак, на уроке – мастерской совершается совместное движение учителя и ученика по избранной дороге в накоплении нового жизненного, духовного опыта, получения знаний; попутно атмосфера на занятии способствует раскрытию творческого потенциала личности каждого ученика, развитию речи, не оказывая негативного воздействия на здоровье школьников.

Отнюдь не ставлю  перед собой цели сделать своих учеников поэтами или писателями. Просто учу образному видению и логическому осмыслению виденного, учу стремиться к пониманию себя и других. А разбуженное творческое начало в какой-то области непременно послужит импульсом к более многостороннему развитию и стимулом творческого подхода к любой работе.

А пока ребята участвуют в творческих конкурсах разного уровня с работами, созданными в основном на уроках – мастерских. Несколько ученических произведений опубликовано на страницах журнала «Творчество юных» (издательство «Моя первая книга»), в редакционную коллегию которого входит автор данной статьи.

Мастерские способствуют развитию не только речевой, но и общей культуры ученика, формированию умений пользоваться информационно-справочной литературой, нормами современного русского литературного языка в устной и письменной речи при создании текстов разных стилей и жанров.

Школьникам нравятся уроки-мастерские. Вот некоторые из их отзывов: «Мастерская для меня – это чудесная игра, которую всегда жду с нетерпением; «Мастерская – это радость. Я узнаю ближе своих одноклассников»; «На мастерской я не боюсь откровенно говорить обо всем, что меня волнует. Знаю - поймут».

Таким образом, существенную помощь учителю – словеснику в активизации познавательной деятельности учеников оказывают интенсивные формы обучения, где увеличен удельный вес и степень самостоятельности учащихся, осуществляется индивидуальный подход и развиваются творческие способности каждого ученика, такие, как уроки – игры и уроки – мастерские.

 

Скачать Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!

Добавить комментарий
Mail.ru counter