Использование компетентностно–ориентированных заданий на уроках английского языка

Статья "Использование компетентностно–ориентированных заданий как способ формирования коммуникативной компетенции и создания гуманной образовательной среды на уроках английского языка"

Уходит эпоха «образования на всю жизнь». На смену приходит новая эпоха, принцип которой «образование длиною в жизнь», эпоха, которая востребовала человека с иными качествами. Это человек предприимчивый и творческий, самостоятельный и ответственный. Он способен видеть и решать проблемы автономно, а также в команде, готов и способен постоянно учиться новому, как в жизни, так и на рабочем месте.

Современное обучение предполагает, что человек ставится в центр процесса обучения и формируется как гуманная личность. Гуманизация обучения является частью общего процесса гуманизации системы образования. Она связана с получением необходимого для каждого культурного человека минимума знаний об истории развития человеческого общества и собственного народа, о его литературе, искусстве, т.е. о нравственно-эстетических ценностях, оказывающих влияние на формирование личности ученика в целом. Все вышеперечисленные свойства и качества необходимы любому человеку и в любой профессиональной деятельности. Они называются – ключевыми компетентностями.

Предмет "иностранный язык" является наиболее гуманным предметом (в смысле направленности на личность школьника). Содержание образования ИЯ ориентировано на достижение каждым обучающимся результатов образования, определяемых Стандартом, в виде сформированных ключевых компетентностей.

Коммуникативная направленность обучения ИЯ является основной стратегией гуманизации обучения, так как именно коммуникативность стимулирует речемыслительную активность учащихся, самопознание, самоопределение и самореализацию. Центром внимания становится не форма, а содержание. Поэтому коммуникативная компетентность выступает как интегративная, ориентированная на достижение практического результата в овладении английским языком, а также на образование, воспитание духовно – нравственных качеств и развитие личности школьника.

Формирование коммуникативной компетентности у учеников обусловлено реализацией не только обновленного содержания образования, но и адекватных методов и технологий обучения. Сложность изучения иностранного языка заключается в том, что необходимо создать условия для формирования коммуникативной компетентность, т.е. внутреннюю готовность и способность к речевому общению. Как же разрешить, возникшие в условиях современной школы, проблемы?

На мой взгляд, чтобы формировать коммуникативную компетентность в рамках школьной программы, учителю необходим инструмент. Таким инструментом являются компетентностно-ориентированные задания. Основным принципом КОЗ является направленность на развитие речевой деятельности. Участники общения должны научиться решать реальные и воображаемые задачи совместной деятельности при помощи иностранного языка.

Обучение при этом осуществляется через задания (activities), которые реализуются с помощью методических приемов (techniques) и упражнений (exercises). Я использую на уроках такие методы общения как communication games (коммуникативные игры); communicative stimulations in role-plays and problem-solving (коммуникативные стимуляции); socialization (свободное общение) при этом учащиеся успешно выполняют КОЗ. Практически любое компетентностно – ориентированное задание можно выполнять в три этапа (three-phase frame-work): pre-activity (подготовительный); while-activity (исполнительный); post-activity (итоговый).

Структура компетентностно-ориентированного задания:

- Стимул
- Задачная формулировка
- Источник информации
- Бланк для выполнения задания
- Инструмент проверки

Стимул погружает в контекст задания и мотивирует на его выполнение. Стимул (мотив) чаще всего задаётся в задачной формулировке сложной структуры (его можно задавать):

а) Внимательно прочитай и найди три главных принципа..., составь памятку для...,
б) Тебе необходимо проинформировать одноклассников о способах …

Задачная формулировка точно указывает на деятельность учащегося, необходимую для
выполнения задания. Задачная формулировка может быть простой и сложной структуры.
Простая структура: а) Прочитай текст и составь памятку, инструкцию, таблицу…; б) Прослушай задачу и ответь на вопрос…; в) Внимательно прочитай и найди 2 главных принципа…; г) Бегло просмотри текст и выбери непонятные слова, объясни их при помощи… (а,б,в - задачные формулировки простой структуры, но их можно перестроить в сложные структуры).

Сложная структура: а) Прочитай текст и составь памятку, инструкцию, таблицу..., подготовь выступление перед одноклассниками; б) Прослушай задачу и ответь на вопрос..., найди недостающие данные и введи их в условие задачи; в) Внимательно прочитай и найди три главных принципа..., составь памятку для...

В вопросе заданной формулировки чётко задаётся образ ответа. Степень валидности задания зависит от того, насколько точно оцениваем то, о чём было сказано в вопросе.
Источник информации содержит информацию, необходимую для успешной деятельности учащегося по выполнению задания.

Требования к источнику информации в компетентностно - ориентированном задании:

- Достаточен для выполнения задачи (при необходимости предоставляется дополнительный ресурс);
- Доступен и интересен для возрастной группы;

- Не задевает внутренние ценности ребёнка

Бланк для выполнения задания задает структуру предъявления учащимся результата своей деятельности по выполнению задания.

Инструмент проверки

- Аналитическая шкала - способ детализации критериев оценки результатов выполнения заданий открытого типа, состоит из единой шкалы, которая используется для оценки заданий открытого типа со свободной формой ответа, и специфической шкалы, применяемой для оценки каждого конкретного задания и уточняющей единую шкалу по параметрам «содержание» и «организация» устного или письменного ответа учащегося.
- Модельный ответ - перечень вероятных верных и частично верных ответов для задания открытого типа с заданной структурой ответа.
- Бланк наблюдения - способ детализации критериев оценки процесса деятельности учащегося по выполнению задания.
- Ключ - эталон результата выполнения учащимся задания закрытого типа.

Компетентностно - ориентированные задания я применяю на любом этапе урока. Всё зависит от учебных возможностей обучающихся, типа и темы урока. Так например, на этапах психолого-педагогического настроя, фонетической зарядки такие задания используются мной для активизации, воспроизведения и коррекции опорных знаний, введение новой темы. На этапе систематизации и закрепления ЗУНов – для подведения итогов и выводов. Я считаю, что использование КОЗ способствует повышению интереса к заданиям у учащихся 5 – 6 классов, облегчает выполнение этих заданий, особенно для слабоуспевающих учеников. Появляется возможность активизировать на этой основе практически весь программный лексико-грамматический материал.

Учащиеся быстро овладевают речевыми конструкциями, потом автоматически оперируют ими при выполнении коммуникативных заданий. Такие занятия способствуют эстетическому воспитанию учащихся, приобщению их к культуре страны изучаемого языка.
Коммуникативная компетентность определяется, как творческая способность обучающегося пользоваться инвентарем языковых средств, это дает возможность мне наиболее объективно оценить каждого ученика, не зависимо от класса. На уроках учащиеся старших классов охотно вступают в диалоги, стараются активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.

Для них перестало быть проблемой готовить устные сообщения на лингвистическую тему, написать письмо, ответить на анкету. Приняв ту или иную роль, ребенок оказывается в ситуации необходимого выбора нравственного характера. Принципиальным отличием компетентностей является то, что они как результат образования формируются и проявляются в деятельности. Следовательно, чтобы убедиться, что учащийся освоил тот или иной аспект компетентности на требуемом уровне, следует дать обучаемому задание, выполнить которое можно только осуществив определенную деятельность.

Ежегодное участие в областных олимпиадах и конкурсах, проводимых преподавателями СГТК совместно с представителями Корпуса «Мира» для наших учащихся стало традицией. В этом году наши ученики заняли 2 место в командном первенстве в олимпиаде по страноведению ИЯ. Они выступали с проектной работой на тему «День Святого Валентина». Получив возможность пообщаться с носителями языка, учащиеся смогли применить свои знания на практике. Это тоже послужило своего рода компетентностно – ориентированным заданием.

Учащаяся 10 класса принимала участие в областной олимпиаде по английскому языку, где заняла 3 место. Второй тур был построен на выполнение КОЗ. От учащейся требовалось отличное владение продуктивными навыками различных видов устной и письменной речи, умений грамотно изложить свои знания о национальных особенностях нашей страны.

Использование компетентностно - ориентированных заданий позволяет активизировать самостоятельную учебную деятельность школьника, изменив характер его работы, изменить характер взаимоотношений между учителем и учеником. Наши учащиеся применяют свои знания не только на уроках, но и общаясь с носителями языка на различных сайтах.

В заключении следует заметить, что за последние годы требования к иностранному языку возросли. Современный выпускник школы должен быть готов к эффективной коммуникации, что позволяет ему проявить себя не только квалифицированным специалистом в своей области, но и обладать рядом совершенно новых социальных навыков: уметь общаться с разными категориями людей, быть способным работать в команде, мотивировать окружающих.

В результате преподавание английского языка, с учётом перспективных тенденций развития языкового образования в Казахстане, использование КОЗ в системе позволяют ученикам достичь уровня знаний, соответствующего требованиям государственного образовательного стандарта, являясь действенным фактором приобщения школьников к духовным ценностям.

Размер:
13.51 Kb
Скачали:
7