Психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья I-II видов

Автор: Салимова Рашида Закировна, ГБОУ "Школа-интернат для детей с нарушениями слуха" г. Абакан, педагог-психолог

В. А. Сухомлинский считал, что педагогика должна стать наукой для всех - и для педагогов, и для родителей.

Взаимодействие семьи и школы является очень важным звеном в воспитании ребёнка, так как главное место в воспитании детей отводится семье, поэтому работа с семьей – является одним из приоритетных направлений в нашей школе.

На протяжении нескольких лет мы работаем по программе «Семья» разработанной на период 2010-2014 г.г. в которой отражен системный подход к организации работы по взаимодействию с семьей воспитывающих детей с нарушением слуха.

Успех в воспитании и обучении ребёнка с нарушениями слуха в значительной мере зависит от объединения усилий педагогов и родителей, от того, как родители понимают задачи работы с ребёнком и могут участвовать в их решении.

В нашу школу дети поступают по направлению врача-сурдолога, через республиканскую ПМПК. Контингент детей характеризуется крайне неравномерным уровнем развития основных познавательных функций, обучаются дети, которые имеют помимо нарушения слуха, еще и ряд сопутствующих нарушений в развитии, это дети с выявленными психическими нарушениями, с языковыми трудностями на фоне органических расстройств, с ЗПР, с дефицитом интеллекта, с нарушениями поведения.

Основной целью в работе с родителями является формирование у родителей позитивного взгляда на ребенка, имеющего нарушения в развитии, их своевременное информирование об особенностях развития психики ребёнка, обоснование необходимости специальных коррекционных занятий.

Своевременное включение родителей в коррекционно-педагогический процесс является необходимым условием для осуществления комплексного подхода к детям с патологией слуха.

Мы выделили три приоритетных направления в работе с родителями:

- обучение родителей соблюдению сурдолологических рекомендаций (знание родителями диагноза ребёнка, особенностей слухового восприятия детей с нарушением слуха, умение подбирать адекватные его диагнозу задания, организовывать место для игр в зависимости от диагноза ребёнка);

- обучение родителя (матери) специальным коррекционным и методическим приемам, необходимым для проведения занятий с проблемным ребенком в домашних условиях;

- повышение педагогической компетенции родителей (ознакомление их как с основами теоретических знаний, так и с практикой работы с детьми);

 - оказание помощи родителям в вопросах воспитания детей.

Занятия с ребенком проводятся по составленной для него индивидуальной программе с учетом подбора эффективных коррекционно-развивающих заданий в присутствии родителя.

Педагог-психолог проводит занятия с ребенком в присутствии матери, объясняя конкретную задачу каждого занятия; прослеживая динамику эмоционального, сенсорного и моторного развития ребенка; наблюдая и корректируя характер общения и взаимодействия матери со своим ребенком; ориентируя ее на изменения этого характера в других условиях воспитания; обучая мать умению наблюдать за изменением поведения и реакциями своего ребенка.

Благодаря демонстрации приемов работы с ребенком и конспектированию занятий повышается уровень компетенции родителей в области обучения и воспитания детей.

Опыт психолого-педагогической помощи родителям и их детям с отклонениями в развитии в новых организационных формах показывает, что раннее включение родителей в коррекционно-воспитательный процесс позволяет не только скорригировать, но и предупредить появление вторичных отклонений в развитии, достичь максимально возможного личностного становления каждого ребенка с целью интеграции его в общество.

Индивидуальное консультирование родителей является обязательной формой работы. Адресная помощь происходит как по запросу родителей, так и по инициативе педагогов и воспитателей, наиболее эффективными являются следующие методы: беседы, консультации, показ занятий, включение матери в совместное выполнение упражнений в ходе занятий, подбор дидактического материала по каждому заданию.

Такое сотрудничество помогает родителям применять полученные знания и умения в работе со своими детьми дома и принять ребёнка таким, какой он есть – во всех его проявлениях.

От наших взаимоотношений, совместного участия и активности в проведении развивающей и коррекционной работы зависит общий результат.

Практика показывает, что психолого-педагогическая помощь оказывается более продуктивной, когда с семьей работает команда специалистов, нацеленных на общий результат. В этом случае для каждой конкретной семьи разрабатывается своя индивидуальная комплексная программа реабилитации, в которой объединены элементы психологической коррекции, педагогического воздействия, дефектологии, социальной работы.

Эффективность психолого-педагогического сопровождения будет расти, если родителям и семьям, воспитывающим детей с ОВЗ, будет оказана своевременная психологическая помощь.

Несомненно, психологическая работа, ориентированная на гуманизацию отношений психолога и родителя, построенная на принципах партнерства, открывает перед участниками широкое поле возможностей для взаимного сотрудничества.

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите! 

Метки к статье: обмен опытом

Добавить комментарий
Mail.ru counter