Актуальные проблемы внедрения и реализации ФГОС НОО

Автор: Якимова Любовь Владимировна, МБОУ «СОШ № 75/ 42», Свердловская область, г. Нижний Тагил, учитель начальных классов

 

Актуальные проблемы внедрения и реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования

На современном этапе реализации новых федеральных образовательных стандартов возникают определенные проблемы. Некоторые из них рассматривались 1 ноября в Москве на 17 Всероссийской научно - практической конференции «Современное образование, риски и возможности: взгляд Образовательной системы «Школа 2100». Свыше 400 человек приняли участие в обсуждении злободневных вопросов современного образования.

Наше образовательное учреждение МБОУ СОШ № 75/42 тесно сотрудничает с ОС «Школа 2100», поэтому делегировала на конференцию своих представителей. Мы с удовольствием согласились принять участие в работе конференции, чтобы получить ответы на интересующие нас вопросы, так как видим, что не всё так гладко, как бы нам хотелось.

На конференции прозвучало, что разработкой развивающей системы образования вместе с Россией занималась Финляндия. Задачей было создать самую оптимальную и эффективную систему образования, но на данный момент у финнов самая лучшая система образования, а мы опять буксуем. В чём причина неудач?

Во-первых, современный ученик живёт в открытом обществе, его сознание не обременено грузом идеологических штампов, стереотипов.

Во-вторых, давление разнообразной информации испытывает на себе чуть ли не каждый учащийся, не замечая этого. Информация получается легко из средств массовой информации и всемирной сети Интернета. Такая информация кроме положительной направленности, несёт в себе и отрицательные моменты. Она создает у современного школьника определённую поверхностность, нахватанность, легковесность. Поэтому главное, чему следует учить, — умению осваивать и применять новую информацию для решения проблем, стоящих перед учащимся, т.е. информационной культуре. Что нужно развивать, чтобы овладеть информационной культурой?

Учащимся необязательно все помнить, так как нужную информацию в можно найти в любой момент. Задача заключается в том, чтобы узнать, какая именно информация требуется и как её можно найти. При этом необходимы умения правильно формулировать проблему, производить отбор нужной информации, умение находить и оценивать недостающую информацию

Именно эти умения и стремиться развивать наша школа с помощью технологии проблемного диалогического метода.

В-третьих, современный школьник читает гораздо меньше, чем дети прежних лет, хотя знает больше, но глубина таких знаний ставится под сомнение... Вместе с этим происходит и падение культуры современного школьника.

У нынешнего учащегося, как правило, не сформирован достаточный навык слушания и понимания, что создает трудности в обучении, так как любое обучение — это работа с книгой.

Современный учащийся психологически не готов к коммуникации и всё чаще предпочитает виртуальное общение. Что губительно для формирующейся личности.

Данные, полученные международным исследованием PISA, вскрыли две основные проблемы российского образования:

1. Необходимость качественного изменения содержания и процесса образования на основе выделения приоритетов функциональной грамотности;

2. Необходимость переориентации отечественного образования на новую личностно развивающую парадигму, усиливающую смысловой характер содержания образования.

Очень часто мы слышим, что старое образование было хорошим. Зачем что-то менять, если и так хорошо? Но не надо забывать, что мир изменился, как следствие должно измениться и образование. Мир изменился, а мы остаёмся прежними. Те же подходы к ребёнку, те же подходы к уроку. Под новые стандарты подводят старые учебники.

ФГОС даёт нам возможность построить в школе личностно ориентированную развивающую среду, но он многими не понят: большинство педагогов только делают вид, что работают по ФГОС (пишут рабочие программы, технологические карты уроков и пр., но преподают по-старому).

Происходит забалтывание и профанация ФГОС.

Взять хотя бы обязательные курсы повышения квалификации по ФГОС. Учителя, обучившиеся на курсах, понимают, что свою работу, подходы к образованию надо менять. Но как? Какие технологии, методы, приёмы надо выбрать? Всё остаётся не ясным. Отсюда нежелание и неготовность работать по ФГОС. Педагогу надо пройти обязательное обучение на курсах по интересующей его образовательной системе. Но это не всегда возможно, так как курсы платные и не всегда есть желание что – то менять.

Поэтому неопределённость в дальнейшей деятельности педагога становится причиной профессиональных неврозов. Вследствие чего наступает эмоциональное выгорание, отсутствие стремления к новому.

 Причиной неудач стал и нынешний статус педагога в обществе. Падение авторитета профессии учителя, которого в современном обществе рассматривают в качестве представителя сферы услуг.

Большое внимание на конференции уделялось и работе с родителями. Не секрет, что сегодня возникает много проблем от непонимания, которое возникает между детьми и родителями, родителями и учителями.

Цель современного образования – это содружество учитель – ученик - родитель.

В процессе внедрения ФГОС проблемы возникают не только у учеников и учителей, но и у администрации школы.

Во – первых, огромное количество бумажной волокиты, связанной с отчетностью.

Во - вторых, неприятие педагогами любой инициативы.

В – третьих, происходит преобладание оценки работы педагога на основании отчётов, а не на основании его деятельности на уроках.

Вопреки возникающим проблемам и неудачам конференция поддержала основные положения Федерального государственного стандарта и его важнейшую цель – распространение развивающего личностно – ориентированного образования во все школы Российской Федерации.

Конференция постановила, что образовательная система «Школа2100» - востребованная обществом современная система личностно ориентированного развивающего образования для массовой школы. ОС «Школа 2100» помогает педагогу, школьнику и его родителям решать возникающие проблемы путём создания пособий (прежде всего электронных), нацеленных на технологизацию обеспечения преемственности и достижения нового образовательного результата путём единой трактовки целей, единого методического аппарата, содержательной завершённости предметных линий, создание единой электронной образовательной среды.

 В заключении хочу сказать, что многое зависит от желания и характера педагога. Если учитель открыт для всего нового и не боится перемен, то он, несомненно, будет делать первые уверенные шаги в новых условиях реализации ФГОСов, потому что именно учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм – главный ресурс, без которого невозможно воплощение новых стандартов школьного образования.

 

Используемая литература

 

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!

Метки к статье: ФГОС, начальная школа

Добавить комментарий
Mail.ru counter