Методическая разработка: Игра в образовательном процессе.

Игра – важнейшая и неотъемлемая часть учения, досуга, культуры.

«Игра объективно – первичная стихийная школа, кажущийся хаос которой предоставляет ребенку возможность ознакомления с традициями поведения людей, его окружающих». К.Гросс.

         «Игра – это возможность отыскать себя в обществе, себя в человечестве, себя во Вселенной». Януш Корчак.

         «Игра – основной способ общения человека с возможным». Э.Финк.

         «Игра – это жизненная лаборатория детства, дающая тот аромат, ту атмосферу молодой жизни, без которой эта пора была бы бесполезна для человечества. В игре, в этой специальной обработке жизненного материала, есть самое здоровое ядро разумной школы детства». С.Т.Шацкий.

         «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений и понятий. Это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». В.А.Сухомлинский.

         «Игра – вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе; она не связана с тяжелым физическим трудом и доставляет удовольствие играющим… Имеет важное значение в воспитании, обучении, развитии детей как средство психологической подготовки к будущим жизненным ситуациям». Большой энциклопедический словарь.

         В игре, продуктом которой является наслаждение, а конечным результатом – развитие определенных, реализуемых в ней способностей, выявляется потребность ребенка в саморазвитии.

         Существует множество теорий происхождения игры как таковой: теория избытка нервных сил, компенсаторности; теория рекапитуляции и антиципации; теория духовного развития ребенка в игре; теория абсолютизации культурного значения игры и многие другие. Но все они подчеркивают важность и жизненную необходимость игры в становлении и развитии личности ребенка.

         Игра выполняет ряд важнейших функций, среди которых можно выделить следующие:

1. эмоциональная;

2. диагностическая;

3. релаксационная;

4. компенсаторная;

5. коммуникативная;

6. функция самореализации;

7. социокультурная;

8. терапевтическая.

Основные слагаемые игры:

1. участник (участники);

2. правила игры;

3. игровой хронотоп (игровое пространство и игровое время);

4. сюжет игры;

5. игровой реквизит;

6. итог игры.

Классификация игр (основа – тип человеческой деятельности):

1. физические: двигательные (спортивные, подвижные, моторные), экстатические (современные танцы-импровизации, разнообразные телодвижения);

2. интеллектуальные (игры-манипуляции, игры-путешествия, предметные, конструкторские, компьютерные игры);

3. социальные (сюжетно-ролевые, деловые, комплексные).

Дидактические игры.

          Дидактические игры – это один из вариантов интеллектуальных игр, основанных на целенаправленном развитии и обогащении интеллекта, ориентированных на передачу информации и важных сведений о мире.

          «Дидактическая игра – это активная деятельность, организуемая в процессе обучения, обеспечивающая эффективность усвоения, познавательный интерес за счет эмоционально окрашенных игровых действий».

М.В.Кларин.

          Основные признаки дидактической игры:

1. дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;

2. учебная деятельность подчиняется правилам игры;

3. учебный материал используется в качестве средства игры;

4. успешное выполнение задания связывается с игровым результатом.

Учебная игра обладает следующими чертами:

- преднамеренность;

- планируемость;

- наличие учебной цели;

- наличие предполагаемого результата.

В этом смысле есть очевидные трудности для осуществления игрового обучения: во-первых, необходимо соблюдать правило добровольности вхождения в учебную игру; во-вторых, учебная игра должна завершаться получением определенного результата, представляющего ценность не только для педагога, но и для играющих.

Ключевой характеристикой любой игры является ее двуплановость: одновременное существование реального и условного (собственно игрового) планов.

Любая дидактическая игра обязательно содержит игровую и учебную задачи.

Игровая – это задача, которую решает играющий в ходе игры, т.е. выполнение определенных игровых действий.

Учебная – это задача, которую ставит преподаватель.

Для детей учебные цели должны быть максимально завуалированы в игровой задаче.

Игровые результаты – это показатели, по которым оценивается качество действий играющих, их компетентность или присуждается победа в игре. Как правило, показателями игрового результата являются обоснованность и продуктивность принимаемых игровых решений, минимум ошибок, быстрота выполнения заданий, эрудиция, смекалка.

         Учебная игра, введенная в систему методов обучения, осуществляет несколько функций:

- мотивирует и стимулирует учебную и познавательную деятельность обучаемых;

- компенсирует отсутствие практики, приближая учебную деятельность к условиям реальной жизни;

- способствует приобретению знаний;

- оказывает воздействие на личность обучаемого, расширяя его кругозор, мышление и творческие способности;

- учит ориентироваться в конкретной ситуации и отбирать необходимые знания, умения и навыки.

Условия эффективной организации дидактической игры (правила):

1. игровая деятельность должна быть мотивирована, т.е. учащиеся должны испытывать потребность в игре;

2. учебная игра должна иметь личностный смысл и быть значимой для каждого из участников;

3. обстановка, в которой происходит игровое действие, должна способствовать созданию радостного настроения и располагать к общению в атмосфере дружелюбия и взаимопонимания; большую роль в этом играет учитель, ему необходимо учитывать индивидуальные особенности учащихся: характер, темперамент, целеустремленность, состояние здоровья, самочувствие каждого из участников игры;

4. содержание учебной игры должно быть интересно и значимо для участников, а игровое действие – завершаться получением определенного результата, представляющего для них ценность;

5. игровое действие должно опираться на знания, умения и навыки, приобретенные на занятиях; оно должно обеспечивать возможность учащимся принимать рациональные, эффективные решения и критически оценивать себя и окружающих.

Сущность педагогического влияния заключается не столько в непосредственном вмешательстве преподавателя в игру, сколько в создании условий, определяющих правильное отношение детей к игре:

1. Участники должны знать и понимать то содержание, которое лежит в основе игрового сюжета. Любая игра опирается на предшествующий опыт ребенка.

2. Конструктивная основа любой игры – это преодоление препятствий в достижении игровой цели.

3. В основе многих дидактических игр лежит соперничество, идея состязания. Выигрывает тот, кто владеет наибольшей информацией. Познавательная активность стимулируется в этом случае конкурсностью, соревновательным характером игры.

4. Участники должны быть свободны от сильных переживаний и побуждений, не связанных с игрой.

5. Игра не должна превалировать над иной, ведущей на определенном возрастном этапе деятельностью.

6. Оборудование и оснащение игры необходимым реквизитом, предметами, игровыми атрибутами.

7. Необычайно важно наличие в игре элементов юмора. Юмор – сильнейшее педагогическое средство.

Скачать  Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!

Добавить комментарий
Mail.ru counter