Нравственное воспитание на уроках литературы как фактор духовного здоровья человека

Автор: Митякина Ольга Юрьевна, МБОУ «Гимназия № 10», г. Воронеж, учитель русского языка и литературы

 

Уроки литературы насыщены бесценным материалом для формирования нравственных чувств учащихся. Изучая произведения русской классики, мы опираемся на три основополагающие идеи: идею высших ценностей и духовного опыта, идею органического единства исторически развивающейся духовной культуры и идею личности как духовного, социально - исторического и историко-культурного единства.

При анализе произведений писателей  XIX века акцентируется внимание на том, что духовность неизменно связана с идеалом. Идеал в литературе проявляется, во-первых, как идеал духовно-нравственный и эстетический; во- вторых, как идеал жизни, исповедуемый автором, в-третьих, как идеал художественности, изобразительности и выразительности.

На уроках по роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин» особое внимание уделяем образу Татьяны Лариной – «милому идеалу» автора, именно этим идеалом проверяется, выверяется и ставится на свое неидеальное место Онегин. При обсуждении задаю такой вопрос: «Права или не права Татьяна, отвергнув любовь Онегина? Что было главным в этом поступке – чувство долга перед нелюбимым мужем или перед самой собою?» Наверное, здесь нет однозначного ответа. Высказывались разные мнения, пытались связать с современностью, а потом пришли к выводу, что Татьяна не могла поступить иначе, для нее было совершенно невозможно перешагнуть на пути к своему счастью через судьбу другого человека. Татьяна – идеал нравственного долга, нерушимой супружеской верности.

В романе Л.Н.Толстого «Война и мир» тоже ставится вопрос о соотношении рассудка и чувств. Автор изображает ситуации, в которых персонаж пытается подавить голосом рассудка, абстрактной идеей голос совести, нравственное чувство. Трудно переоценить значение таких эпизодов для воспитания десятиклассников. Состояние внутренней борьбы знакомо, конечно же, и им, поэтому важно научить видеть ее механизм, давать ей правильную этическую оценку. Например, из эпизода (т.2, ч.1, гл.6) мы узнаем о душевном состоянии Пьера после дуэли с Долоховым. Учитель читает фрагмент главы и кратко комментирует его. Нравственное чувство побуждает Пьера к упрекам в собственный адрес. Но есть еще и голос рассудка, который пытается успокоить мыслью об относительности всех нравственных понятий. Пьер находится в состоянии нравственного тупика. Но состояние это у разных людей имеет разное этическое и психологическое содержание. Старшеклассникам Толстой поможет задуматься об этом.

Изучая творчество Н.С.Лескова, беру для анализа повесть «Очарованный странник», где писатель показывает жизненный путь как странничество души в поиске правды и как мытарство ее на путях земных, и рассказ «Несмертельный Голован». Учащиеся приходят к выводу, что Голован - совершеннейший из лесковских праведников – самоотверженно служит людям, искренне верит в Бога, а также соглашаются с убеждением писателя, что не только «не стоит село без праведника», но и без праведника жизнь невозможна вообще. Пытаются привести пример «современного праведника» нашего села (города). И что интересно – находят и правильно характеризуют.

Переход от нравственно-психологических проблем к социально-нравственным возможен при изучении творчества А.П.Чехова. Рагин, герой рассказа «Палата №6», размышляет: «Я служу вредному делу и получаю жалованье от людей, которых обманываю; я нечестен. Но ведь сам по себе я ничто, я только частица необходимого социального зла… Значит, в своей нечестности виноват не я, а время…» Нравственное чувство почти спит в душе Рагина, но мы знаем, что страшные события разбудят его. Ученики думают над тем, можно ли согласиться с представлениями героя о влиянии обстоятельств на жизнь человека. Ответ на этот вопрос продолжает размышления школьников об ответственности человека за свой нравственный мир.

Уроки литературы раскрывают перед учеником психологический мир персонажей и тем самым побуждают его к нравственной оценке и совершенствованию собственного внутреннего мира. «… обретая способность погружаться в себя, в свои переживания, юное существо открывает целый мир новых эмоций, красоту природы, звуки музыки, новые краски». Иначе говоря, путь в себя – это одновременно и путь в мир, окружающий человека. Именно литература становится проводником в этот мир и защищает от духовно – нравственного геноцида нации.  

 

Скачать  Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!

Считаю! Слова В.В. Жириновского здесь актуальными связь с современность должна быть видна.
Добавить комментарий
Mail.ru counter