Методическая разработка: Формы воспитательной работы с детским коллективом в деятельности классного руководителя

В работе раскрыты вопросы:

- определения формы работы

- подробно расписаны статичные формы воспитательной работы (торжественное собрание детского коллектива, лекции, фронтальная беседа, диспут, дискуссия, концерт, просмотр кино - , видео- , телефильма, спектакля, концерта, спортивного матча, представление-соревнование (конкурсная программа);

- статически-динамические формы воспитательной работы (танцевальная программа, вечер общения в импровизированном кафе, трудовая акция (субботник), изготовление объекта демонстрации, ситуационно-ролевая игра, продуктивная (инновационная) игра

- динамичные формы воспитательной работы (экскурсии, поход, экспедиция)

В деятельности классного руководителя форма воспитательной работы с коллективом класса является той первичной клеточкой, из которой складываются будни и праздники жизни детского воспитательного сообщества. Конечно, трудно предположить полный список форм, универсальный и годный на все случаи жизни, ведь воспитательная работа с классом может быть построена в различных ключах. Тем не менее, попытаемся представить самые распространенные и традиционные формы воспитательной работы, которые подойдут значительной части педагогов-воспитателей. Следует отметить, что представленные формы могут проводиться только с участием учащихся одного класса, а могут быть использованы в случае, когда класс вместе с классным руководителем становится организатором того или иного общешкольного дела, мероприятия для младшего (среднего) звена, параллели и т.п.

Начать следует с определения формы воспитательной работы: ограниченная по месту и времени структура совместного взаимодействия детей и взрослых, позволяющая решить определенные воспитательные задачи.  Опираясь на  существующие подходы в педагогической литературе (С.П. Афанасьев, Л.В. Байбородова, В.С. Безрукова, А.Г. Кирпичник, С.Д. Поляков, М.И. Рожков, Е.В. Титова) можно выделить следующие сущностные признаки формы воспитательной работы:

- участники деятельности (лица или группы лиц), выполняющие какие-либо точно установленные функции - организаторов, выступающих, зрителей и т.д.;

- педагогические задачи, которые можно решить при помощи данной формы (потенциал формы, ее содержательность);

- организация времени (фиксированный промежуток времени проведения формы);

- набор актов, ситуаций, процедур;

- порядок действий (алгоритм);

- организация пространства.

Схема № 1

Статичные формы воспитательной работы

Преобладающий способ взаимодействия 

Примеры

 

Ритуал

Линейка

 

Вахта памяти

 

Митинг, сбор подписей, пикетирование, торжественное собрание

 

Коммуникация

 

Круглый стол, заседание экспертной группы,  форум, симпозиум, дебаты, судебное заседание

 

Диспут

 

Огонек, урок, встреча с интересным человеком

 

Рассказ, сообщение, публичное выступление, нравственная проповедь

 

Демонстрация

 

Отчетный концерт, тематический концерт, концерт-лекция, демонстрация мод

 

Устный журнал, агит-спектакль,

 

Творческий конкурс, спортивное состязание, интеллектуально-познавательная игра, рыцарский турнир (бой, дуэль, поединок, ринг; марафон, экзамен)

 

Публичное созидание

Кулинарное представление

 

Организация восприятия

Просмотр кино  (видео-, теле) фильма, спортивного или художественного представления

 

«Яблоня возможностей»

 

 

1. Торжественное собрание детского коллектива - собрание для чествования каких-либо значимых дат или событий в жизни детского коллектива, предполагающее устные монологические выступления отдельных ораторов. Воспитательные возможности торжественного собрания детского коллектива состоят в формировании социального опыта (освоении социально приемлемых схем поведения) совместного позитивного переживания. Торжественное собрание должно быть посвящено одной теме. Большую роль в эффективности торжественного собрания играют речи выступающих, имеющие свои особенности, как в информационном, так и аффективном планах. Торжественное собрание – «одноразовая форма», ее не следует проводить чаще одного – двух раз в году.

2. Лекция (рассказ, сообщение, нравственная проповедь) - представление, демонстрирующее  в виде монолога совокупность взглядов по какому-либо вопросу. Сущностное назначение состоит в квалифицированном комментировании какой-либо проблемы, которое позволяет слушателю сориентироваться в информации. Лекция не что иное, как демонстрация информации, отсюда первостепенное значение имеет использование различных видов наглядности. В наше время хорошую лекцию трудно себе представить без мультимедийной презентации.

3. Фронтальная беседа - специально организованный диалог, в ходе которого ведущий руководит обменом мнениями по какому-либо вопросу (проблеме). Беседа  предполагает заранее разработанные вопросы. Одной из разновидностей фронтальной беседы является огонек. Предметом обсуждения являются поступки, чувства, мысли участников огонька. В соединении с атмосферой доверия такие условия вызывают желание разобраться в себе, окружающих, ситуации, обеспечивают некое состояние самоуглубления и самопонимания. Используя форму «огонек», педагог может решить следующие задачи:

информирование по поводу пространства и сообщества, где находится ребенок, видов деятельности и возможностей самореализации в нем;

авансирование предстоящего взаимодействия, то есть создание положительного восприятия предстоящего взаимодействия, заинтересованности и желания участвовать в нем;

организация анализа и рефлексии;

оптимизация межличностных отношений в группе (предполагает создание и поддержание ситуации взаимопонимания и доверия в рамках огонька с ее переносом на остальные моменты жизни коллектива, принятие группой каждого ее члена, решение проблем в межличностном взаимодействии);

обеспечение эмоциональной поддержки отдельных детей, при необходимости организация психотерапевтической помощи;

ценностное ориентирование (несмотря на то, что возникающие в ходе обсуждения переживания и отношения достаточно кратковременны, они могут стать этапом в формировании ценностных отношений воспитанников).

Отдельной разновидностью беседы является «Встреча с интересным человеком», в рамках этой разновидности формы возможны несколько контекстов:

«ток-шоу» – интенсивная, агрессивная беседа, по актуальной неоднозначной проблеме,

беседа «от всей души» – внимательный, заинтересованный разговор о личном значении тех или иных событий, как правило, прошедших.

Фронтальная беседа может быть организована  с использованием игры. Например, урок («Урок творчества», «Урок добра», «Урок фантазии», «Урок мужества», «Урок Мира» и т.п.), имитирующий школьное аудиторное занятие. Ведущий приобретает роль учителя, остальные участники - учеников, а правила такой игры соответствуют правилам обычного школьного урока.

4. Диспут - специально организованное представление, в ходе которого происходит демонстративное столкновение мнений по какому-либо вопросу (проблеме). В качестве воспитательных потенциалов диспута могут быть названы умения доказательно, аргументировано излагать свою точку зрения, сохранять выдержку и спокойствие, воспринимать критику, с уважением относиться к мнению оппонента. Г. Плоткин предлагает правила для участника диспута, разработанные вместе со школьниками:

 1. Каждый имеет право высказать свое мнение. Если у тебя есть что сказать слушателям, пусть они узнают это.

2. Говори, что думаешь, думай, что говоришь! Высказывайся ясно и четко. Не утверждай того, в чем не разобрался сам.

3. Постарайся, как можно более убедительно изложить свою точку зрения. Опирайся только на достоверные факты.

4. Не повторяй того, что до тебя было сказано.

5. Уважай чужое мнение. Постарайся понять его. Умей выслушать точку зрения, с которой не согласен. Будь выдержанным. Не перебивай выступающего. Не давай личностных оценок. Правоту доказывай доводами, а не криком. Старайся не навязывать своего мнения.

6. Если доказана ошибочность твоей позиции, имей мужество признать свою неправоту.

7. Пусть главным итогом диспута станет твое продвижение по нелегкому пути постижения истины.

5. Дискуссия (в том числе совещание, планерка, рабочее собрание коллектива) - специально организованный обмен мнениями по какому-либо вопросу (проблеме) для получения  информационного продукта в виде решения. Различают следующие разновидности дискуссии: «круглый стол», «заседание экспертной группы», «форум», «симпозиум», «дебаты», «судебное заседание», «техника аквариума» (М.В. Кларин). В отличие от диспута, дискуссия более структурированное взаимодействие, требующее, как правило, определения победителя словесного соревнования. С.В. Светенко так формулирует педагогические возможности этой формы совместной деятельности: развитие логического и критического мышления, умений устной речи и публичного выступления, умений саморегуляции, формирование коммуникативной толерантности, опыта взаимодействия, сопричастность к решению проблем политической, экономической и культурной жизни общества.

6. Концерт -  представление, предполагающее демонстрацию выступающими для зрителей художественных номеров (танец, песня, декламация,  театральная миниатюра и др.).

7. Просмотр кино - , видео- , телефильма, спектакля, концерта, спортивного матча - представление, в ходе которого участникам демонстрируется зрелище, подготовленное профессионалами. Методика использования просмотра в социальном воспитании включает подготовку, собственно проведение и организацию обсуждения. Прежде всего, важен педагогический обоснованный выбор объекта просмотра.

8.  Представление-соревнование (конкурсная программа) – совместное действие, предполагающее демонстрацию зрителям соревнования между участниками в чем-либо. В основу соревнования может быть положена профессиональная или близкая к ней деятельность, практически любой жанр искусства.

Схема № 2

Статически-динамические формы воспитательной работы

 

Преобладающий способ взаимодействия 

Примеры

 

Развлечение-демонстрация

Ярмарка, базар, рынок, вечер альтернатив,

 

Елка, Костер

 

Дискотека, стар-тинэйджер, бал

 

Развлечение-   коммуникация

Капустник, кабачок, заседание клуба, ассамблея, пир, посиделки

 

Миг, БРИг, Рейнжерка

 

Инновационная игра, ОДИ

 

Совместное созидание

 

Субботник, атака, десант

 

Подготовка  к представлению

 

Подготовка  выставки

 

 

9. Танцевальная программа (дискотека, бал) - специально организованное на одной площадке развлечение, предполагающее танцы.

10. Вечер общения в импровизированном кафе - специально организованное на одной площадке развлечение, имитирующее застолье.

Воспитательные задачи вечера общения в импровизированном кафе является оптимизация межличностных отношений в детском объединении, формирование опыта совместного социально-приемлемого проведения свободного времени. Методика организации вечера общения в импровизированном кафе предполагает организацию приема пищи, неформального общения, показа художественных номеров (различного уровня импровизации, как специально подготовленных, так и разыгранных здесь без предварительных репетиций), игр-развлечений, совместного пения и/или танцев.

11. Трудовая акция (субботник) - ограниченная по месту и времени специально организованная предметно-практическая трудовая деятельность детей. Смысл субботника как социокультурного явления состоит в добровольном совместном труде в свободное время, направленном на улучшение окружающей предметной действительности. Воспитательный потенциал трудовой акции предполагает решение таких педагогических задач, как формирование у школьников опыта совместного труда, преодоления трудностей, ответственности за порученное дело, самостоятельности в решении предметно-практических задач.

 12. Изготовление объекта демонстрации - специально организованная деятельность по созданию экспонатов или информационного продукта для последующей демонстрации кому-либо.  В воспитательных целях изготовление выставки, газеты, летописи и т.д. используется для приобретения детьми опыта совместной деятельности, развития эстетического вкуса, формирования художественно-прикладных умений, эмоционально-ценностных отношений. Изготавливаемым объектом демонстрации могут быть различные экспозиции (выставка, музей, галерея), предметы (газета, шкатулка, сундук, портфолио, информационный банк).

13.  Ситуационно-ролевая игра как форма организации совместной деятельности - это специально организованное соревнование  в  решении  коммуникативных задач и в имитации предметных действий участников,   исполняющих  строго  заданные  роли  в  условиях вымышленной ситуации, и регламентированное правилами игры.

 С помощью ситуационно-ролевой игры можно развивать коммуникативные способности, способствовать самопознанию и самоопределению участников как субъектов взаимодействия, стимулировать интерес к познавательной деятельности в сфере истории, литературы, культурологии и т.д.

14. Продуктивная (инновационная) игра - совместная деятельность по созданию информационного продукта (по решению какой-либо практической проблемы), предполагающая обмен мнениями, в т. ч. и специально организованное их столкновение, демонстрацию промежуточных результатов.  Продуктивная игра может использоваться при планировании деятельности класса в начале учебного года: выработка интересных идей, усиление креативности детей, выделение новых лидеров, формирование резерва детского самоуправления; детальная разработка плана с учетом специфики детского объединения.

Схема № 3

Динамичные формы воспитательной работы

 

Преобладающий способ взаимодействия

Примеры

 

Демонстрация

«Найди клад», «Тропа мужества»

 

Развлечение

Прогулка

 

Коммуникация

Организация восприятия

Пешеходная экскурсия, экскурсия в музей

 
 

Исследования

Преодоление

Разведка, экспедиция, рейд

 
 

 

Марш бросок, поход, пробег

 

Ритуал

Парад, карнавальное шествие, факельное шествие

 

 

15. Экскурсия - специально организованное передвижение участников с целью демонстрации им какой-либо экспозиции. А.Е.Сейненский предлагает понимать под экскурсией «форму организации учебно-воспитательного процесса, позволяющего проводить наблюдения и изучение различных предметов и явлений в естественных условиях или в музеях, на выставках». нные записи. Основные воспитательные задачи, которые могут быть решены при помощи экскурсии: усвоение какой-либо школьниками информации, развитие ряда умений предъявлять информацию, переживание собственных отношений к социокультурному объекту.

16. Поход - дальняя прогулка  или путешествие, специально организованное передвижение на определенное (достаточно протяженное) расстояние, в ходе которого предполагаются остановки (привалы). Поход как форма организации совместной деятельности обладает рядом воспитательных возможностей. Во-первых, использование похода позволяет осуществлять диагностику личности и коллектива в особых экстремальных условиях. Совместное путешествие может привести к улучшению межличностных отношений в группе. Здесь у школьников формируются целый набор нравственных качеств: ответственность, взаимопомощь, развивается способность к саморегуляции. В-четвертых, при определенном педагогическом обеспечении в результате похода происходит расширение кругозора его участников. И, наконец, происходит формирование ценностных отношений к природе и историческому наследию пространства охваченного движением группы.

17. Экспедиция – коллективное путешествие  куда-либо, посещение каких либо объектов с исследовательской целью. Самостоятельность экспедиции как отдельной формы совместной деятельности, несмотря на несомненное родство экспедиции с экскурсией и походом, определяется существенным отличием наблюдения (экскурсия) и исследованием (экспедиция), поход же может быть просто развлечением. Воспитательные потенциалы экспедиции составляют такие педагогические задачи, как дополнить и закрепить школьные знания по различным предметам (история, биология, география и т.п.), развитие исследовательской компетентности, формирование у подростков образа родного края и чувства Родины, всего того, что Д.С. Лихачев назвал “нравственной оседлостью”, осознание собственной пользы при решении социально значимых научных и практических задач, формирование социальной ответственности, знание проблем своего края.

Направлениями работы в экспедиции могут быть: естественнонаучными (орнитологическое, геоботаническое и природоохранное и т.п.), культурологическими (этнографическое, краеведческое, фольклорное, археологическое и др.), поисковые.

 

Скачать Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!

Добавить комментарий
Mail.ru counter