Музыкальные паузы и песенки на уроке немецкого языка во 2-5 классах

В системе обучения и воспитания детей особое значение отводится музыке. Возможность выразить свои чувства, внимательно слушая музыку и слова песен, хорошо влияет на способность ученика на уроке запомнить и контролировать знания и стать более грамотным.

Для повышения эффективности изучения иностранного языка нужно больше  использовать эмоции детей в таком интересном, но сложном процессе.

Комплексное решение практических, образовательных, воспитательных и развивающих задач обучения возможно сейчас при условии воздействия не только на сознание детей, но и с помощью проникновения в их психо - эмоциональную атмосферу.

Одно из самых эффективных мер воздействия на детские чувства и эмоции является музыка. Она представляет собой «сильнейший психический побудитель», и проникает в глубину нашего и детского сознания. Великий педагог Ян Амос Каменский писал, что тот, кто не знает музыки, уподобляется незнающему грамоты. В классах Древней Греции часто тексты учили с помощью пения, а в младших классах в Индии алфавит и счёт заучивают пением и теперь. 

Музыкальные заставки и исполнение песен должны дать неоценимую помощь в изучении в школе иностранных языков.

Ведь именно они помогут без особого труда гораздо прочному усвоению и расширению словарного запаса, так как песенные тексты включают новые слова и выражения. В песенных текстах часто уже известная лексика по разным темам может встретиться в совсем новом контекстуальном окружении, что сразу поможет её запоминанию и активизации. 

В тексте песен можно увидеть имена собственные и географические названия, реалии стран изучаемого языка, поэтические синонимы и разговорные словечки. Это помогает развивать у школьников чувство понимания языка, познакомить с его яркими стилистическими окрасками.

На уроке немецкого языка даются разные имена и их правописание. Хочу показать это:

Anna, Ada, Helga, Hans,

Dieter, Uli, Petra, Franz,

Toni, Lothar, Monika,

Grete und Veronika. 

Песенка эта позволяет усвоить сразу много иностранных имён и выбрать из них слова с краткими и долгими гласными. Можно предложить детям выписать отдельно женские и мужские имена, закрепляя при этом навыки письма.

На песенной основе гораздо быстрее усваивается грамматический материал.

Ist das Uli? Ist das Lene?

Sind das Peter und Irene?

Das ist Uli. Das ist Lene.

Das sind Peter und Irene. 

Песни некоторые служат для развития простейших навыков диалогической речи. Благодаря их аутентичности ученики овладевают настоящим разговорным языком.

Wer ist das? Wer ist das?

Das ist Lene. Das ist Hans.

Wer ist das ? Wer ist das?

Das ist Anna. Das ist Franz.

Постоянное звучание  песен во время урока способствует и  совершенствованию хороших навыков правильного иноязычного произношения, развитию музыкального слуха. Исполнение и разучивание коротких и весёлых по методическому рисунку песенок с многократными  повторениями слов помогает закрепить произношение звуков и правильную артикуляцию, усвоить произношение звуков, особенности ритма и правило фразового ударения. 

На уроке иностранного языка по возможности чаще надо использовать песни на разных этапах учебной деятельности:

1  фонетическая зарядка в начале  урока

2 предъявление нового материала для более прочного и лёгкого закрепления грамматического и лексического материала

3 как новый стимул в развитии речевых навыков и умений

4 как своего рода релаксация в середине или в  конце урока, если ученики уже начали уставать и им желательна разрядка, которая снимет напряжение с них и восстановит снова  их активность и работоспособность. 

Музыкально – ритмическая деятельность привлекает детей сильной эмоциональностью и даёт возможность выразить отношение к предмету в музыке.

Для фонетической зарядки нужны короткие лёгкие песенки с частыми повторами и чётким ритмом. Здесь подходят такие детские певучие рифмовки:

Wir sind hier.

Hier sind wir.

Wir lernen Deutsch.

Deutsch lernen wir.

1, 2, 3 und 4 Deutsch lernen wir.

1, 2, 3 nur zu! Deutsch lernst du im Nu!

Для введения на уроке лексики по теме «Почта» подходит песенка:

Kling – kling – kling, die Post ist da.

Kling – kling – kling aus Afrika.

Kling – kling – kling noch ein Schritt.

Kling – kling – kling und du mußt mit. 

Нужно использование во время урока песни и для отработки речевых клише. С помощью песни знакомятся дети с форматом приветствия на языке, помогают легко запомнить, как надо представиться собеседнику при встрече и спросить его имя. Из песен можно узнать, немцы задают обязательно вопрос: "Wie geht´s?" и ответ на него: «Danke! Prima!»

В песнях узнают и запоминают без труда дети  формы речевого этикета общения:

Ich bin Ausländer und spreche nicht gut Deutsch.

Bitte langsam! Bitte langsam! Bitte sprechen Sie doch langsam!

Ich bin Ausländer und spreche nicht gut Deutsch. 

В ходе музыкальных пауз совершенствуется у детей процесс высшей нервной деятельности: развивается умение анализировать, обобщать, делать необходимые выводы и улучшается зрительная и произвольная память. Исполняя песни, учащиеся получают музыкально – ритмичные навыки и умение выразительно читать. Надо добиваться на уроке не просто исполнения песни, а усвоения грамматического материала и качественного его исполнения. Свобода и естественность, отсутствие всякого напряжения помогут усвоить необходимый материал и закрепить навыки чтения. Каждое повторное исполнение музыкального произведения должно быть выразительным и эмоциональным с понятной фразировкой и без произвольных остановок и замедлений и вызывать желание активно действовать, т. е. читать и понимать и сопереживать с музыкой.

Песни детям нравятся! Так пусть наш каждый урок будет с ними интересным и запоминающимся!

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!