Лингвострановедческие тексты на уроках русского языка как средство формирования социокультурной компетенции

Автор: Галкина Ирина Владимировна, учитель-методист русского языка и литературы УВК №51 г. Херсона, специалист высшей категории

 

Аудирование

Петрушка

В семнадцатом   веке на городских и сельских площадках часто можно было видеть представления кукольного театра. Устраивали их скоморохи – кукольники. Они бродили из города в город, из села в село, из деревни в деревню. Шли по полям и лугам, пробирались сквозь лесную чащу, переправлялись через большие и малые реки, терпели голод и холод. Почти всегда рядом с ними шли вожак медведя и гусляр.

Вот бродячая труппа пришла в небольшой городок, затерявшийся среди лесов. Гусляр гудит в гудошник, созывая народ на представление. Изо всех окон выглядывают любопытные лица. Узнав, в чем дело, горожане спешат на улицу. Они любят кукольный театр. Интересно посмотреть и на ручного медведя. Труппа идет по главной улице и располагается на главной площади.

Представление открывает медведь. Вожак просит показать, как возвращается домой пьяный муж. Медведь встает на задние лапы, неуклюже переваливается, спотыкается и падает на землю. Довольная публика хохочет.

А тем временем скоморох -  кукольник уже готов к своему номеру. Он обвязал простыню вокруг талии, свободную сторону подняв над головой. Сцена готова.

И вот перед публикой появляется самый популярный герой кукольного театра – Петрушка. Осмотрев толпу, Петрушка представляется публике. Сегодня он сообщает Ю что хочет жениться и обзавестись хозяйством. Прежде всего, ему нужна лошадь, поэтому Петрушка отправляется на базар. Начинаются приключения Петрушки. На базаре он встречает цыгана, который продает лошадь. Петрушка долго стоит сначала перед лошадью, потом позади нее, отходит то в одну, то в другую сторону, становится то справа от лошади, то слева. Наконец, он обходит вокруг лошади несколько раз и сообщает зрителям, что покупает именно эту лошадь, хотя она от старости  едва стоит на ногах, Он достает несколько монет и дает их цыгану. Цыган берет деньги, ловко прячет часть  их за щеку, остальные пересчитывает и говорит Петрушке, что тот ошибся: полагается еще несколько монет. Петрушка помнит, что платил правильно . Его обмануть трудно . Он заставляет цыгана открыть рот и находит за щекой спрятанные монеты . В наказание Петрушка колотит цыгана.

Из всех драк и затруднений Петрушка всегда выходит победителем, действуя то хитростью, то силой. Прощаясь, он кричит, размахивая руками над головой: «Прощайте, ребята! Уйюй-юй! До следующего представления!» Смех и аплодисменты звучат после окончания комедии.

Кукольная комедия о Петрушке жила долго и была любимым народным зрелищем на ярмарках. Менялось содержание комедии, появлялись новые варианты. Но неизменно было главное: Петрушка – веселый, ловкий, непобедимый герой кукольной комедии.

1. К какому стилю относится текст?

А) художественному;

Б) официально – деловому;

В) публицистическому.

2. Тема текста

А) Петрушка – непобедимый герой кукольной комедии;

Б) русский народный театр;

В) скоморохи.

3.  Кукольная комедия о Петрушке была

А) любимым народным зрелищем;

Б) единственным развлечением горожан;

В) нелюбимым зрелищем.

4. Созывал народ на представление

А) вожак медведя;

Б) гусляр;

В) один из кукольников.

5. Труппа располагается на

А) главной улице;

Б) главной площади;

В) окраине городка.

6. Какое утверждение верно:

А) Петрушка – грустный, несчастный;

Б) Петрушка – задумчивый, мечтательный;

В) Петрушка – веселый, ловкий.

 

Чтение молча

Берестяные грамоты

Письма на бересте раскрывают повседневные дела и заботы людей Древней Руси, удивительные жизненные мелочи, о которых не сообщают официальные документы. На берестяных грамотах встречаются сообщения о судебном заседании и хозяйственные распоряжения, любовные записки и литературные тексты, загадки и жалобы на семейные ссоры.

26 июля 1959 года при археологических раскопках, которыми руководил А. В. Арциховский,  была найдена первая берестяная грамота. Ее обнаружили прямо на мостовой 14 века, и эта находка сразу же стала сенсацией, крупнейшим достижением археологов ХХ века.

Потом находки берестяных грамот следовали одна за другой, а к концу 1990 года общее их число составило 724. «Письма из прошлого» дали ученым разных специальностей массу нового материала, обогатили представление о культуре и быте Древней Руси. Исследователям открылось то, что не содержат другие письменные источники. Но главное – берестяные грамоты позволили опровергнуть один устойчивый миф. До недавнего времени господствовало твердое убеждение, что грамотность, образованность была доступна только боярам, князьям и монахам, а купцы, крестьяне, ремесленники были неграмотны.

Посмотрим на некоторые страницы древнерусских берестяных грамот, послушаем далеких наших предков. Вот одни из самых ранних, пришедших из 11 века, на них выделяется слово «грамота». Значит, сами новгородцы называли исписанную березовую кору грамотой или просто берестой. Для изготовления грамот бересту варили в воде, что делало ее более эластичной, затем убирали наиболее грубые слои коры и обрезали со всех сторон. Буквы же процарапывали острым железным или костяным стержнем – писалом. На другом конце писала делали отверстие, с помощью которого оно подвешивалось к поясу, иногда писала, находили в сохранившихся кожаных чехлах.

Дошли до нас из далекого прошлого школьные упражнения и рисунки мальчика Онфима, который жил в Новгороде в 13 веке. На его двенадцати грамотах - сцены сражений, веселые человечки, лодки, сказочный зверь. Рядом с рисунками идут буквы, слоги «ба, ва,ча, бе, ве, че, ви, чи». Были обнаружены арифметические упражнения. Такие находки позволили узнать о системе обучения в Древней Руси, о чем было известно крайне мало.

В Новгороде были найдены письма и из других городов. Терентий прислал свое письмо из Смоленска, а Гордей из Ярославля. После Новгорода берестяные грамоты были обнаружены в Смоленске, Пскове, Старой Руссе, Витебске, Твери, Рязани, Торжке, а осенью 1988 года берестяная грамота найдена в Москве.

Переписка людей далекого прошлого позволяет нам более полно представить их жизнь.

 

1. Какое количество берестяных грамот было найдено к концу 1990 года?

А)300;

Б) более 700;

В) 500.

2. Как изготавливали берестяные грамоты?

А) варили бересту в воде;

Б) высушивали бересту на солнце;

В)  вымачивали бересту.

3. Чем писали на бересте?

А) карандашом;

Б) остро заточенным прутом;

В) железным или костяным стержнем.

4. О чем свидетельствуют находки в Новгороде берестяных грамот из других городов?

А) о том, что многие люди Древней Руси были грамотны;

Б) о том, что между жителями городов шла оживленная переписка ;

В) о том, что система обучения была развита.

5. Основная мысль текста:

А) берестяные грамоты обогатили представление о культуре и быте Древней  Руси;

Б) письма раскрывают повседневные дела и заботы жителей Древней Руси;

В) береста – привычное средство общения между людьми в новгородском средневековье.

6. Подберите однокоренные слова

А) грамота –

Б) писало –

В) береста – 

 

Скачать полную версию  Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!

Метки к статье: русский язык, презентация

Добавить комментарий
Mail.ru counter