Методические материалы для семинарских занятий по истории Казахстана

Методические материалы для 12 семинарских занятий по истории Казахстана для колледжей и учащихся старших классов

Темы:

  1. Особенности эпохи раннего железа. Государство гуннов. Уйсуни и канглы
  2. Государства караханидов,  найман и кереитов. Кипчаки 
  3. Казахстан в составе Золотой Орды. Ногайская Орда. Дешт-и- Кипчак. 
  4. Политическое положение Казахского ханства 
  5. Казахские ханы. Хронология 
  6. Принятие казахами Младшего жуза подданство России. Политика хана Абулхаира. 
  7. Административные и судебные реформы России, проводимые на территории Казахстана 60-90 гг. XIX в. Развитие капиталистических отношений 
  8. Казахстан в годы Первой мировой войны. 
  9. Казахстанские фронты гражданской войны. 
  10. Казахстан в период укрепления тоталитарной системы. 
  11. Казахстан в годы Великой Отечественной войны (1941-1945). 
  12. Казахстан в 50-х – первой половине 80-х гг.  

Задания для семинарского занятия № 1

Тема: Особенности эпохи раннего железа. Государство гуннов. Уйсуни и канглы

Контрольные вопросы и задания:

  1. Эпоха раннего железа. Памятники эпохи ранних кочевников.
  2. Хозяйство саков. Ремесла и торговля.
  3. Общественный строй саков. Войны сакских племен.
  4. Культура саков.
  5. Великое переселение народов. Хунны и их завоевания.
  6. Хозяйство и быт хуннов, усуней, кангюй. Ремесла и торговля.
  7. Общественный строй хуннов, усуней, кангюй.
  8. Культура хуннов, усуней, кангюй. 

Решение проблемных вопросов:

  1. Каковы, на ваш взгляд, причины появления «звериного стиля» у саков и его особенности?
  2. Составьте диаграмму Венна: «звериный стиль» саков и «полихромный стиль» хуннов.
  3. Работа с картой «Цветовая гамма»

Определенным цветом указать территорию расселения союзных племен в эпоху раннего железа

Практическая часть:

Заполнение таблицы «Исторический калейдоскоп»

1 команда: Даты и события 

530 г.до н.э.

 

 

«Золотой человек» найден в

III в.дон.э. 

 

 

Великое переселение народов (гунны)

до IV вв.н.э-

 

 

2 команда: Правители-Титулы

Модэ- правитель гуннов

 

 

Царица саков

Аттила

 

 

гуньмо

канглы

 

 

3 команда Города-племена

Чирик-Рабат

 

 

кангюи

Александрия-Эсхата

 

 

саки

Чигучен

 

 

4 команда Территория- Археологический памятник

 

Тасмолинские курганы

50 км. от г.Алматы

 

 

Каргалинская диадема

Жетысу

 

 

городища Кок-Мардан

«Лови ошибку!»

Укажите замеченные вами ошибки или неточности в приведенных ниже фразах:

1 команда

1) Могущественное гуннское государство в 55 году было разделено на две части - южную и восточную. (южных  и северных)

2) 1-й золотой человек, обнаружен в Иссык-кульском кургане в 1959 г. (Иссыкский в 1969)

3) Тасмолинские курганы находились вблизи г. Аксу в Павлодарской области. (Екибастуз)

2 команда 

1) Антропологический тип саков – монголоидный/Европеоидный

2) Первым известным правитель уйсуней являлась Томирис. (Куньбек Елжау)

3) Столица уйсуней Отрар –Город Красной Долины, на южном берегу Иссык-Куля. (Чигучен)

3 команда

1) Ярким памятником культуры гуннов является Каргалинская диадема (уйсуней)

2) Основные сведения о гуннах представлены в источниках Запада (Китая)

3) У союзных племен была частная собственность на инвентарь и землю (скот и землю)

4 команда

1) Канглы начали Великое Переселение народов (II-V вв. н.э.). (Гунны)

2) Римская империя переживала кризис и не сдержала натиск канглов. (гуннов)

Задания для семинарского занятия № 3

Тема: Казахстан в составе Золотой Орды. Ногайская Орда. Дешт-и- Кипчак. 

Контрольные вопросы:

  1. Образование Монгольского государства. Вторжение монголов на территорию Казахстана.
  2. Расцвет и распад Золотой Орды. Общественное уст­ройство.
  3. Последствия монгольского нашествия для Казахстана.
  4. Культура Казахстана в эпоху Золотой Орды.
  5. Ханство Абулхаира. Политическая история.
  6. Могулистан. Политическая история.
  7. Ногайская орда. Политическая история.
  8. Хозяйство позднесредневековых государств.

Задания:

  1. Определите территории улусов Джучи, Чагатая и Угэдэя.
  2. Объясните понятия и термины: улусная система, беклербек, чингизиды, мурза.
  3. Определите родоплеменной состав Ак Орды, Могулистана, Ногайской орды.
  4. Какая особенность государственного устройства ханства Абулхаира послужила одной из основных причин распада такого могущественного и огромного государства?

II. Решение проблемных вопросов:

1. Как монгольское нашествие изменило ход исторического события?

2. Составьте диаграмму Венна, сравнивая позднесредневековые государства в Казахстане, укажите особенности, определите общие черты в развитии этих государств.

 

Задания для семинарского занятия № 4

Тема: Политическое положение Казахского ханства

Контрольные вопросы и задания:

  1. Складывание казахского этноса. Этноним слова «казах».
  2. Политическая история Казахского ханства в XV-ХVII вв.
  3. Политико-правовое и общественное устройство Казахского ханства в XV-ХVII вв.
  4. Экономика. Культура. Религия.
  5. Чем можно мотивировать классовый характер свода законов, созданных казахскими ханами?
  6. Как вы считаете, какое влияние на политическое развитие общества оказывали органы родовой демократии?
  7. Какая особенность государственного устройства хан­ства Абулхаира послужила одной из основных причин распада такого могущественного и огромного государства? 

II.  Решение проблемной ситуации:

Что общего в хозяйственной жизни казахского ханства и современного Казахстана? Почему вы так считаете? Обоснуйте свою точку зрения.

Задания для семинарского занятия № 5

Тема: Казахские ханы. Хронология 

Контрольные вопросы и задания: 

  1. Политическая история Казахского ханства в XV-ХVII вв.
  2. Политико-правовое и общественное устройство Казахского ханства в XV-ХVII вв.
  3. Чем можно мотивировать классовый характер свода законов, созданных казахскими ханами?
  4. Как вы считаете, какое влияние на политическое развитие общества оказывали органы родовой демократии?
  5. С какими историческими событиями связаны эти имена:

Абулхаир - Касым -

Тауке - Тауекель -

Жанибек - Керей -

Таттикара - Есим -

Жангир - Хаккназар -

6. Заполните хронологическую таблицу:

«Казахское ханства в XV-ХVII вв» 

Ханы

Период правления

Внутриполитическое развитие

 

 

 

II. Решение проблемной ситуации:

Что общего в хозяйственной жизни казахского ханства и современного Казахстана? Почему Вы так считаете? Обоснуйте свою точку зрения.

 

Задания к семинарскому занятию №6

Тема: Принятие казахами Младшего жуза подданство России. Политика хана Абулхаира.

Контрольные вопросы:

  1. Социально-экономическое устройство Казахского хан­ства в XVIII в.
  2. Политико-административное устройство Казахского ханства.
  3. Борьба казахского народа против джунгарского наше­ствия.
  4. Предпосылки и начало схождения казахских земель в состав Российской империи.
  5. Политическая и экономическая ситуация Казахстана во второй половине XVIII в.
  6. Ханство Абылая. Абылай - полководец, политический деятель.
  7. Политическая история Казахского ханства на рубеже XVIII-XIX вв.
  8. «Устав о сибирских киргизах».
  9. «Устав об оренбургских киргизах».

Задания:

1. Дайте определение следующих понятий и терминов:

  • Джунгары
  • Актабан шубырынды
  • Анракай
  • Аманат
  • Протекция
  • Подданство
  • Колонизация

2. «Присоединение вхождение завоевание», «колонизация», «экспансия». Какие из этих определений раскрывают содержание казахско-русских отношений в 60-е годы ХIХ в.?

3. Поэт-жырау, воспевший в своих стихах Абылай-хана.

4. Какого казахского хана Левшин назвал «Ликургом орд казачьих»?

5. Какое место казахи прозвали «калмак кырылган»?

6. Какое административное название было дано территории казахов Среднего жуза по реформе Сперанского 1822г.?

Назовите имя автора «Устава об оренбургских киргизах».

Решение проблемного вопроса:

Выскажите свою точку зрения по вопросу принятия Ка­захстаном протектората России. 

Скачать полную версию 

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!