Конспект учебного занятия: Традиционная народная кукла-оберег

Автор: Васюкова Светлана Алексеевна, педагог дополнительного образования, МБОУ ДОД «Дом детского творчества», п. Куеда, Пермского края

 

Цель: ознакомить детей с историей развития кукол оберегов и изготовить русскую обереговую куклу на основе традиционной технологии

Задачи:

- способствовать привитию интереса к русской обрядовой кукле как виду народного художественного творчества;

- развивать навыки работы с различными материалами;

- формировать интерес детей к миру традиционной русской культуре, воспитывать чувство причастности к своему народу, к его истории и культуре.

Ожидаемый результат: ребёнокумеет аргументировать свой выбор при выполнении заданий, может работать с инструкционной картой. 

Продукт: изготовление куклы–оберега Капустки.

Продолжительность: два занятия по 45 минут. 

Интеграция образовательных областей: материаловедение, технология, история.

Материалы, инструменты, оборудование: карточки-задания, инструкционная карта, лоскуты х\б ткани.

Используемая форма работы с детьми: групповая.

 

Этапы

Действия педагога

Совместная деятельность детей и педагога

Мотивационно-стимулирующий

- Здравствуйте девочки!

 

Виток за виточком,

   вот ниточек строчка.

Головку и ручки

   собрать надо в кучку.

И всё без иголки,

   чтоб не было колко.

А косу-до пят,

   женихи торопЯт.

Красиво одеть

   и дать улететь.

 

     "Лети, рук творенье,

      дари вдохновенье,

      храни все секреты,

      порадуй советом,

      покой создавай,

      добро привлекай.

      без всяких ненастий

      дари радость счастья!"

 

Эти замечательные стихи написала Татьяна Велес. Как вы думаете, о чем идет речь в стих?

Правильно – о кукле. А что за кукла?

 

Совершенно верно. Автор имела в виду традиционную исконно русскую куклу – мотанку.

 

Хотели бы вы узнать историю такой куклы и попробовать сделать ее своими руками?

 

 

Рассказ педагога

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Эмоциональный отклик детей на стихи.

 

Предполагаемый ответ детей: о кукле.

 

Предполагаемый ответ детей: мотанка, оберег.

 

Организационно - практический 

 

Замечательно. Значит вы решили больше узнать о традиционных куклах и уже сидите в ожидании, что я вам расскажу. А я предлагаю поступить иначе. Вы сами ознакомитесь с материалами и расскажите своим друзьям.

 

Для этого разобьёмся на две группы. Одна группа ознакомится с историей возникновения традиционной куклы (Приложение 1), а другая группа с классификацией кукол (Приложение 2). После чего вы расскажите нам все, что узнаете из литературных источников.

 

Надеюсь вы открыли для себя много интересного и поделитесь с нами своей информацией.

 

Молодцы! Как вы видите наши предки очень бережно и трепетно относились к куклам, берегли их. В древности славянские тряпичные куклы изготавливали женщины. Объяснялось это тем, что с древнейших времён женщина хранила и передавала знания и навыки из поколения в поколение. Делала такие куколки женщина не бездумно, а эмоционально настроившись, истово веря в силу "сделанного". Ведь от качества её работы зависела судьба семьи, рода.

Считалось, что при изготовлении обрядовых кукол недопустимо использовать колющие и режущие предметы, поэтому тряпочки и ниточки для изделия не резали, а рвали.

 

Безликость -  очень распространенная особенность традиционной матерчатой куклы. У очень многих народов существовало поверье: если у куклы будут глаза, рот, нос, в нее может вселиться душа, более того - в нее «перетечет» душа ребенка, играющего с такой куклой.

 

Скажите, вы бы хотели научиться делать таких кукол?

Тогда я предлагаю вам сделать куклу Капустка.

Капустка - (Вепсская) – это обрядовая кукла, воплощающая образы женского плодородия и зрелости.

 

Эту куклу клали в люльку ещё до рождения ребёнка, чтобы она её согревала, а потом вешали над ребёнком как оберег. Капустка являет собой образ замужней женщины, матери-кормилицы. Ее большая грудь символизирует способность прокормить всех.

Такая кукла-берегиня сопровождала ребенка с самого детства и до тех пор, пока не "уходила", т.е. не рвалась, портилась. Делается она без использования ножниц и иглы, чтобы жизнь ребенка не была "резаная и колотая".

 

Делала её и девушка, готовая к замужеству и рождению детей. Она приносила свою Капустку на посиделки и клала на колени. А по тому, как парень обращается с куклой, старшие женщины судили, готов ли он к женитьбе.

Способствует обретению женской силы и семейного счастья.

 

С помощью инструкционной карты (Приложение 4), вы сможете сделать такую замечательную куклу-оберег.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети работают в группах, готовят выступления.

 

 

Дети в командах выбирают выступающего или же по очереди рассказывают о куклах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Ответ детей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети при помощи инструкционной карты и педагога изготавливают куклу.

Контрольно-диагностический

Какие красивые и замечательные куколки получились! Просто здорово! Пускай они оберегают ваш дом и приносят вам удачу!

 

Теперь вы знаете, что куклы по своему назначению классифицируются на игровые, обереговые и обрядовые, а на сколько вы усвоили информацию, узнаем при выполнении следующего задания.

 

Перед вами таблица (Приложение 5), необходимо вписать в колонки названия кукол соответственно с их классификацией.

Педагог вместе с детьми устраивают выставку кукол.

 

 

Дети знакомятся с характеристиками кукол, распределяют их по классификации.

Рефлексия

Молодцы девочки!

- Что на ваш взгляд было наиболее трудным в изготовлении куклы?

- Что получилось удачно и что не особенно получилось и почему?

- Какую новую информацию вы получили на занятии, что узнали?

- Хотели бы научится делать другие куклы

 

На следующих занятиях мы продолжим знакомство с куклами и конечно же сделаем еще не одну интересную куколку.

До скорой встречи!

Обучающиеся дают ответы.

 

 

Скачать полную версию  Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!

Метки к статье: традиции

Добавить комментарий
Mail.ru counter