Наиболее эффективные методы организации познавательной деятельности на информационных часах

Автор: Мысина Дианна Анатольевна, заместитель директора ГУО "Боровская средняя школа Лепельского района"

 

В работе представлены:

—  анализ конкретных ситуаций;

—  имитационные игры (моделируются принципы взаимодействия людей в конкретной имитационной ситуации);

—  групповая дискуссия;

—  деловая игра;

—  «круглый стол»;

—  мозговой штурм;

—  пресс-метод;

—  метод проектов;

—  игры, викторины.

Выбирая методы проведения информационных часов, учитель должен учитывать возрастные особенности учащихся: психологические особенности, уровень сформированности общеучебных умений и навыков, уро­вень интеллектуального развития.

 

Для учеников 5—8-х классов целесообразно выбирать такие формы и методы проведения занятий, которые позволяют максимально использо­вать яркие эмоционально окрашенные факты, элементы игры. Для уча­щихся 9—11-х классов необходимы методы, позволяющие в наиболее пол­ной мере выразить себя как субъекта познавательной деятельности, свое индивидуальное «Я».

 

Методы работы с общественно-политической газетой как источником информации

Мотивировать ученика к самостоятельному поиску общественно зна­чимой информации — важнейшая цель информационной работы. Приемы работы с газетой как с источником знаний известны давно. Однако работа с газетой на информационном часе имеет свою специфику. Предлагаемые способы организации работы с газетой позволяют сделать эту работу эффективной и увлекательной.

 

Методические рекомендации

1. Необходимо использовать газетные материалы, которые соответству­ют возрасту учеников.

2. При анализе газетных материалов следует обращать внимание на специальную лексику.

 3. В процессе подготовки занятий необходимо использовать возмож­ности инициативной группы учащихся.

 4. Если в школе организованы лекторские группы, то им вполне можно поручить не только подготовку устных сообщений, но и проведение ука­занных в данном разделе занятий.

5. Уделяйте больше внимания статистическим данным.

6.  Необходимо предложить учащимся самим придумать новый способ работы с газетой.

 

Копилка идей

Создать игру просто:

Возьмите малоформатную карту (Беларуси, мира, Европы), наклейте ее на лист двухслойного гофрированного картона, — вот готово игровое поле для «Путешествия по...» (городам Беларуси, заповедникам, памят­ным местам; Северной Америке, Африке, Индии, странам Европы и т. д.). Остается только изготовить маленькие флажки, которыми можно отмечать места остановок на карте.

1.  Лист ватмана с наклеенными кусочками двухстороннего скотча мо­жет сыграть роль «картинной галереи», доски почета, табло и т. д.

Викторины дают возможность обобщить и систематизировать име­ющиеся знания и могут использоваться как один из элементов на информа­ционном часе наряду с другими формами познавательной деятельности.

В данном разделе приводятся примеры тематических викторин. Они могут быть словесными, с применением иллюстраций и предметной на­глядности, с наводящими вопросами и выбором ответа.

 

В 5—8-х классах викторина может занимать все время информацион­ного часа.

Викторины ориентированы на:

—   закрепление имеющихся знаний;

—   развитие образного и логического мышления;

—   развитие навыков работы с иллюстрацией и предметной наглядностью.

 

Рекомендации.

1.  Викторины желательно проводить накануне праздников, тема кото­рых в них и будет раскрываться.

2.  Хорошо воспринимаются викторины с предметной и иллюстратив­ной наглядностью.

3.  Эффективной формой работы является предварительная подготовка группами учеников викторины по указанной теме.

 

Информационный час «Газета в моей семье»

Метод позволяет:

-  повысить мотивацию к чтению периодических изданий;

- стимулировать интерес к исследовательской работе.

 

Предварительное задание: ученики проводят исследование «Газета в моей семье».

Вопросы анкеты для родителей.

1.   Какую газету вы предпочитаете? Почему?

2.   С какой страницы вы начинаете ее читать?

3. Какие темы вас интересуют прежде всего?

4.   Зачем читать газету, если все можно узнать из телевизионных передач?

5. Изменились ли газеты с той поры, когда вы учились в школе?

 

Ход проведения

I  этап. Вступительное слово учителя. Напомните ученикам, что в клас­се (школе) проводится конкурс на самую популярную семейную газету.

II этап. Устные высказывания учеников: каждый ученик комментиру­ет результаты опроса в своей семье (счетная комиссия фиксирует название и количество газет).

III этап. Присуждение дипломов «Самая популярная газета». «Самый активный социолог». «Самая читающая семья».

IV этап. Заключительный этап. Учитель подводит итоги занятия, гово­рит, что конкурс продолжается: «Мы выяснили предпочтение наших роди­телей. Теперь настала очередь вручить дипломы «самой популярной газе­те класса и самому читающему ученику. Читайте газеты! Выбирайте са­мую интересную на свой взгляд! Через месяц мы снова подведем итоги».

 

Информационный час «Дизайнерский проект»

Метод позволяет:

—  обеспечить формирование навыков работы со статистическими дан­ными;

—   обеспечить усвоение социально-значимой информации;

—   развивать творческие способности;

—   развивать логическое мышление.

 

Материальное обеспечение: копии газетных статей, цветные каран­даши, линейка.

Описание. Сделать увлекательной работу со «скучными» цифрами позволяет форма организации работы с газетой (приведенная ниже).

В газете чаше всего статистические данные оформлены в виде таблиц или находятся в тексте газетных статей. Учителю необходимо предложить каждо­му ученику копию актуальной аналитической газетной статьи, которая содержит статистические данные. Можно предложить статистические дан­ные, оформленные в виде газетной статьи.

 

Ход проведения

I  этап. Предложите учащимся познакомиться с газетной статьей.

 

II  этап. Предложите учащимся изменить дизайн статистической инфор­мации: оформить таблицу, график, диаграмму, гистограмму и т. д. (табл.1).

Пример перевода текстовой информации в графическую

 

III этап. Предложите учащимся передать статистическую информа­цию, оформленную в виде таблицы способом построения гистограммы (табл. 2). 

 

Пример перевода информации, оформленной в таблицу, в гистограмму

IV этап. Предложите придумать нестандартный дизайн в оформлении данной информации. В результате могут получится графики в виде гор, а гистограммы в виде небоскребов и т.д. 

 

Викторина «Народная мудрость»

Метод позволяет:

—   влиять на закрепление знаний о традиционных ценностях белорус­ского народа:

—   содействовать развитию образного и логического мышления;

—   создавать условия для воспитания гражданственности и патриотизма.

Ход проведения

Учащиеся получают предварительное задание: из газет Республики Бе­ларусь выбрать статьи о мужестве, патриотизме, человечности, трудолю­бии. В них должны быть описаны реальные факты из жизни белорусского общества.

В начале занятия учитель знакомит учащихся с темой и целью инфор­мационного часа, задает вопросы, которые позволят учащимся раскрыть понятия «патриотизм», «человечность», «трудолюбие», «мужество».

Задание 1. Приведите примеры из жизни, когда люди проявили муже­ство, патриотизм, трудолюбие, человечность. (Учащиеся приводят приме­ры. Комментируют выбранные статьи из газет.)

Задание 2. Из списка предлагаемых пословиц и поговорок выбери­те четыре близкие по значению. Какие качества нашего народа они ил­люстрируют?

 

Перечень пословиц и поговорок

1. Не место красит человека, а человек место.

2. Самолюб всякому не люб.

 3. Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто для дела гож.

 4. Где ум, там и толк.

 5. Береженая вещь два века живет.

 6. Двум смертям не бывать, а одной не миновать.

 7. Всему бывает причина.

 8. Все минется, а одна правда останется.

 9. Где любовь, там и согласие.

 10. Грамоте учиться — всегда пригодится.

11. У врача лечись, у умного учись.

12. Грозит мышь кошке, да издалека.

13. Сам себе на уме.

14. Ум да здоровье дороже всего.

15. Без труда чести не получишь.

 

Задание 3. Закрепление «Прямая речь». Какие качества, кроме выде­ленных вами, свойственны нашему народу?

 

Информационный час-викторина «Беларусь моя синеокая»

Метод позволяет:

влиять на закрепление имеющихся знаний о природе, обществен­ных отношениях, национальных традициях белорусского народа; содействовать развитию образного и логического мышления; содействовать развитию навыков работы с иллюстрацией и пред­метной наглядностью; создавать условия для воспитания гражданственности и патриотизма.

I этап.

 1. Синеокая страна всем ребятам дорога. Испытаний не боюсь! Рас­скажу про...

2. Даю слово я всем честно: семиклассникам известно— в самом цен­тре континента расположена она.

3. Если Беларусь страна, ей символика нужна. Говорят, что в ней сокрыта вся народная душа.

4. О народе, о стране гимн расскажет всей Земле. Что, ребята, говорит­ся в первой же его строке?

5. Испокон веков пошел меж державами закон: суверенная страна невоз­можна без герба. Важно все в нем форма, фон, кто на нем изображен

—   Что представляет собой форма герба Республики Беларусь?

—   Что находится в центре?

—   Что находится в лучах восходящего солнца?

—    Почему цвет контура зеленый?

—    Какой геральдический элемент венчает герб?

6. Трех цветов три полосы Очень часто видим мы.

Сшиты вместе, как одно.

Вы ответьте, это что?

—    Что символизируют цвета белорусского флага, орнамент?

—    Над какими зданиями в будни и в праздники развевается белорус­ский флаг?

7. И последний мой вопрос,

Задаю его всерьез:

Почему наша страна Синеокой названа?

 

II этап. Проводится с использованием иллюстративной наглядности. Учитель задает вопросы о природных особенностях страны, акцентирует внимание на том. какие меры по ее сохранению приводятся.

Используемые иллюстрации:

1)   природные ландшафты;

2)   представители флоры;

3)   представители фауны.

Подборка иллюстративного материала должна включать ландшафты, представителей флоры и фауны, которые не свойственны природе Беларуси.

 

III этап. Учитель демонстрирует предметы, которые позволяют устано­вить ассоциативную связь с особенностями общественной жизни страны.

Предметная наглядность используется для анализа особенностей национальной культуры, менталитета и ценностных предпочтений бело­русского народа.

1.   Общественные отношения:

а)  конституция Республики Беларусь;

б)  вымпелы общественных организаций;

в)  республиканские газеты;

г)  сувениры с изображениями памятников и мемориальных комплек­сов Беларуси.

2. Традиционная культура:

а) изделия из льна;

б) изделия из соломки;

в) инкрустированные соломкой сувениры из дерева;

г)  рушники, элементы национальной одежды,

 

IV этап. Закрепление материала проводится в форме «пожеланий» Рес­публике Беларусь. Каждое пожелание должно поддерживаться аплодис­ментами участников викторины.

 

V этап. Установление связи между пожеланиями детей и национальной идеей Республики Беларусь может использоваться в качестве выводов.

Учитель может закончить информационный час словами: «Я не со­мневаюсь, что все ваши пожелания исполнятся, потому что главный ло­зунг нашей государственной политики "За сильную и процветающую Беларусь” — совпадаете вашими пожеланиями. И мы нашему государ­ству в этом... (поможем)».

 

Скачать полную версию  Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!

Добавить комментарий
Mail.ru counter