Статья: Lesson Study: как способ совершенствования практики преподавания и обучения

Автор: Бекова Дальмира Маратовна, учитель английского языка

Ибраева Сауле Жетписовна, учитель русского языка и литературы

Реймер Илона Викторовна, учитель биологии

КГУ «СШ № 23», р. Казахстан, Карагандинская область, Осакаровский район, п. Молодежный

 

В данной статье рассматриваются несколько видов Lesson Study. Многие педагоги в своей практической деятельности не могут увидеть разницу между открытым уроком и процессом Lesson Study. Мы, на примере своего опыта постарались показать подход Lesson Study, который улучшает не только процесс преподавания у учителя, но и показывает необходимость создания сообществ учителей с целью развития профессионализма.

Данная сравнительная характеристика методов обучения показывает актуальность и необходимость Lesson Study в современной школе.

 

Традиционный урок

Проектный урок

 Урок, ориентированный на учителя

Урок, ориентированный на ученика

Процесс обучения, направляемый учителем

Процесс обучения, самоуправляемый

Слушайте, запоминайте, повторяйте

Узнавайте, применяйте, демонстрируйте

Независимость

Сотрудничество

Принятие решений учителем

Принятие решений учителем и учениками

Знание фактов, терминов, содержания

Качества и умения XXI века

Прямое обучение

Различные обучающие стратегии

 План, основанный на стандартах

План, основанный на стандартах

Оценочные тесты

Текущая оценка

Результат, урочные занятия

Результат, применим в реальных условиях

Тесты

Рефлексия

 

Многие учителя Великобритании отмечают, что подход Lesson Study в значительной степени повлиял на их собственное обучение и, как результат, на достижения их учащихся. Этот подход значительно отличается от прежних методов, фокусируясь в большей степени на учащихся, нежели на работе самого учителя. Будут подведены итоги по изучению того, как учителя планируют занятия, обсуждают достижения учащихся, что показывает, как учителя формируют учебные сообщества и развивают практические знания посредством совместного обсуждения.

В Японии, во многих школах проводят этот тип Lesson Study, и данное исследование показывает эффективность этого типа Lesson Study. Но для этого требуется много опыта Lesson Study и поэтому этот тип Lesson Study  не рекомендуется, для казахстанских педагогов. В Казахстане, учителя обязаны дать открытые уроки для наблюдения один или два раза в год. После урока наблюдатели дают обратную связь преподавателю, который проводил урок. В Lesson Study, не только волонтер педагог, но и все учителя обязаны соблюдать исследования урока, и принимают участие в совещании по результатам исследования урока. Сообщество Lesson Study будет решать тему исследования на уроке и график проведения. В учебном расписании вставляется  урок Lesson Study, и это значит,  что только учащиеся исследовательского урока остаются в школе, а другие могут уйти домой пораньше. Предполагается, что все учителя в школе могут присоединиться к наблюдению исследования  на уроке и к обсуждению после урока.

Во время открытого урока, в Казахстане, наблюдатели пытаются оценить урок, и дать отзыв  учителю который дает урок. В Японии наблюдатели Lesson Study могут  дать отзыв учителю, но вместо этого они используют возможность улучшить свои навыки наблюдения или их педагогического мастерства. В японской пост-урок-дискуссии, участники- учителя пытаются понять идеи других учителей.

 

 

Казахстан

Япония

Открытые уроки раз в год

обязательно

обязательно

Наблюдение  за уроками

Добровольно

обязательно

 

Расписание

Для открытых уроков

Для LS, для планирования, дискуссии обсуждения после уроков

Комиссия по изучению L S

Нет

Решает расписание или тему LS

Когда открытые уроки или исследования состоятся

 

Наблюдают учителя, свободные в данный момент

Все уроки или все учащиеся кроме тех, кто участвует в уроке  идут домой, что бы все учителя могли принять участие в наблюдении.

Цель наблюдения

Дать обратную связь учителю.

 

Улучшают навыки наблюдения. Дают обратную связь учителю.

Дискуссии по окончании.

Только обсуждение с учителем.

 

Обсуждение в группе из 4-6 учителей, которые проводят обмен мнениями.

Точки зрения наблюдения или обсуждения

 

Дать обратную связь или оценить работу учителя.

Наблюдать, как каждый ученик обучается во время урока. Подумать, как улучшить урок.

Сторонний консультант

Нет

 

Сторонние наблюдатели -администрация профессора университета присоединиться к дискуссии и дать советы учителям.

 

Существуют различия между Lesson Study в Японии и Великобритании или США и существуют сходства и различия между Lesson Study и казахстанским " открытым уроком". Третий тип Lesson Study рекомендованный казахстанским школам. То есть, все учителя сообщества дают  открытые уроки по исследованию, в то же время, не упуская исследований уроков своих коллег. Наблюдая уроки, учителя могут поделиться положительным опытом и разрабатывать свои собственные учебные умения и навыки наблюдения. В этом типе Lesson Study учителя могут проводить свои собственные исследования темы раз в год, или  как  во втором типе, но он является более полезным, для них установлена единая тема исследования. В этом типе Lesson Study, каждый учитель может дать исследовательский урок раз в год, но сосредоточится на процессе наблюдения.

Анализ нашей практической деятельности и деятельности других учителей, прошедших разноуровневые курсы, подвиг нас на поиск путей совершенствования практики тренера и подтолкнул нас к идее использования мастер-класса в целях реализации Lesson Study. Нами, учителями прошедшими второй уровень, был очень подробно изучен теоретический материал по реализации Lesson Study. 20 ноября 2013 года был составлен план по проведению первого заседания в своей школе. На этом заседании мы ознакомили своих коллег с понятием  и типами Lesson Study.

Учителям были предложены для просмотра видеоролики с комментариями, презентации для обсуждения. Далее совместно с коллегами был составлен план проведения Lesson Study в начальной школе, урок казахского языка. Нами были выбраны три ученика. Которые являлись типичными представителями различных групп обучающихся в классе: учащихся, имеющих высокие, средние и ниже среднего показатели в общеучебных навыках (письменная речь и т.д.) или в аспектах обучения, касающихся конкретного предмета.

Определен уровень каждого из учащихся, работающих по ключевым направлениям Lesson Study. Записаны четко и лаконично ожидаемые нами результаты от каждого ученика по окончании Lesson Study использована для этой цели  составленная схема планирования

Мы планировали каждый этап урока, обращая внимание на последовательность использования методики преподавания, которую нам необходимо было совершенствовать и которою мы использовали. Фиксировали ожидаемую реакцию от каждого из исследуемых учащихся: что каждый из учащихся будет делать на каждом из этапов, чтобы продемонстрировать свой прогресс? Определили с максимально возможной точностью, какие ресурсы будут использованы и каким образом; что мы будем записывать на доске, и определили временные рамки для каждого этапа. Определились между участниками группы, кто за каким исследуемым учащимся (учащимися) будет наблюдать, что оградило нас от сбора данных всеми участниками лишь о двух учащихся и не оставили без внимания третьего.

 

Скачать полную версию  Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!

Метки к статье: английский язык

Добавить комментарий
Mail.ru counter