Методическая разработка: Методы обучения в преподавании географии в школе

Выступление на VII всеукраинской научно-практической конференции "Современные тенденции научной парадигмы экономико-географического образования Украины" по теме: "Методы обучения в преподавании географии в школе".

Когда мы преподаемученикам географию или биологию, математику или историю, любую другую науку, мы не только сообщаем им необходимы в жизни знания, но и учим их работать, преодолевать трудности в обучении, критически относиться к себе, ставить перед собой большие цели. А главное - мы учим самостоятельно думать. В результате целенаправленной и систематической работы учителя у учащихся формируется сплав знаний, собственных взглядов и убеждений.

Научить школьника мыслить, пробудить в нем стремление разбираться в явлениях жизни - это значит отвечать на запрос времени. Чтобы использовать правильные современные педагогические идеи, учителю необходимо знать каждого ученика - его творческие способности, интересы, особенности восприятия и усвоения, характер, уровень подготовки и многое другое.

Из всех школьных дисциплин только география дает возможность школьнику почувствовать себя путешественником и первооткрывателем, восхититься красотой родного края, удивиться разнообразию природы Земли, ее красотой и богатствами или, наоборот, расстроиться по поводу ее беспомощности и беззащитности  перед человеком, перед проявлениями человеческой бесхозяйственности и бездушия, встревожиться за  судьбу Земли, задуматься о своем месте на нашей планете. Задача учителя - смутить душу ученика и пробудить любовь к своему Отечеству, к Земле, на которой мы живем.

Современное общество требует от школы подготовки подрастающего поколения, способное самостоятельно решать жизненно важные вопросы.

Чтобы наиболее эффективно решить эту задачу, нужно использовать такие методы обучения, которые позволяют моделировать поведение в конкретной ситуации.

Лучше всего для этого подходят:

Метод проблемного преподавания знаний - в процессе обучения учитель умышленно создает проблемные ситуации для активизации самостоятельной мыслительной деятельности учащихся и старается показывать выход из них, моделируя процесс мышления учащихся, общих размышлений и поисков истины.

Применение творческих задач - способствуют формированию личности, способной использовать полученные знания для решения практических задач в нестандартных ситуациях.

Включая в учебный процесс практические задания и задачи, нужно исходить из того, что не задачи нужны для закрепления знаний, а наоборот, знания нужны для решения задач и именно в этом аспекте нужно использовать этот метод активного обучения.

Большое значение для развития личности имеет игра. Именно в игре, которая всегда требует творчества,  непринужденности, захватывает и дает простор для развития фантазии, ребенок реализует свои природные возможности. Учитель включает в уроки игровые моменты, чтобы заинтересовать географией даже очень пассивных, безразличных учащихся, привлечь их внимание к казалось бы сухого и малоинтересного материала.

Учебная игровая деятельность на уроках - один из методов активизации самостоятельной познавательной деятельности школьника. Деловые и имитационные игры находят сейчас применение в самых различных сферах деятельности. Задание, которое выполняетсяв процессе игры должно быть проблемным, содержать противоречия. Это будет способствовать поиску оригинальных решений и отличаться изобретательностью и целеустремленностью.

Ролевые игры, дискуссии, метод проектов, их можно рассматривать как методы обучения, направленные на моделирование реальной действительности. В процессе подготовки и проведении дискуссий, ролевых игр, осуществления проектов ученики формулируют цели, определяют проблемы, работают с различными, в том числе дополнительными источниками географических знаний, анализируют полученную информацию, производят пути решения проблем, учатся выполнять ту или иную социальную роль.

С целью конкретизации изученного материала практикуется составление синквейнов, которые способствуют развитию ассоциативного мышления.

Синквейн можно составлять индивидуально или в группах.

Результат не является конечной целью, а только шагом в постоянном учебном процессе. Ученик понимает и контролирует собственные учебные действия, учится решать проблемы. У учащихся развиваются самопознания и уверенность в собственных силах, умение сотрудничать с другими, быть толерантными к чужим мнениям и убеждениям. Дети учатся познавать факты, обобщать их, видеть вещи в перспективе.

Главная задача учителя - увидеть в каждом ребенке неповторимую, уникальную личность, наделенную определенными творческими способностями, помочь ей раскрыться.

Знание ради знаний не нужны ни уму, ни сердцу. Главное - научить получать знания и умение их использовать, дать возможность ученику почувствовать свои творческие возможности через радость открытия и победы.

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!