Мини – семинар по сплочению трудового коллектива: Антистресс

Автор: Еланцева Марина Владимировна, педагог – психолог  Казенного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников  с ограниченными возможностями здоровья  «Солнечная специальная (коррекционная) общеобразовательная  школа-интернат VIII вида».

 

Данный мини-семинар проводился  в  рамках  внутришкольного  конкурса  профессионального  мастерства,   как  итог  работы методического  объединения (МО)  узких специалистов:   учитель - логопед,  психолог, дефектолог, социальные педагоги. На  семинар  были приглашены  не  только  директор, заместители по  учебной и воспитательной работе,  учителя предметники и  воспитатели,  но и все  сотрудники  школы- интерната:  медсестры, врач-педиатр, бухгалтера, юрист,  обслуживающий персонал и  все специалисты.

Целью  этого мероприятия  является  развитие   сплоченности  всего  трудового коллектива, преодоление   напряженности в  отношениях  не  только  педагогов,  но  и  других  работников  учреждения.  Посредством  этого  мероприятия, возможно нивелирование   напряженности,  ведь  ни для  кого не секрет, что  в любом коллективе случаются  конфликты, что  впрочем,  естественно,  ведь    это является  частью  отношений  между  людьми.  Мероприятие подобного  типа   смогут  проводить  не только психологи,  но  и  учителя – предметники,   воспитателя  ДОУ и  педагоги  дополнительного  образования.

 

Мини – семинар  по сплочению трудового  коллектива «Антистресс».                             

Цель:  сплочение трудового коллектива.                                                          

Задачи:                                                                                                                                    

- создание  взаимной  эмпатии;

- стабилизация  эмоционального  настроя   рабочей  атмосферы;

- способствование  снятию    стереотипов  и  авторитарности  деловых   отношений.                                                                                                                   

Форма проведения:  семинар – практикум

Методы и приемы:  психологические игра,  упражнения эмоционального настроя и мобилизации  психологических ресурсов, медитация, рефлексия.

Оборудование: ручки, листы бумаги;                                                                                                                                                            

Предварительная  работа:

- Оформление  рабочего пространства;

- Подборка  музыкального  сопровождения;

- Подбор и разработка  информационного  материала;

- Подбор психологических упражнений для практической части.

Участники: 

- Трудовой  коллектив;

- Специалисты  психолого – педагогического  сопровождения.  

Создание особой  атмосферы и  общего  эмоционального настроя:

Звучит  романтическая музыка , участники  семинара рассаживаются по кругу.

 

Ход мероприятия:

Вводная часть:     

1) Вступительное  слово руководителя  МО  (3 мин.)

Трансляция  мини - фильма  о  деятельности  специалистов психолого-педагогического  сопровождения (социальные педагоги, учитель - логопед, педагог - дефектолог, педагог – психолог).  (7-10 мин.)

2) Психолог приветствует  членов  коллектива.

Информативная часть:    

Психолог:  Мне  хочется  сегодня,  что бы  мы забыли, что мы педагоги. Мы  просто  люди,  мы женщины  и мужчины и  это  замечательно.  То, о  чем  мы  вам расскажем,  пригодиться  не только в  работе, но  и в  повседневной  жизни,  ведь мы, прежде  всего  живые  люди, со  своими  особенностями, мы  вращаемся  в  кругу  своей  семьи,  среди  других  людей,  таких  обычных и необычных. Может  кто-то  узнает  сейчас  себя  или  знакомого,  а может и  своих  учеников  или  своих  детей  и внуков.  Сегодня  с нами  не  только  педагоги   и если что-то  кому-то  будет не  понятно,  мы  попытаемся  вам  все  разъяснить  и  рассказать   более  привычными  словами.

Переход  от  слов психолога  к  выступающему    построен  в  виде  обычной  беседы  двух  коллег - приятельниц.  

 

1) (Приложение 1) «О  использовании техник  нейро -лингвистического  программирования (НЛП) в отечественной педагогике» (8мин.)

Слово учителя – логопеда и дефектолога.

(Приложение 2) «Рекомендации  как  наладить  взаимоотношения   со своим ребёнком, чтобы он чувствовал себя с вами спокойно и уверенно» (3 мин.)

Слово учителя – социального педагога.

Слово  передается  психологу.

Практическая  часть:

1)  Мини – тренинг  для  трудового  коллектива

Проводит   психолог

Разминка:

Упр.  «Люди – к людям»  (5 мин.)

Микро-цель: создание  единого пространства  и  эмоционального   раскрепощения.                                                                                                                                                

После произнесения ведущим фразы «Люди – к людям» играющие распределяются по парам. Затем играющие выполняют все команды ведущего (типа «ухо – к плечу», «правая нога – к левой руке» и т. п.).  Цель ведущего – найти себе замену. Тот, кто остался без пары, становится ведущим.

Рабочий  этап:

Упр.  «Сказочники»  (работа в командах)  (10 мин)

Микро – цель: создание   позитивного  настроения  и  общности  работы  в  малой группе.

Педагогам напоминаются сюжеты известных русских сказок, и предлагается составить и рассказать новые версии - в жанре детектива, любовного романа, трагедии и т.д.  Группу - победителя  определяют с помощью аплодисментов.

Игра:   «Опасность»  (15 мин)

Микро – цель: отработка  умения общего реагирования  и  собранности, надежности  коллектива.    

Все прогуливаются по комнате, и кто-то выкрикивает фразу, сообщающую об опасности. «Внимание! На нас напали пещерные львы! (или что-либо другое)». После сигнала опасности участники игры должны немедленно собраться в тесную группу, спрятав слабых в середину, а затем хором произнести фразу: «Дадим отпор пещерным львам (или др.)». Потом группа опять разбредается по комнате, и игра повторяется. Для успешного проведения игры необходимо чтобы фразы произносились именно так, как сказано в инструкции, и при этом с совершенно серьезным видом.

Рефлексия:

- Что вы  почувствовали  во  время  игры,  и в какие  именно  моменты?

- Переживали ли вы за  других?

 

Упр. « Молекулы»  (10 мин.)

Микро – цель:  Осознание  чувства  «общего тела».

Все участники собираются тесной кучкой вокруг ведущего, закрывают глаза и начинают хаотично двигаться в разные стороны, жужжа. Через некоторое время ведущий подает один сигнал, что означает - «тишина и замри», два сигнала - «выстроиться в круг с закрытыми глазами», и три сигнала - «открыть глаза и посмотреть на получившуюся фигуру». Существует и другой вариант игры. Под музыку все участники свободно передвигаются. В любой момент ведущий может дать сигнал: «Соберитесь в группы по 5 человек (по 3, по 4)!». Участникам необходимо быстро организовать такие группы, встав в круг и взявшись за руки. И так несколько раз, меняя число человек в группах (число атомов в молекуле).

 

Заключительный  этап:  

Импровизированная   медитация  (работа с чувством  вины  и обиды). (7-10 мин).

Звучит  медитативная  музыка  и  речь  психолога.  (Приложение 3)

(Кто  никогда не проводил раньше  медитации,  маленький  совет -  слушайте  свой  голос,  это  не так просто как может  показаться,  выдерживайте  паузы  и учитесь  подавать  фразы – образы   как  хрупкие  и нежные  цветы  и самое  важное!  Вы  должны  ярко представлять  то, что  вы  хотите  передать  участникам   медитации).

 

Рефлексия  мини-тренинга: 

-  Что  вам  запомнилось   в  нашем   занятии;

-  Были  ли   какие-то  трудные  моменты;

Психолог  озвучивает  цель  мини-тренинга  и  обсуждение  с  коллективом.

- Хотелось  бы  вам  продолжать подобные  занятия    так  же  и  дальше.

 Обсуждение, получение  обратной  связи.

Заключительная  часть семинара:

1) Заключительное   слово  руководителя  МО                                                            

В подарок каждому  участнику  нашего  мини – семинара  дарится  маленький   юмористический  календарь «Антистресс» (календарь разработан самостоятельно с  юмористическими  замечаниями  о  ситуациях происходящих   в рабочей обстановке   или между  коллегами). ( 3мин.)

2) Если  вас  заинтересовало  то, о чем  мы  вам  рассказали в  первой  части  семинара,  более  внимательно   все  можно будет  прочитать  в электронной  рассылке  в  вашей  электронной  почте.

Всем  спасибо,  мы  признательны  вам  за  вашу  открытость и включенность в  наше  мероприятие!

 

Скачать полную версию  Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!

Метки к статье: обмен опытом

Добавить комментарий
Mail.ru counter