Методическая разработка: Использование ИКТ на уроках в начальной школе

Обучение любому предмету в школе должно быть организовано так, чтобы ученику было интересно на уроке, чтобы он сам стремился получать новые знания, и учителю не приходилось заставлять его усваивать учебный материал.

Часто ученики начальной школы связывают компьютер с играми, поэтому моя  задача как учителя - научить детей использовать «умную машину» не только для игровых целей, но и для учебных.

Чтобы ученик продуктивно и деятельно работал на уроке, требуется использовать активные методы обучения. Они отличаются от других высокой вовлечённостью в учебный процесс обучающихся, побуждают быть активными, стимулируют мышление, обеспечивают запоминание главного. Нетрадиционные методы, формы занятий позволяют ребятам начальной школы научиться принимать решения в различных ситуациях. Ведь именно на этом этапе можно подготовить учащихся к использованию в учебной деятельности информационных источников, сформировать элементарные умения и приобрести навыки работы с компьютером. А уж его использование открывает большие возможности тогда, когда можно показать то, что на доске не изобразишь и словесно не опишешь. На мой взгляд, это и будет первым шагом учащихся в информационное образовательное пространство.

 

Проведение уроков с использованием информационных технологий – это мощный стимул в обучении. Посредством таких уроков активизируются психические процессы учащихся: восприятие, внимание, память, мышление; гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного интереса. Человек по своей природе больше доверяет глазам, и более 80% информации воспринимается и запоминается им через зрительный анализатор.

 

Дидактические достоинства уроков с использованием информационных технологий – создание эффекта присутствия («Я это видел!»), у учащихся появляется интерес, желание узнать и увидеть больше. Компьютер становится средством распространения и обмена информацией между учеником и учителем, и будет способствовать развитию у ребенка повышенного интереса к предмету.

 

При использовании компьютера в учебном процессе нужно учитывать следующие дидактические возможности:

- расширение возможности для самостоятельной творческой деятельности учащихся, особенно при исследовании и систематизации учебного материала;

- привитие навыков самоконтроля и самостоятельного исправления  собственных ошибок;

- развитие познавательных способностей учащихся; интегрированное обучение предмету;

- развитие мотивации у учащихся.

 

При этом  компьютер может представлять:

- источник учебной информации;

- наглядное пособие; тренажер;

- средство диагностики и контроля.

 

Содержательные и целенаправленные интегрированные уроки с применением компьютера  вносят в привычную структуру школьного обучения новизну и оригинальность и имеют определенное преимущество:

- повышают мотивацию, формируют познавательный интерес, что способствует самообразованию, повышению уровня обученности и воспитанности;

- способствуют формированию целостной научной картины мира:

- систематизируют знания;

- способствуют развитию устной и письменной речи;

- способствуют развитию воображения, памяти, мышления;

- формируют рациональные навыки учебного труда.

 

Для успешной организации уроков и внеклассных мероприятий с использованием информационных технологий учителю начальной школы надо уметь:

- обрабатывать текстовую, цифровую, графическую и звуковую информацию при помощи соответствующих процессоров и редакторов для подготовки дидактических материалов (варианты заданий, таблицы, чертежи, схемы, рисунки), чтобы работать с ними на уроке;

- создавать слайды по данному учебному материалу, используя редактор презентации MS Power Point и продемонстрировать презентацию на уроке;

- использовать имеющиеся готовые программные продукты по своей дисциплине;

- организовать работу с электронным учебником на уроке;

- применять учебные программные средства (обучающие, закрепляющие, контролирующие);

- осуществлять поиск необходимой информации в Интернете в процессе подготовки к урокам и внеклассным мероприятиям.

 

Для проведения выступления с использованием мультимедиа презентации компьютер выступает в роли наглядного пособия. Вот его  возможности в этой области:

- создание ярких слайдов и серии слайдов, которые легко сменяют друг друга с возможностью оперативного их редактирования;

- использование разнообразных мультипликационных эффектов;

- возможность воспроизведения видео и аудио материалов;

- создание интерактивных  наглядных пособий, гипертекстов

 

Презентация предполагает демонстрацию на большом экране в сопровождении автора. Она содержит: наименования разделов выступления и основные тезисы; неподвижные и подвижные иллюстрации. Повышение эффективности учебного процесса происходит за счет следующего:

-  восприятие учащихся активизируется за счет использования зрения и слуха и выделения главных положений выступления на экран;

- запас изобразительного и видео-материала более не ограничен заранее приобретенными школой единицами или заготовленными учителем со значительными затратами плакатами и слайдами;

- во время выступления учителя не тратится время на выписывание тезисов или фрагментов текста на доске;

-  время, затрачиваемое учителем на подготовку выступления близко ко времени, затрачиваемому на подготовку выступления без средств ИКТ. Но при обновлении и переработке выступлений, обращению к предыдущему материалу время на подготовку выступления существенно сокращается;

- учащемуся значительно проще говорить в том случае, когда он может опираться на визуальный ряд и отображаемый план выступления.

 

Таким образом при активном использовании информационных технологий уже в начальной школе успешнее достигаются цели обучения, легче формируются компетенции в области коммуникации: умение собирать факты, сопоставлять их, выражать свои мысли, логически рассуждать, слушать и понимать устную речь, открывать что-то новое, делать выбор и принимать решение.

 

Скачать Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!

Добавить комментарий
Mail.ru counter