Профориентация учащихся на уроках и внеурочное время

Если  учитель имеет только любовь к ученику  - он будет лучше того учителя, который  прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученику.

Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он – совершенный учитель».

Л.Н.Толстой

Общеизвестно, что школьные годы – основной этап формирования интереса к осознанному выбору профессии. Поэтому я  занимаюсь проблемой профориентации школьников, в т.ч. политехнического образования, используя при этом всевозможные методы и приёмы.

 

Моя работа по профориентации идёт по нескольким направлениям: на уроке физики, через работу классного руководителя, через работу физического кружка. В итоге выработалась система по профориентационной работе, которая начинается с формирования интереса к выбору профессии уже на уроках физики в 7 классе и заканчивается в 10 – 11 классе более глубоким изучением профессий, интересующих выпускников школы.

В 7 классе свою работу строю таким образом, чтобы возбудить у детей живой интерес к предмету физики, в 8 классе работаю над развитием возникшего интереса к предмету, а значит и профессиям. В 9 классе ребятам предстоит решать: продолжить обучение в 10-11 классе или получить специальность в колледже, училище, техникуме. В 10-11 классах происходит осмысление того, чем, возможно, предстоит заниматься всю жизнь. Меняются приоритеты, взгляды, меняется и выбор будущих профессий.

 

Вот уже 12 лет я работаю в сельской школе. Скудная библиотека школы, малое количество подписных журналов и газет, “символическая” сельская библиотека – не удовлетворяют потребностей детей по различным отраслям знаний. Подключение к сети Интернет прошло совсем недавно, воспользоваться информационным каналом во всю мощь мы пока не можем, поэтому приходится заниматься старой, но проверенной и дающей хорошие результаты работой: организовывать и проводить уроки – экскурсии, походы, заниматься кружковой и исследовательской работой с детьми.

 

На первой ступени изучения физики мы “рисуем физику”, т.е. пытаемся через рисунки понять изучаемое на уроках. Одним из видов домашней работы является составление кроссвордов по изученной теме или разделу. Рисунки детей, кроссворды, подборка материалов из газет и журналов составляют папки “Небо”, “Космонавтика”, “Рисуем физику”, “Учёные-физики”, “Природа”. Этот материал является хорошим помощником при объяснении многих тем, используется при проведении вечеров, конкурсов, тематических выставок, КВН, конференций, декад физики, математики, географии, уроков-игр.

 

При подготовке внеурочных мероприятий используются газетные и журнальные статьи, различная литература. В классе имеются стенды: “Наука и техника”, “Литературная страничка”, “Сила и красота”, “Информбюро”, “Абитуриент”, на которых мы размещаем интересные газетные и журнальные статьи, сообщения. Дети приобщаются к осмысленному, вдумчивому и внимательному чтению, начинают сами приносить различные статьи, иллюстрации. Некоторые заметки мы обсуждаем сообща, т.к. у ребят появляется масса вопросов.

 

Особое место во внеклассной работе по предмету отвожу кружковой работе, которая позволяет  разнообразить учебный процесс, убрать скуку и “расшевелить” детей, показать им красоту окружающего мира, расширить их кругозор, обогатить уроки физики уже их опытом, их наблюдениями. Хотелось, чтобы дети шли на урок с желанием, чтобы физика не казалась им предметом трудным, далеким, поэтому не интересным. Для этого необходимо на практике показать ребятам связь физики со многими дисциплинами: историей, литературой, химией, технологией, географией, черчением. Необходимо раскрыть, через кружок, сущность и назначение многих профессий, дать возможность ребенку почувствовать, что он способен и что у него есть своя “искра божия”. Занятия кружка посещают и шестиклассники, еще не изучающие физику. Возраст членов физического кружка колеблется от 10 до 16 лет. Малыши (младшая группа, учащиеся 6-7 класса) занимаются рисованием, лепкой, выпиливанием, выжиганием, несложным макетированием. Старшая группа (учащиеся 8-10 классов) производят ремонт несложных школьных демонстрационных физических приборов, изготавливают более сложные модели и макеты из картона,  занимается изобретательством и исследовательской работой.

 

В привлечении учащихся к исследовательской работе мы исходим из того, что развитие творческих способностей, обучение навыкам исследовательской работы вполне возможно в условиях общеобразовательной школы, “если даже результаты творчества не имеют высокой общественной значимости”, в виде созданного продукта деятельности. Эта значимость - прежде всего в развитии способностей учащихся.

 

К кружковой работе можно привлечь большое количество детей в любой период учебного года, но для исследовательской работы требуется способность учащегося к творческой работе, определенный запас знаний, увлеченность, активность, разносторонность развития.

Направление в приобщении учащихся к творческому труду возможно в любой общеобразовательной школе. Оно необходимо и для того, чтобы как можно больше детей “выходило за рамки” школьной программы, видело необозримые горизонты науки, красоту мира, убеждалось в неисчерпаемых возможностях человеческого ума.

Физика является обязательной составной частью всеобщего среднего образования, одновременно образуя прочный фундамент всего естествознания. Физика может и должна быть интересным, увлекательным для учащихся предметом, а учитель продолжает оставаться центральной фигурой процесса обучения. Его знания, увлечённость, талант, личностные качества – это составляющие успеха детей.

Я твёрдо убеждена в том, что знакомство с разнообразной деятельностью представителей различных профессий, приёмами их работы, особенностями мышления, средствами труда обогащает ученика духовно.

 

Целесообразность и нужность внеклассной работы по физике несомненна. Ведь конечная цель школьного образования – становление творческой личности и её самореализация.

Внеурочная работа – обязательное звено учебно-воспитательного процесса. Она позволяет учителю, в увлекательной форме показать учащимся связь между наукой и жизнью, разнообразие физических явлений в природе, научить ребят находить и объяснять их в обыденной жизни. Комфортная, творческая атмосфера внеклассного мероприятия даёт учащимся возможность проявить смекалку, творческую активность и самостоятельность, а учителю – расширить и углубить знания ребят, полученные на уроках.

Формы проведения внеклассной работы по физике и их тематика разнообразны. Содержание, организация мероприятия, его форма выбираются с учётом возрастных особенностей учащихся и решаемых общеобразовательных и воспитательных задач. Это может быть физический турнир, который проводится как соревнование двух команд, физический вечер, предметная неделя, деловая игра, КВН, конкурс газет, презентаций, кроссвордов, физическая развлекательная игра, конференция, физико-литературный конкурс, викторина, устный журнал. В мероприятии могут принимать участие ученики параллельных классов, оно может проводиться как общешкольное или носить более камерный характер. Может быть серьёзным или азартным, озорным, весёлым. Главное достичь ожидаемого эффекта.

 

Внеклассная работа должна быть ориентирована на рост познавательной активности учащихся, развитие творческого мышления, формирование у учащихся положительного отношения к физике, как к школьному предмету.

Работа в команде при подготовке внеурочных мероприятий воспитывает коммуникативную культуру учащихся. В ходе подготовки ребята учатся работать с научно-популярной литературой, подготавливать и проводить занимательные опыты, связанные с темой внеклассного мероприятия, подбирать интересные вопросы о мире, который нас окружает, о явлениях происходящих в нём и искать ответы на них. Рисунки, стенгазеты, презентации готовятся учениками, ученики пишут стихи, самые энергичные, артистичные и инициативные становятся капитанами команд и ведущими. Каждый может себе выбрать дело по душе, применить и показать свои знания, навыки и умения.

Развитию  интереса у школьников к изучению физической теории в большой степени способствует возможность самостоятельного изготовления действующих моделей, несложных физических приборов, творческое участие в подготовке эффектного демонстрационного эксперимента, Такой вид деятельности предоставляет ученику возможность проявить свои способности, знания и умения в заинтересовавшей его проблеме. Изготовление действующих моделей, несложных физических приборов особенно  привлекает мальчиков. Многим из них  больше нравится что-то делать руками, чем читать книжки, решать задачи. По мере участия в творческой экспериментальной работе у них появляется практическая потребность в пополнении своих знаний физической теории и таким путем постепенно формируется интерес к изучению предмета физики.

 

Как показывает практика, наиболее эффективной  формой организации самостоятельной творческой работы школьников являются разные формы организации внеклассной работы. Из предложенных ученикам новых форм наибольший интерес и поддержку получила организация познавательного физического клуба.

В состав познавательного физического клуба могут входить дети разного возраста, имеющие различный уровень интереса к изучению физики (от самого низкого до самого высокого), разные знания, как по физике, так и по остальным предметам, различный опыт публичных выступлений. Но всех их объединяет стремление познать окружающий мир. Это дети, у которых есть вопросы и которые пытаются самостоятельно на них найти ответы. В отведенное на уроке время очень трудно поместить большое количество информации об окружающем мире. Познавательный клуб расширяет круг рассматриваемых вопросов, предоставляет время для более детального ответа, тем самым дает отклик на запросы детей. Ребенок, почувствовав внимание к своим познавательным потребностям, с большим энтузиазмом начинает работать и на уроке, зная, что его вопросы не останутся без внимания.

Заседания могут проводится в разной форме - в виде дискуссии; вечера сюрпризов; заслушивания сообщений учащихся; с приглашением родителей, связанных с наукой и техникой. Обязательным элементом является постановка эксперимента.

Тематика заседаний определяется после проведения анкеты по вопросам:

1. На какие вопросы о мире ты хотел бы получить ответ?

2. О чем бы ты сам мог рассказать?

3. Хотел бы ты написать исследовательскую работу и если хотел, то на какую тему?

Вопросы к каждому заседанию  группируются в пределах  выбранной темы и предлагаются ученикам для подготовки сообщений. Предугадать заранее, какие из предложенных вопросов будут востребованы, невозможно. Кроме того,  в процессе подготовки могут появиться новые вопросы. Тематику сообщений учащиеся выбирают по своему желанию, привлекают к работе одноклассников или друзей, образуя малые группы. Материал подбирают самостоятельно, корректируя его вместе с учителями.

В оформлении и техническом сопровождении заседания принимают участие старшеклассники.  На основе полученных вопросов и с учетом пожеланий учащихся  учеником – ведущим  заседание, составляется общий сценарий заседания, вывешивается афиша заседания.

Участие в работе клуба  носит добровольный характер. Большинство выступлений сопровождается физическим экспериментом.

Самостоятельная работа по постановке опытов, а в особенности при создании самодельных приборов, привлекает большое количество учащихся, в последствии они помогают учителю при проведении урока.

В клубе дети ищут и получают ответы на вопросы не формально поставленные, а важные, волнующие их, имеющие для них жизненный интерес. Разобраться в вопросе зачастую очень сложно, это требует не отрывочных знаний, а системы, что в свою очередь мотивирует ученика к более глубокому изучению предмета. Вопросы лежащие на стыке наук – физика и география, физика и биология способствуют формированию целостной картины мира и могут мотивировать ученика изучить данный вопрос во взаимосвязи с другими, привлекая для этого разные предметные области, а возможно привлечь к изучению этой проблемы своих друзей.

Общение детей разного возраста (с 7 по 11 класс) способствует лучшему восприятию и усвоению знаний. Пример работы заинтересованных и успешных старшеклассников может быть стимулом для самостоятельной деятельности младших участников. В клубе создается благоприятная эмоциональная обстановка, которая позволяет детям не бояться быть высмеянными за «глупый» вопрос, дает легкость и свободу в общении, возможность высказаться всем желающим, обменяться информацией. В результате любой ученик попадает в ситуацию успеха, приобретает уверенность в своих силах, свободнее чувствует себя на уроке, получает стимул для дальнейшей работы.

Одной из особенностей процесса обучения физике в нашей школе является неразрывная связь между деятельностью учащихся на уроках и на внеурочных занятиях. Внеклассную работу можно рассматривать как продолжение, дополнение и углубление учебных занятий. Существующая тесная взаимосвязь между работой в классе и внеклассной работой позволяет успешно решать задачи обучения, воспитания и развития учащихся.

Основной целью работы физического кружка является конструирование физических приборов и приспособлений для школьного физического эксперимента. Конструирование способствует формированию и развитию у учащихся измерительных умений и навыков, так как почти в каждой работе им приходится выполнять то или иное измерение и давать количественную оценку явлений и процессов.

Можно выделить следующие «мотивы изготовления самоделок»:

- существование специфически самодельного оборудования;

- расширение области применения заводских приборов;

- модернизация заводских приборов и вспомогательного оборудования;

- изготовление самодельных приборов вместо промышленных (когда промышленные приборы невозможно приобрести или починить или когда самодельные приборы имеют преимущества);

- изготовление оригинальных приборов и вспомогательного оборудования.

Самодельные приборы различаются по назначению:

- Приборы для моделирования различных закономерностей.

- Установки для демонстрации некоторых технических применений законов физики.

- Оборудование для лабораторного эксперимента.

- Модели деталей и узлов технических устройств.

- Измерительные приборы.

В процессе изготовления самодельных приборов отрабатываются определенные трудовые навыки, умения обращаться с измерительными приборами, оборудованием и инструментами. В процессе конструирования учащиеся могут применить свои теоретические знания в новой ситуации — при решении практических задач.

 

Скачать