Активное обучение

В последнее время очень много говорится об активных и интерактивных методиках, но не всегда учителя понимают, что стоит за этими терминами. Сегодня на эту тему практически нет научной литературы, а отдельные подходы к методике преподавания по крупицам рассыпаны в отдельных статьях без систематизации и обобщения.

        Под активной методикой в данном случае понимается не только проведение ролевых игр, организация дебатов, дискуссии, работа в группах и т.п., но и интересная лекция, проблемный семинар, работа с понятиями и многое другое, что сейчас зачастую относят к традиционной педагогике. Между тем активность методики состоит не во внешних формах, а во внутренних процессах, в степени заинтересованности учащихся, в их включенности в процесс образования.

        Обучение – это не работа зрителя, пассивного наблюдателя. Люди не учатся, просто сидя в классах и слушая учителя, вспоминая подготовленные задания и выдавая готовые ответы. Они должны говорить о том, что они изучают и чему научились, рефлективно писать об этом, связывать это с прошлым опытом и применять изученное в повседневной жизни.

       Активным обучением можно назвать любой процесс, при котором учащиеся что-то делают (вовлечены в деятельность) и обдумывают, анализируют то, что они делают. Однако обучение не происходит во время действия. Обучение происходит в результате рефлексии, осмысления происшедшего во время занятия, в результате интеграции изученного содержания в повседневные мысли и рабочие (жизненные) привычки. Интерактивные формы обучения, включающие обзор и рефлексию, являются хорошим инструментом такой интернализации учебного материала.

        Активное обучение – это не набор видов деятельности, а скорее особое отношение учащихся и педагогов, которое делает обучение эффективным. Цель активного обучения – развивать потребность учащихся думать, стимулировать обдумывание и анализ того, как они учатся и чему они учатся; развивать ответственность самих учащихся за собственное образование.

        В активном обучении учащийся всегда что-нибудь ищет: ответ на вопрос, информацию для решения проблемы, способ выполнения задания.

 

Активное обучение пройдет более успешно, если Вы:

1. Знаете и уважаете каждого учащегося как индивидуальность.

2. Называете учащихся по имени.

3. Не используете угрозы и унижение.

4. Демонстрируете свой интерес и приверженность тому, что делаете и предлагаете делать ученикам.

5. Предлагаете вызывающие, развивающие задания, но при этом предоставляете поддержку.

6. Приводите примеры из Вашей личной жизни.

7. Во время урока используете контакт «глаза в глаза» и перемещаетесь по классу. Это помогает включить всех учащихся в Ваше личное пространство.

Активное обучение предполагает ряд видов деятельности, как со стороны учителя, так и со стороны ученика, например:  

 

Что может помочь учащимся учиться активно во время лекции?

- Вовлечение учащихся в хорошо структурированную сессию вопросов и ответов во время лекции.

- Индивидуальные задания на обдумывание или описание какой-то части лекции, например, техника пауз во время рассказа учителя или техника «Пишем за минуту».

- Задания для выполнения в парах, например, такие, как «Подумай, обсуди, сравни»

- Интерактивные семинары.

- Изучение конкретных примеров (кейсов).

 Более сложные задания могут включать следующее:

 - Индивидуальные и групповые задания проектного типа.

- Вовлечение учащихся в исследования.

- Практический опыт.

- Вовлечение учащихся в обучение других людей.

- Вовлечение учащихся в группы беспристрастных наставников.

 

Одними из самых эффективных являются стратегии, основанные на работе в малых группах, например:

- Обучение через сотрудничество

- Обучение в команде

- Проблемное обучение

Можно встретить различные названия для этих стратегий активного обучения. Однако, помимо терминов и определений, нам гораздо более важно акцентировать внимание на том, что все эти стратегии создают образовательную среду, которая позволяет вовлечь в обучение таких учеников, которых сложно вовлечь в обучение другими, более традиционными способами.

Таким образом, обучение через сотрудничество, используя работу в малых группах, вносит неоценимый вклад в превращение обучения в более глубокий, развивающий, стимулирующий, активный и более эффективный процесс.

Как обеспечить вовлеченность учащихся и стимулировать познавательную активность?

Некоторые подсказки, которые помогут в работе.

Когда и как Вы воспользуетесь этими советами, зависит, в основном, от образовательных целей и задач и от особенностей Ваших учащихся!

 

Сделайте содержание занятий и задания соответствующими интересам детей и их реальной жизни.

1. Приносите и просите учащихся приносить интересующие их материалы, опубликованные в СМИ.

2. Связывайте обучение на уроке с событиями школьной жизни.

3. Связывайте обучение с надеждами учащихся на будущее, с их планами и мыслями по поводу карьеры.

4. Используйте для изучения в классе, особенно для проблемного обучения, те темы, которые представляют для учащихся особый интерес.

5. Вовлекайте учащихся в исследования, которые им близки.

6. Помогайте учащимся находить практическое применение теоретических понятий и концепций.

Предоставляйте учащимся выбор и чувство контроля над ситуацией.

 1. Предоставляйте учащимся возможность выбирать различные варианты в планировании курсов, заданий, в представлении результатов работы, в оценивании.

2. Разрешайте студентам преследовать собственные интересы, искать ответы на собственные вопросы, где только возможно (в дискуссиях, проектах, письменных работах).

3. Проводите обучение в рамках какой-то части курса с помощью заключения индивидуальных учебных контрактов

4. Предлагайте учащимся самим проводить сессии, посвященные обзору.

5. Предложите учащимся самим составлять вопросы для экзаменов, зачетов, контрольных работ. После редактирования используйте некоторые из этих вопросов/заданий.

6. Высказывайте свои ожидания ясно и понятно. Учащиеся должны знать, почему их просят сделать то или иное.

7. Делайте паузы и говорите с учащимися о том, что идет правильно/неправильно.

Осуществляйте оценивание и выставление отметок справедливо.

 1. Предоставляйте учащимся своевременную, позитивную обратную связь.

2. Избегайте выставления отметок на конкурсной основе.

3. Образовательные цели, выбираемые задания и оценивание должны соответствовать друг другу.

4. Используйте разнообразные формы для оценки.

5. Просите учащихся самих определять уровень сложности заданий.

Используйте самих учащихся, сверстников Ваших учеников.

 1. Организуйте взаимопомощь и предоставление обратной связи между учащимися.

2. Признавайте ценность вклада учащихся в процесс обучения в классе.

3. Используйте работу в малых группах.

4. Предложите учащимся объединиться в учебные команды/пары и помогите им использовать весь потенциал групповой работы.

5. Распределите изучаемый материал между учащимися или группами. Попросите каждую группу обучить остальных в классе тому, что они узнали сами.

6. Помогайте учащимся решать возникающие конфликты, но не решайте их вместо участников конфликта.

Используйте эмоциональный ответ учащихся в обучении.

 1. Выбирайте вопросы и темы, которые близки учащимся.

2. Используйте противоречивые темы и вопросы.

3. Вовлекайте учащихся в структурированные, интеллектуальные дебаты.

4. Предлагайте учащимся находить и высказывать аргументы  защиту точки зрения, которая противоположна их собственной точке зрения.

Используйте письменные задания.

1. Предлагайте учащимся писать короткие письменные отзывы на изученный материал.

2. Предложите учащимся выпускать газету по поводу материала курса.

3. Предлагайте учащимся посещать внеклассные мероприятия, связанные с курсом, просите их написать короткий обзор увиденного/услышанного.

4. Предлагайте учащимся письменно высказать мнение, противоположное их собственному.

Используйте дискуссии и обсуждения.

1. Попросите каждого ученика подготовить один дискуссионный вопрос по поводу изучаемого материала.

2. Попросите каждого ученика заполнить и принести в качестве «входного билета» какой-нибудь опросный лист, анкету по поводу изучаемого материала.

3. Попросите каждого ученика по очереди побывать в роли ведущего дискуссии (нужна предварительная работа по подготовке учащихся)

4. Попросите учащихся подготовить индивидуальные карты памяти по прочитанному материалу.

5. Попросите учащихся ответить на два вопроса: «Что было наиболее сложной идей/частью/концепцией в прочитанном вами?» и «Что вам понравилось/заинтересовало больше всего?»

6. Разрешите учащимся подготовить несколько вопросов/заданий для контрольной/зачета по изучаемому материалу. Будьте готовы на самом деле использовать эти вопросы!

7. Помогите учащимся сформировать учебные пары или группы. Ученики могут читать материал вместе, задавать друг другу вопросы и пр.

Помогайте учащимся проводить рефлексию изученного материала.

1. Предложите учащимся вести дневник/журнал обучения.

2. Спрашивайте их о том, что мешало им изучить материал/тему, выполнить задание, и что помогало. Это можно сделать с помощью проведения упражнения «Пишем за минуту».

3. Посвятите один урок или часть урока обсуждению с учащимися стратегий и путей изучения той или иной темы или всего курса.

4. Обсуждайте с учащимися их достижения.

 

Скачать