Профилактика неуспеваемости

Учителю на заметку, оказание помощи неуспевающему ученику на уроке.

В процессе контроля за подготовленностью учащихся необходимо:
- создать атмосферу особой доброжелательности при опросе;
- снизить темп опроса, разрешить дольше готовиться у доски;
- предложить учащимся примерный план ответа;

- разрешить пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать суть явления;

- стимулировать оценкой, подбадриванием, похвалой.

При изложенинового материала:

- поддерживать интерес к усвоению темы;

- чаще обращаться к слабоуспевающим с вопросами, выясняющими степень понимания ими учебного материала;

- привлекать их в качестве помощников при подготовке приборов, опытов и т. д.;

- привлекать к высказыванию предложений при проблемном обучении, к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказанной сильным учеником.

В ходе самостоятельной работы на уроке

- разбивать задания на части, этапы;

- ссылаться на аналогичное задание, выполненное ранее;

- напоминать приемы и способы выполнения задания;

- указать на необходимость актуализировать то или правило;

- ссылаться на правила и свойства, которые необходимы для решения задач, упражнений;

- инструктировать о рациональных путях выполнения заданий, требованиях к их оформлению;

- стимулировать самостоятельные действия слабоуспевающих;

- тщательно контролировать их деятельность, указывать на ошибки.

При организации самостоятельной работы:

- выбирать для групп успевающих наиболее рациональную систему упражнений, а не механическое увеличение их числа;

- подробно объяснять последовательность выполнения задания;

- предупредить о возможных затруднениях, использовать карточки-консультации, карточки с направляющим планом действий.

Профилактика неуспеваемости

1. В процессе контроля за подготовленностью учащимися

- Специально контролировать усвоение вопросов, обычно вызывающих у учащихся наибольшие затруднения.

- Тщательно анализировать и систематизировать ошибки, допускаемые учениками в устных ответах, письменных работах, выявить типичные для класса и концентрировать внимание на их устранении.

- Контролировать усвоение материала учениками, пропустившими предыдущие уроки.

- По окончании изучения темы или раздела, обобщать итоги усвоения основных понятий, законов, правил, умений, навыков уч-ся, выявлять причины отставания. 

2. При изложении нового материала

- Обязательно проверять в ходе урока степень понимания учащихся основных элементов излагаемого материала.

- Стимулировать вопросы со стороны учеников при затруднениях в усвоении учебного материала.

- Применять средства поддержания интереса к усвоению знаний.

- Обеспечивать разнообразие методов обучения, позволяющих всем учащимся активно усваивать материал. 

3. В ходе самостоятельной работы уч-ся на уроке

- Учить умениям планировать работу, выполнять ее в должном темпе и осуществлять контроль.

- Подбирать для самостоятельной работы задания по наиболее существенным, сложным и трудным разделам учебного материала, стремясь меньшим числом упражнений, но поданных в определенной системе, достичь большего эффекта.

- Включать в содержание самостоятельной работы упражнения по устранению ошибок, допущенных при ответах и письменных работах. Инструктировать о порядке выполнения работы. Стимулировать постановку вопросов к учителю при затруднениях в сам. работе.

- Умело оказывать помощь ученикам в работе, всемерно развивать их самостоятельность.

- Учить умениям планировать работу, выполнять ее в должном темпе и осуществлять контроль. 

4. При организации самостоятельной работы вне класса

- Обеспечить в ходе домашней работы повторение пройденного, концентрируя внимание на наиболее существенных элементах программы, вызывающих наибольшие затруднения.

- Систематически давать домашние задания по работе над типичными ошибками.

- Четко инструктировать учеников о порядке выполнения домашней работы, проверять степень понимания этих инструкций слабоуспевающими детьми.

- Согласовывать объем домашних заданий с другими учителями класса, исключая перегрузку, особенно слабоуспевающих учеников. 

Меры предупреждения неуспеваемости ученика

  1. Всестороннее повышение эффективности каждого урока.
  2. Формирование познавательного интереса учению и положительных мотивов.
  3. Индивидуальный подход к учащимся.
  4. Специальная система домашних заданий.
  5. Усиление работы с родителями.
  6. Привлечение ученического актива к борьбе по повышению ответственности ученика за учение.
Размер:
38 Kb
Скачали:
28