Методическая разработка: Проект - это совокупность "шести П"

В работе раскрыты вопросы:

  • проблема;
  • проектирование;
  • поиск информации;
  • продукт;
  • презентация
  • портфолио;
  • типология проектов;
  • требования, предъявляемые к учащимся при работе над проектом;
  • памятка «Как написать отчет о выполнении проекта» для 10-11 классов, 8-9 классов, 5-7 классов, 1-3 классов;
  • защита проектов;
  • библиография.

Проект - это совокупность "шести П" 

I. Проблема

На первоначальном этапе происходит рассмотрение изначально неформализованной задачи, которую в дальнейшем предстоит решить учащимся. Здесь учителю необходимо заострить внимание учащихся на конечном продукте деятельности, показать значимость проекта, его целесообразность и дальнейшее применение, то есть результат выполненного проекта должен быть, что называется, "осязаемыми" (если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к использованию (на уроке, в школе, в реальной жизни)).

II. Проектирование

Совместно с учащимися формулируем цели, которые предстоит достичь в ходе выполнения проекта. Учащиеся предлагают собственные идеи, высказывают предположения по реализации идей проекта. Происходит разбиение участников проекта на несколько групп, каждая из которых будет строить свою собственную деятельность.

Важно четко сформулировать, каким образом, в дальнейшем, произойдет слияние результатов работы каждой из групп воедино, договориться о стандартах каждой из частей конечного продукта. Каким образом будут оформлены результаты деятельности. Определение источников информации, способов сбора и анализа информации, способа представления результатов (формы отчета), установление процедур и критериев оценки результатов и процесса, распределение задач (обязанностей) между членами команды. 

III. Поиск информации

На данном этапе происходит сбор информации. Основными инструментами являются: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты. Учитель играет роль наблюдателя за всеми участниками проекта, может косвенно руководить деятельностью; учащиеся выполняют исследование, решая промежуточные задачи. Каждая из групп занимается сбором материала, работает независимо от других групп.

Главным является то, что учитель не должен вмешиваться в деятельность учащихся, показывать более быстрый и правильный способ достижения цели. Учащиеся самостоятельно ставят и решают возникающие по мере выполнения проекта проблемы, привлекают для решения этих проблем знания из разных областей, учатся самостоятельно мыслить.

Таким образом, учитель из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников. Изменяется и психологический климат в классе, так как учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера. 

IV. Продукт

Оформление конечных результатов деятельности. Синтез полученных результатов каждой из групп. Формулирование выводов. Учитель наблюдает за деятельностью учащихся. Учащиеся оформляют результаты своей деятельности Реализация частей, составляющих проект (оценка использования различных источников информации, планирования деятельности, применения различных эффектов). 

V. Презентация

Защита проектов в различных формах (устный отчет, письменный отчет, демонстрация материалов), коллективное обсуждение, экспертиза, выводы, подведение итогов, выводы, выдвижение новых проблем исследования. Учитель оценивает усилия учащихся, креативность, качество использования источников, неиспользованные возможности, потенциал продолжения, качество отчета. Учащиеся участвуют в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок (Оценка внешнего вида проектной работы; оценка поставленных задач; оценка по защите проекта).

Критериями оценки являются:

  • Значимость и актуальность выдвинутых проблем, адекватность их изучаемой тематике;
  • корректность используемых методов исследования и методов обработки получаемых результатов;
  • активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями;
  • коллективный характер принимаемых решений (при групповой проекте);
  • характер общения и взаимопомощи, взаимодополняемости участников проекта;
  • необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему; привлечение знаний из других областей;
  • доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения, выводы;
  • эстетика оформления результатов проведенного проекта;
  • умение отвечать на вопросы оппонентов, лаконичность и аргументированность ответов каждого члена группы. 

VI. Портфолио

Применение результатов проекта в повседневной жизни, иначе для чего было создавать проект. Для учащихся значимость собственной деятельности, является большим стимулом для выполнения следующих проектов.

Метод проектов является исследовательским методом, способным сформировать у учащегося опыт творческой деятельности. Работа над проектом вырабатывает устойчивые интересы, постоянную потребность в творческих поисках.

В процессе подготовки проекта, обучающиеся самостоятельно приобретают недостающие знания из разных источников, учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач, приобретают коммуникативные умения, работая в группах, развивают исследовательские умения (выявление проблем, сбор информации, наблюдение, анализ и т.д.), системное мышление.

При организации проектной деятельности используется типология проектов, представленная в таблице № 1.

Типология проектов

Типологические признаки

Типы проектов

Примеры

По доминирующей деятельности

  • Исследовательские
  • Поисковые
  • Творческие
  • Ролевые, игровые
  • Прикладные (практико-ориентированные)
  • Информационные (ознакомительно-ориентированные)
  • "История информатики"
  • "Компьютерные сети"
  • "Сравнительные характеристики поисковых служб "Интернета"
  • "Создание личного Web-сайта"
  • "База данных класса"
 

По предметно-содержательной области

  • Монопроекты
  • Межпредметные
  • "История ЭВМ"
  • "Влияние компьютера на здоровье человека"
  • Участие во Всероссийском образовательном форуме с проектом на английском языке "ЗиД - оборонный щит нашей Родины".
 

По характеру контактов

  • Внутренние
  • Открытые

Участие в Региональной научно-практической конференции "Творчество юных" (г.Зеленоград)

По количеству участников проекта

  • Личностные
  • Парные
  • Групповые
  • Дистанционные олимпиады по информатике, ИТ.
  • Издательская деятельность в школе.
 

По продолжительности выполнения проекта

  • Краткосрочные
  • Средней продолжительности
  • Долгосрочные
  • Создание Web-сайта школы.
  • Создание фильма о школе.
 

 

Требования, предъявляемые к учащимся при работе над проектом 

Решение проблем

При работе над проектом учащийся:

 

Уровень I

Уровень II

Уровень III

Уровень IV

 

Постановка проблемы

  • называет причины, по которым он приступил к работе над конкретным проектом.
  • описывает идеальную с его точки зрения (желаемую) ситуацию,
  • указывает на то, что надо изменить в реальной ситуации.
  • самостоятельно формулирует проти-воречие между реальной и идеальной ситуацией, обращая его в проблему с помощью учителя,
  • указывает на причины существования проблемы.
  • самостоятельно формулирует проблему на основе анализа ситуации;
  • указывает на возможные последствия существования проблемы,
  • называет тех субъектов, которые могут быть заинтересованы в решении проблемы.
     

 

Работа над проектом заканчивается написанием отчёта, который должен соответствовать вполне определённым требованиям.

Как написать отчет о выполнении проекта

Памятка для учащихся 10-11 классов (вариант 1)

  1. Проанализируй реальную ситуацию и сформулируй проблему.
  2. Сделай прогноз на основе анализа последствий существования проблемы.
  3. Назови субъектов, заинтересованных в решении данной проблемы.
  4. Сформулируй цель выполнения своего проекта.
  5. Опиши стратегию (технологию) достижения цели.
  6. Обоснуй необходимость тех или иных ресурсов для реализации проекта.
  7. Проанализируй пути преодоления трудностей при выполнении проекта.
  8. Обоснуй ценность своего продукта.
  9. Сформулируй цель презентации и обоснуй выбор жанра.
  10. Сделай вывод на основе полученных данных.

Памятка для учащихся 10-11 классов (вариант 2)

  1. Обоснуй свой выбор данной проблемы.
  2. Каковы причины и последствия ее существования?
  3. Кого еще волнует эта проблема и почему?
  4. Каким образом можно решить данную проблему?
  5. Что необходимо для этого сделать?
  6. В чем состоит предполагаемая ценность своего продукта?
  7. Опиши, с какими трудностями ты столкнулся, реализуя данное решение?
  8. Зачем тебе нужно было выступление?
  9. Как ты готовился к выступлению?
  10. Доволен ли ты результатом?
  11. Что бы ты сделал не так, выполняя отчет по другому проекту?

Памятка для учащихся 8-9 классов

  1. Укажи проблему и причину ее возникновения.
  2. Назови цель работы, связанную с проблемой.
  3. Перечисли задачи работы.
  4. Представь план работы.
  5. Опиши предполагаемый продукт.
  6. Назови критерии, по которым можно оценить продукт.
  7. Укажи свои успехи и неудачи, объясни их причины.
  8. Укажи источники информации.
  9. Оцени эффективность групповой работы (ее результативность, затраченное время).
  10. Обоснуй выбор формы презентации.
  11. Сравни полученный продукт с предполагаемым.
  12. Назови те, кому твой продукт будет интересен и полезен.

Памятка для учащихся 5-7 классов

  1. Опиши желаемую ситуацию и обоснуй, почему она для тебя желаема.
  2. Укажи, что нужно изменить в реальной ситуации.
  3. Обозначь цель и сформулируй задачи, направленные на достижение цели.
  4. Запиши в хронологической последовательности шаги с указанием затраченного времени в зависимости от сложности работ.
  5. Опиши свой планируемый продукт, опираясь на заданные учителем критерии оценки.
  6. Дай оценку полученному продукту в соответствии с критериями оценки, заданными учителем.
  7. Укажи причины успехов и неудач, пути их преодоления. Назови новые знания и умения, полученные в работе над проектом. Где еще ты сможешь их применить?
  8. Укажи источники новой информации. Какие из них ты нашел самостоятельно?
  9. Достиг ли ты цели? Если не достиг, то почему?

Памятка для учащихся 1-3 классов

  1. Почему ты выбрал этот проект, а не другой?
  2. Расскажи, что ты сделал для получения результата?
  3. Чем результат работы похож и чем отличается от твоего желания?
  4. Какая информация для тебя была полезна?
  5. Тебе понравилось работать над этим проектом?
  6. Что было трудным?

Защита проектов проводится в форме конференций, лекций или презентаций. Такая деятельность способствует глубокому, осознанному усвоению базовых знаний, что обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях.

От того, как ученик может применить свои знания, насколько он компетентен в широком внешкольном контексте, зависит его будущее самоопределение. Это не только умение добывать и применять знания, это коммуникативные навыки, навыки самоконтроля и самооценивания, развитие творческих способностей.

Опыт использования данного метода дает возможность сделать вывод о том, что метод проектов ориентирован не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых, порой и путем самообразования.

На вопрос "Чему удалось научиться в ходе работы над проектом?" учащиеся ответили:

1. правильно распределять время

2. анализировать собственные действия

3. презентовать результаты своего труда

4. доделывать всё до конца

5. достигать поставленной цели

6. рассматривать проблему с разных точек зрения

Проектная технология способствует формированию творческих, коммуникативных и организаторских умений, способности работать в группе, навыков практической деятельности. Ее результативность определяется через диагностику сформированности творческих, коммуникативных и организаторских умений обучающихся. Сравнительный анализ диагностических исследований показывает увеличение числа обучающихся, у которых наблюдается положительная динамика уровня сформированности творческих умений.

Для определения результативности деятельности, степени эффективности решения поставленных целей и задач используются мониторинговые исследования всего учебно-воспитательного процесса путем использования диагностических методик:

  • Определение уровня обученности и обучаемости учащихся - А.К. Маркова;
  • Сформированность компонентов учебной деятельности - Г.В. Репкина, Е.В. Заика (Томск, АПН).

Для изучения результативности реализации задачи формирования у обучающихся информационной компетентности осуществляется мониторинг качества выполнения итоговых работ (творческий проект, практическое задание и др.) по разделам курса "Информационные технологии", а также сформированности различных операций мыслительной деятельности.

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!
<
Аватар пользователя
Филологиня

20.11.2014

При выявлении проблематики возможно стоит объяснить, что проблема "вытекает" из несоответствия?
Добавить комментарий