Конспект урока литературы 5 класс: Времена года А.А. Фета

Цель: познакомиться с пейзажной лирикой А.А. Фета, повторить теоретические сведения о ритме и рифме стихотворений, проанализировать роль выразительных средств, использованных при создании художественных образов стихотворений «Чудная картина», «Весенний дождь», «Задрожали листы, облетая…».

Задачи:

Развивающие:

- развивать навыки выразительного чтения;

- развивать внимание, память, логическое мышление, монологическую и диалогическую речь учащихся;

- развивать умение устного словесного рисования;

- расширить лексический запас учащихся;

- развивать чёткость артикуляции;

- развивать оценивание своих учебных достижений, своего физического и эмоционального настроя

- развивать умения совместной деятельности.

Воспитательные:

- прививать любовь к Родине и русской природе;

- формировать культуру восприятия стиха;

- повысить внутреннюю мотивацию к изучению литературы.

Обучающие:

- продолжить работу по обучению анализа лирического произведения:

- учить определять тематику стихотворения;

- видеть нравственную глубину произведения;

- правильно определять рифму и ритм стихотворения. 

Ход урока:

Организационный момент.

Знакомство с биографическими данными А.А.Фета (см. Приложение 1). Презентация, подготовленная учеником, и монологический ответ- представление работы. Запись темы урока в рабочие тетради, открываем учебник.

Учитель: Когда я готовилась к уроку и читала стихотворения А.Фета, обратила внимание, что его лирика созвучна с мелодией П.И.Чайковского, его «Временами года», может быть, вы сегодня сможете уловить это сходство. Поэтому назвать наш урок я решила «Времена года А.А.Фета»

Представление работы первой группы обучающихся, на дом получено задание – нарисовать иллюстрацию к стихотворению, объяснить ассоциации выбранных образов (работа в парах).

Стихотворение «Чудная картина» читает подготовленный ученик (из группы, работавшей над этим стихотворением,  одновременно демонстрируются слайды и звучит музыка П.И. Чайковского (Приложение 2)

Вы услышали чтение под музыку Чайковского и увидели великолепные изображения  зимнего пейзажа.

Учитель: Какие чувства у вас вызвала “чудная картина”, нарисованная Фетом?

«Чудная картина» вызывает чувство задумчивости, лёгкой грусти и причастности к суровой красоте зимней русской природы.

А услышали ли вы эти чувства в музыке П.Чайковского? Какие звуки передают эти чувства?

— Присмотритесь к тексту стихотворения. Как изображает чувства А.Фет? Какие особенности вы заметили?

Прежде чем задавать детям конкретные вопросы и давать чёткие задания, предложим им самостоятельно всмотреться в текст. Дальше можно идти, отталкиваясь от их наблюдений.

— Сколько предложений в стихотворении?

— Какое предложение перед нами: простое или сложное?  Есть ли в предложении глаголы?

Всё стихотворение представляет собой одно предложение, в котором мы совсем не видим глаголов. В первой части сложного предложения подлежащее выражено местоимением “ты”, сказуемое — кратким прилагательным “родна”. Во второй части — однородные подлежащие “равнина”, “луна”, “свет”, “снег”, “бег”, но глаголов совсем нет. Из-за этого нам кажется, будто мы видим застывшую, замершую картину, нарисованную художником на полотне. Вся картина, запечатлённая поэтом, воспринимается как единое целое, она словно не изменяется на наших глазах, постоянна.

— Какие элементы пейзажа описывает поэт?

Поэт передаёт величественность, широту и простор русских зимних полей, делая это с помощью отбора самых значимых элементов пейзажа. Мы не видим мелких деталей, всё крупно и важно в нарисованной картине: над белой, покрытой снегом равниной — полная луна. Благодаря яркости луны даже ночное небо кажется высоким, с него льётся свет, от которого блестит снег. Как луна одинока на небе, так на равнине, далеко, мы видим только одинокие сани.

Учитель: Что мы видим?

Монолог учителя. "Белая равнина" - это мы смотрим прямо перед собой. "Полная луна" - наш взгляд скользит вверх. "Свет небес высоких" - поле зрения расширяется, в нем уже не только луна, а и простор безоблачного неба. "И блестящий снег" - наш взгляд скользит обратно вниз.

"И саней далеких одинокий бег" - поле зрения опять сужается, в белом пространстве взгляд останавливается на одной темной точке. Выше - шире - ниже - уже: вот четкий ритм, в котором мы воспринимаем пространство этого стихотворения. И он не произволен, а задан автором: слова "...равнина", "...высоких", "...далеких" (все через строчку, все в рифмах) - это ширина, вышина и глубина, все три измерения пространства. И пространство от такого разглядывания не дробится, а наоборот, предстает все более единым и цельным: "равнина" и "луна" еще, пожалуй, противопоставляются друг другу; "небеса" и "снег" уже соединяются в общей атмосфере - свете, блеске; и, наконец, последнее, ключевое слово стихотворения, "бег", сводит и ширь, и высь, и даль к одному знаменателю: движению. Неподвижный мир становится движущимся: стихотворению конец, оно привело нас к своей цели.

Это - последовательность образов; а последовательность чувств? Затем тон резко меняется: от субъективного отношения поэт переходит к объективному описанию. Но эта объективность - и это самое замечательное - на глазах у читателя тонко и постепенно вновь приобретает субъективную, эмоциональную окраску. В словах: "Белая равнина, полная луна" ее еще нет: картина перед нами спокойная и мертвая. В словах "свет небес... и блестящий снег" она уже есть: перед нами не цвет, а свет, живой и переливающийся. Наконец, в словах "саней далеких одинокий бег" - картина не только живая, но и прочувствованная: "одинокий бег" - это уже ощущение не стороннего зрителя, а самого ездока, угадываемого в санях, и это уже не только восторг перед "чудным", но и грусть среди безлюдья. Наблюдаемый мир становится пережитым миром - из внешнего превращается во внутренний.

Мы даже не сразу замечаем, что перед нами восемь строк без единого глагола (только восемь существительных и восемь прилагательных!), - настолько отчетливо вызывает оно в нас и движение взгляда, и движение чувства. Но может быть, вся эта четкость - только оттого, что стихотворение очень маленькое? Может быть, восемь образов - настолько небольшая нагрузка для нашего восприятия, что, в какой последовательности они ни предстань, они сложатся в цельную картину?

— Найдите эпитеты в стихотворении. Как их можно охарактеризовать?

Эпитеты, которые использует Фет, очень просты: равнина “белая”, луна “полная”, небеса “высокие”, сани “далёкие”, бег “одинокий”. Вместе с тем мы понимаем, что эти эпитеты  единственно верные в данном случае, когда каждое слово значимо, и все вместе они описывают картину, которая при жизни Фета была знакома каждому русскому человеку.

— Определите размер, которым написано стихотворение, и вид рифмовки.

Стихотворение написано хореем: это размер, который чаще всего используется в народной песне. В каждой строчке по два, по три и редко по четыре слова. Перекрёстная рифмовка четверостиший легко воспринимается.

— Обратим внимание на звукопись. Как “работает” в первом четверостишии звук [р]? Употребляется ли этот звук во второй строфе? Как использует автор звук [с]?

Особую лёгкость звучанию придаёт то, что во второй строфе отсутствуют звуки [р], [р’]. В первой строфе их тоже мало. Зато во второй строфе часто используется звук [с], который в этих стихах передаёт ощущение света. Так с помощью размера, рифмовки и звукописи поэт добивается лёгкости стиха.

— В последней строке поэт говорит об одиноком беге далёких саней. Вызывает ли картина зимней лунной ночи чувство одиночества? Почему?

А теперь послушайте это стихотворение ещё раз, обратите внимание на мелодичность, напевность, эмоциональность произведения. Стихотворение читает второй подготовленный ученик.

Учитель: Обратим внимание  на слайды (Приложение 2), появляется  изображение весны и звучит музыка П.И. Чайковского. О каком времени года пойдет речь дальше? Какими словами вы могли бы охарактеризовать настроение  в это время года (грусть, радость; мажор, минор; будничность, праздничность; яркость, блеклость).

А теперь послушаем стихотворение А.Фета «Весенний дождь». Читает подготовленный ученик (работа второй подготовленной пары). Работаем по вопросам учебника.

- Понравилось ли вам изображение начала весеннего ливня?

- Какое настроение передает поэт читателю?

- Каким образом поэт достигает эффекта быстрой смены картин, событий, запахов, звуков?

—Обратите внимание на глаголы в тексте. Какие из них кажутся вам наиболее выразительными?

Почти каждая строчка открывает перед нами новую картину. Поэт чередует перед нами крупный и общий планы, благодаря ярким, динамичным глаголам (“блещет”, “трепещет”, “движется”, “брызнули”, “тянет”, “барабанит”) мы чувствуем движение, видим изменения в природе.

— Какие ощущения пробуждает в читателе и слушателе поэт?

Поэт насыщает картину запахами (“От лип душистым мёдом тянет”), цветом (“солнце блещет”, “в золотой пыли”), звуками (капли “брызнули в стекло”, дождь по листьям “барабанит”). Стихотворение наполнено ощущением движения, жизни. Поэт прислушивается к звукам, обоняет запахи, внимательно, с любовью всматривается в мир. Благодаря его стихам весенний дождь воспринимается как чудо, мы видим его словно первый раз в жизни. Поэт даже не называет явление природы дождём, но называет его “что-то”, и последние строки создают ощущение нераскрытой тайны.

Попробуйте сами определить размер стихотворения и особенности рифмовки.

Ямб, перекрестная рифмовка.

Прочитает стихотворение выразительно, передавая интонацией впечатления от быстро меняющихся картин и состояний природы подготовленный ученик.

Учитель комментирует домашнее  задание:

Обратите внимание на те иллюстрации, которые украсили наш урок, мы увидели сегодня и фотографии зимнего и весеннего пейзажей. А сейчас домашнее задание – на столах у вас лежат книги, только пока  в них нет жизни, они наполнятся ею, когда вы продолжите размышлять над темой нашего урока и запишете в них стихотворения А.Фета, посвященные двум временам года, о которых мы не говорили сегодня. У нас в кабинете оформлена выставка книг А.А. Фета, попробуйте создать свою книгу, посвятив её «Временам года» А.Фета.

Если есть время:

И вновь смена времени года, смена настроения. Выходит ученик, готовившийся по стихотворению «Задрожали листы, облетая…», читается произведение под музыку П.И.Чайковского «Октябрь», задается вопрос: «О каком времени года идет речь в этом стихотворении?» Обращаем внимание на слайд (Приложение 2)

«Задрожали листы, облетая…»: стихотворение-метафора

— Облетающие листья, тучи, буря — это понятные всем приметы поздней осени. Если это так, если поэт описывает конкретную бурю, тучи и листья, то о какой птичке-невеличке говорит он?

Подведём детей к пониманию того, что поэт использует описание осени для создания метафоры. Осенняя буря у Фета — это не только проявление стихии, но и символ сложностей человеческого мира, бурь, которые происходят в общественной жизни. “Тёплое гнёздышко” и “милая птичка” — это дом человека, семья, где хозяйка-женщина сохраняет любовь, ласку и добро. Фет пишет о том, как важно хранить тепло домашнего очага, как важно, чтобы человек всегда смог найти себе отдохновение в “тёплом гнёздышке”. В этом смысл фетовского противопоставления. Придумаем название этому стихотворению.

Подведение итогов работы – выполнение заданий опорной карточки. (Приложение 3)

Заключительное слово учителя

Большое спасибо за работу. А.А. Фет – один из самых замечательных поэтов Х1Х века, великолепно описывающий просторы нашей Родины. Неординарный, увлекающий и притягивающий наше внимание, легкий и одновременно заставляющий задуматься.

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!
<
Аватар пользователя
baklazhova

03.01.2015

почему в целях "Весенний ливень"? Дождь, а не ливень.
 

<
Аватар пользователя
Admin

03.01.2015

Спасибо за найденную ошибку в тексте. Действительно стихотворение А. Фета называется "Весенний дождь". Исправлено!
Добавить комментарий