Конспект урока литературы: «Зачем я жил? Для какой цели я родился?» Работа по повести «Фаталист». 10 класс

Цели урока: вспомнить основные эпизоды повести «Княжна Мери» и выявить, каковы были цели, намерения Печорина; помочь детям разобраться в причинах трагедии героя; выяснить отношение автора к нему.

Ход урока 

I. Словарная работа

Предопределение

1. Заранее определить, обусловить;

2. Судьба, рок;

3. В религии: воля божества, определяющая собой поведение человека и все происходящее в мире.

Предписание – распоряжение, приказ

Рок – несчастная судьба

Фатализм – вера в неотвратимость судьбы в то, что все в мире заранее предопределено таинственной силой

Фаталист – человек склонный к фатализму.

II. Проверка домашнего задания.

1. Проверка составления плана, выясняющего основные эпизоды, основные события и героев каждой части повести «Княжна Мери» (работают два человека у доски).

2. Класс в это время обдумывает и дает ответы на вопросы:

- Что занимала Печорина в «Бэле», «Максим Максимовиче», «Тамани», «Княжне Мери»?

- Чему он посвящает там свою жизнь? В чем состоят его намерения, цели?

III. Работа на иллюстрацией М.А.Врубеля (смотрите первый форзац пособия)

Рассматривая иллюстрацию Врубелю, к эпизоду дуэли ответьте на вопросы:

- Почему художник избрал момент, когда «Грушницкого на площадке не было»?

- Какие чувства заметны в лице и позе Печорина?

- Чем отличается друг от друга фигуры Венера и капитана, расположенные к зрителям спиной?

- Почему на месте дуэли изображены голые скалы?

IV. Работа над новеллой «Фаталист»

- Чем отличается эта новелла от предыдущих повестей?

(У Печорина здесь нет «друзей и врагов», любовь низведена до быта, ему не до Насти, «хорошенькой дочки» урядника,  у которой он живет.

Печорин здесь освобожден от конкретных привязанностей человеческих отношений. В новелле идет речь о предметах более общих, чем человеческие чувства, взаимоотношения, поединки с тем или иным кругом общения. Поэтому эта часть имеет философский характер. Опасность бродит рядом, близка граница между смертью и жизнью, возникает спор, что решает участь человека: его воли и судьба, предопределение, предписание сил, ему подвластных. Все персонажи новеллы делятся на верящих в судьбу и противостоящих ей.)

- К кому из героев относится название новеллы?

(Особое внимание учащихся уделяется Вуличу)

V. Слушаем сообщение учащегося о Вуличе

- Учащийся в ходе сообщения ответит на вопросы:

- Почему Печорин Вулича называет «существом особенным»?.

- Почему Вулич «никому не поверил своих душевных и семейных тайн»?

- Отчего карточная игра так увлекает Вулича?

- Зачем Вулич затевает спор и почему Печорин держит пари?

VI. Анализ эпизода пари героев.

1. Чтение по ролям диалога Вулича и Печорина, завершающего эпизод пари.

2. Задание. Объясните авторские ремарки, обдумайте интонации реплик.

3. Беседа:

- Что же странно Печорину в поведении Вулича

(После «победы» над судьбой Вулич репликой Печорина вновь возвращается к сомнению в своем счастливом жребии. Мгновенный переход от самодовольства к смущению, и резкой сердитости выдает его неуверенность в себе.)

- Убедил ли этот случай Печорина в том, что он подчинен предопределению?

(Размышления Печорина под открытым небом нас убеждают в том, что герой, на словах согласившийся с существованием фатума, проявленного как будто в испытании Вулича, продолжает сопротивляться этой идее. Печорин не верит, что существует высшая сила, управляющая движениями людей. Воля, действие, оказываются возможными в человеке, у которого есть воля и цель. Потомки, не верящие в судьбу, не верят в себя. «А мы, не жалкие потомки, скитающиеся по земле без убеждений и гордости, без наслаждения и страха… Мы не способны более к великим жертвам не для блага человечества, ни даже для собственного нашего счастья, потому что знаем его невозможность и равнодушно переходим от сомнения к сомнению…»)

- С каким произведением близок этот эпизод?

(Со стихотворением «Дума», т. к. Печорин также горько судит свое поколение, как и поэт)

- Что же отличает Печорина от Вулича в отношении к року, судьбе?

(Печорин любит сомневаться во всем, поэтому он воздерживается от прямолинейного суждения о том, существует ли предопределения или нет. Однако из всех событий, изображенных в повести герой проходит к мысли: при любых обстоятельствах, не смотря ни на что, нужно действовать, проявлять свою волю и решимость.)

VII. Выводы по теме урока. Слово учителя.

Волевая натура Печорина влечет к деятельности, к борьбе, но герой еще нравственно не готов к  тому, чтобы восстать против действительности, против веками складывающихся устоев светского общества. Автор показал, что его герой вел ожесточенную борьбу с отдельными лицами, встречающимися на его пути. Эта борьба в основе своей мелочна и бесцельна, бесперспективна: «в этой напрасной борьбе я устранил и дар души, и постоянство воли, необходимые для действительной жизни». В записи, сделанной перед дуэлью с Грушницким, содержится более горькое признание: «Зачем я жил? Для какой цели я родился?». Эта смелость и жажда неизведанного, воля, не разделенная сомнением, отличает Печорина от людей его поколения и позволяет автору сочувственно следить за его судьбой и называет его героем времени.

Домашнее задание.

Прочитать статью В.Г. Белинского «Герой нашего времени» и составить таблицу тезисов статьи.

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!