Конспект урока: Великая российская революция 1917-1921 гг. Свержение монархии. 11 класс

К конспекту прилагается презентация, тест, карточка для учащихся.

Тип урока: Изучение нового материала.

Форма урока: Лекция с элементами беседы; индивидуальная работа.

Цели урока:

1. Образовательная цель: знать субъективные и объективные причины Февральской революции, причины установления и суть двоевластия; уметь характеризовать внутреннюю и внешнюю политику Временного правительства, ход, характер и итоги революции.

2. Развивающая цель: уметь при помощи текста учебника дать полный и четкий ответ на вопрос обучающей карточки (умение анализировать текст учебника – находить главное); уметь давать грамотный устный ответ на вопрос (развитие монологической речи), развивать у учащихся умения осуществлять комплексный поиск, сравнивать, анализировать, делать выводы, решать познавательные и проблемные задания.

3. Воспитательная цель: уметь корректно работать в классе, прислушиваться к мнению одноклассника;

План темы:

1. Причины Февральской революции. Революционные события 1917 г. в г. Петрограде.

2. Образование новых органов власти.

3. Отречение Николая II.

4. Падение монархии.

5. Двоевластие.

6. Внутренняя и внешняя политика Временного правительства.

7. Национальный вопрос после «Февраля».

Оборудование урока: Учебник: Загладин Н.В. История России и мира в XX веке: Учебник для 11 класса. – М.: «Русское слово», 2005. – 480 с.

Дидактические материалы: индивидуальные, обучающие карточки. 

Основные даты:

1. 23 февраля  (8 марта) начало Февральской революции. По всему Петрограду становится проблемой достать хлеба. Начались демонстрации и митинги рабочих Путиловского завода под лозунгами «Долой войну!», «Долой самодержавие!», «Хлеба!», вскоре перешедшие в столкновения с полицией.

2. 24 февраля возобновились демонстрации и митинги Путиловских рабочих. К ним стали присоединяться рабочие других заводов. Забастовало 90 тыс. рабочих. Стачки и политические выступления стали перерастать в общую политическую демонстрацию против царизма.

3. 25 февраля (в субботу) командующий Петроградским военным округом генерал-лейтенант С.С. Хабалов объявил населению города о своем распоряжении войскам подавить выступления в Петрограде силой оружия «для водворения порядка в столице».

4. В этот же день началась всеобщая забастовка, которая охватила 240 тыс.рабочих. В высших учебных заведениях были сходки и забастовки.

5. Указом монарха от 25 февраля на основании ст. 99 Основных государственных законов занятия Думы и Госсовета были прерваны с 26 февраля 1917 года и назначен срок возобновления работы обеих палат 1 апреля 1917 года «в зависимости от чрезвычайных обстоятельств». Указ вышел за подписью председателя Совета министров князя Н. Д. Голицына.

6. 26 февраля в отдельных частях города (районы Невского проспекта, Финляндского вокзала, Выборгской стороны) скапливаются демонстранты. Не работают трамваи и извозчики. На улицы введены войска, но солдаты отказываются стрелять в рабочих. Произошло несколько столкновений с полицией, к вечеру полиция очистила центр города от демонстрантов.

7. 27 февраля всеобщая забастовка переросла в вооруженное восстание, начался массовый переход войск на сторону восставших, которые заняли важнейшие пункты города, правительственные здания. Создан Совет рабочих и солдатских депутатов, одновременно создан Временный комитет Государственной думы, который сформировал правительство.

8. 2 (15) марта Николай II отрекся от престола. 1 марта новая власть была установлена в Москве, в течение марта — по всей стране.

Основные исторические персоналии:

1. НИКОЛАЙ II Александрович [6 (18) мая 1868, Царское Село — 17 июля 1918, Екатеринбург], последний российский император (1894-1917).

2. РОДЗЯНКО Михаил Владимирович (1859-1924), один из лидеров октябристов, крупный помещик. В 1911-17 председатель 3-й и 4-й Государственной думы, в 1917 — Временного комитета Государственной думы.

3. ЧХЕИДЗЕ Николай Семенович (1864-1926), российский и грузинский политический деятель, один из лидеров меньшевиков. Депутат 3-4-й Государственных дум. В 1917 председатель Петросовета, ВЦИК.

4. КЕРЕНСКИЙ Александр Федорович [22 апреля (4 мая) 1881, Симбирск — 11 июня 1970, Нью-Йорк], российский общественный и политический деятель, министр-председатель Временного правительства в июле-октябре 1917 года.

5. ЛЬВОВ Георгий Евгеньевич (1861-1925), князь, российский государственный и политический деятель, крупный помещик. Депутат Первой Государственной думы. Председатель Всероссийского земского союза, один из руководителей «Земгора». В марте — июле 1917 глава Временного правительства.

Основные термины:

1. Государственная Дума, законосовещательное, представительское учреждение России (1906-1917). Учреждена Манифестом 17 октября 1905. Рассматривала законопроекты, которые затем обсуждались в Государственном совете и утверждались царем.

2. Временное правительство, высший орган власти и управления в России со 2 марта по 25 октября 1917. Возникло в дни Февральской революции в ходе переговоров членов Временного комитета,  Государственной думы и Исполнительного комитета Петроградского Совета.

3. Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов (Петроградский совет, Петросовет) — совет, созданный в Петрограде 27 февраля (ст. ст.) 1917 года в дни Февральской революции.Петербургский совет рабочих депутатов существовал ранее, в 1905 году, но непосредственным предшественником Петроградского совета была Рабочая Группа Центрального военно-промышленного комитета, созданная меньшевиками в ноябре 1915 года.

4. Двоевластие — режим одновременного сосуществования двух властей в одной стране. Может быть как результатом острого политического конфликта, так и традиционным политическим институтом.

Ход урока:
I. Мотивационный этап.

Учитель сообщает тему цели и задачи урока, настраивает учащихся на рабочий ритм урока, создает комфортную эмоциональную обстановку. 2 минуты.

II. Информационный этап.  Лекция учителя 10 минут.

III. Самостоятельная индивидуальная работа. Для выполнения самостоятельной работы ученикам выдаются обучающие карточки с  различными по сложности заданиями. На данном этапе учитель выступает в роли консультанта и помощника в выполнении заданий обучающей карточки, обращая внимание ученика на ключевые слова вопроса, его осмысление и выделение главного при прочтении текста учебника. 10 минут.

IV. Этап закрепления изученного. Качество выполненного задания, на вопросы обучающей карточки проверяется устным опросом класса.  10 минут.

V. Проверка пройденного материала.  

Учитель делает вывод по изученному материалу. Для диагностики результативности урока проводится устный опрос или тест по пройденному материалу, вопросы которого соответствуют информации, полученной учениками на данном уроке. 5 минут.

VI. Подведение итогов.

Учитель объявляет оценки учащимся, аргументируя их, выполненной или не выполненной, работой по каждому этапу урока.

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!